В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: На реализацию программы ДЛО в 2006 г. требуются дополнительные ассигнования Назад
Николай Герасименко: На реализацию программы ДЛО в 2006 г. требуются дополнительные ассигнования
Таков вердикт депутатов Государственной думы, которые подготовили парламентский запрос Госдумы Федерального собрания Российской Федерации Председателю Правительства РФ М.Е. Фрадкову "О проблемах реализации Федерального закона No 122-ФЗ от 22.08.2004 в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг". Проект постановления Госдумы о парламентском запросе был одобрен на очередном заседании Комитета Госдумы по охране здоровья, состоявшемся 9 ноября.

Результатами реализации дополнительного лекарственного обеспечения, являющегося частью гарантий, установленных статьей 62 Федерального закона No 178-ФЗ от 17.07.99 "О государственной социальной помощи", стали: формирование полного федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; повышение доступности и качества лекарственной помощи, а также отсутствие фальсифицированных и недоброкачественных лекарств, поставляемых в рамках ДЛО.

Вместе с тем при реализации программы ДЛО возникли проблемы, которые и отмечены в постановлении Госдумы. К 01.10.2006 г. численность получателей государственной социальной помощи в виде набора соцуслуг составила 8 447 035 человек (по состоянию на 01.01.2006 г. - 7 721 803 человека). В 2005 г. своим правом отказаться от получения набора соцуслуг воспользовались в основном лица, не нуждающиеся в дорогостоящем лечении, вследствие чего в 2006 г. резко возросла средняя стоимость рецепта (с 293,1 руб. в 2005 г. до 540 руб. в 2006 г.).

Сумма денежных средств, оплаченная территориальными фондами ОМС по счетам фарморганизаций, на 26.10.2006 г. составила 25 930 336 тыс. руб. В настоящий момент сумма средств по счетам, прошедшим медико-экономический контроль Федерального ФОМС, за 8 месяцев 2006 г. составляет 47,2 млрд руб. По прогнозам, сумма, которую фонд должен будет заплатить по итогам года, составит приблизительно 68,1 млрд руб. Исходя из вышеизложенных расчетов, на реализацию мер соцподдержки отдельных категорий граждан по обеспечению их медикаментами в 2006 г. из федерального бюджета потребуется дополнительно выделить около 34 млрд руб.

В постановлении также указывается, что в соответствии с принятым 01.11.2006 г. Госдумой Федеральным законом "О внесении изменений в статью 62 Федерального закона "О государственной социальной помощи" расширяется действующий набор соцуслуг. С учетом дефицита средств, возникшего в 2006 г., "необходимо уже сейчас предусмотреть увеличение данной статьи расходов в проекте федерального бюджета на 2007 г.". В заключение депутаты Госдумы обратились к Председателю Правительства РФ с просьбой проинформировать их о мерах, принятых для решения указанных проблем.

На повестку заседания комитета было вынесено еще несколько серьезных вопросов. Один из важнейших - "О проекте Федерального закона No 335239-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (второе чтение). Зам. председателя Комитета по охране здоровья Н.Ф. Герасименко напомнил, что в законопроекте, который обсуждался в первом чтении, отсутствовали данные о расходах на 2007 г. на ДЛО. Эти средства Федеральному ФОМС должны быть переданы из федерального бюджета.

Ко второму чтению проекта закона эта сумма была определена в размере 34 900 250,5 тыс. руб. Таким образом, общий объем средств фонда, направляемых в 2007 г. в территориальные фонды ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, будет составлять 76 723 550,5 тыс. руб. Эта сумма включает субсидии на выполнение территориальных программ ОМС в размере 41 823 300,0 тыс. руб. и средства из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению их ЛС в сумме 34 900 250,5 тыс. руб.


Сумма денежных средств, оплаченная территориальными фондами ОМС по счетам фарморганизаций, на 26.10.2006 г. составила 25 930 336 тыс. руб. В настоящий момент сумма средств по счетам, прошедшим медико-экономический контроль Федерального ФОМС, за 8 месяцев 2006 г. составляет 47,2 млрд руб. По прогнозам, сумма, которую фонд должен будет заплатить по итогам года, составит приблизительно 68,1 млрд руб. Исходя из вышеизложенных расчетов, на реализацию мер соцподдержки отдельных категорий граждан по обеспечению их медикаментами в 2006 г. из федерального бюджета потребуется дополнительно выделить около 34 млрд руб.

Ко второму чтению закона членами комитета были внесены поправки, касающиеся: источников средств финансирования, остатков средств, направляемых на диспансеризацию, перечня медучреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, порядка использования остатков средств. Как уточнила председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Т.В. Яковлева, ранее остававшиеся средства в результате неполного их использования возвращались в федеральный бюджет. Сейчас остатки средств на 1 января территориальных фондов ОМС на 2006 г. в результате неполного использования средств федерального бюджета, выделенных, к примеру, на дополнительную диспансеризацию работающих граждан в 2006 г., используются Федеральным и территориальными фондами ОМС на указанные цели в 2007 г. При этом Т.В. Яковлева заметила, что впервые в 2007 г. все деньги, которые направляются из федерального бюджета через Федеральный ФОМС, распределяют в соответствии с приложением к законопроекту по субъектам РФ, включая средства, предназначенные для ДЛО.

Как наиболее проблемная, по словам Н.Ф. Герасименко, при обсуждении законопроекта в первом чтении была отмечена статья 13 проекта закона, которая определяет порядок финансирования в случае недостаточности средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению ЛС. В соответствии с предложенной поправкой "Федеральный фонд ОМС вправе направлять в установленном порядке на эти цели средства, указанные в части 1 статьи 5 и статье 9 настоящего федерального закона, а также субсидии на реализацию мероприятий в рамках базовой программы, передаваемые из федерального бюджета в объемах, согласованных с территориальными фондами ОМС". При этом расходы на ДЛО включены в базовую программу ОМС. Как уточнила Т.В. Яковлева, депутаты предусматривают возможность добавлять в базовую программу средства из федерального бюджета.

Сумма средств, выделяемых на одного льготника в 2007 г., составит 378,7 руб. Это, по мнению Н.Ф. Герасименко, совсем небольшие деньги, учитывая, что средняя стоимость рецепта в 2006 г. составила 540 руб. В 2006 г. упорядочен перечень лекарственных средств, предназначенных для обеспечения в рамках программы ДЛО, в соответствии с которым усиливается контроль за количеством и номенклатурой выписываемых препаратов. Члены комитета рекомендовали принять проект бюджета Федерального ФОМС на 2007 г. во втором чтении.

Как известно, в настоящее время ведется активная работа, связанная с разграничением полномочий. Комитетом Госдумы по охране здоровья внесены поправки к вопросам здравоохранения к проекту ФЗ No 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом". Поправки, которые озвучил Н.Ф. Герасименко, касаются деятельности муниципальных учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, переработку и хранение крови и ее компонентов, и учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь.

Он отметил, что с принятием федеральных законов о разграничении полномочий муниципальные образования практически потеряли возможность самостоятельно заготавливать кровь, что создает проблемы, особенно в отдаленных территориях. Для решения этой проблемы депутаты предлагают поправку в вышеупомянутый законопроект, предусматривающую сохранение возможности заготавливать кровь на государственном муниципальном уровне.

Оказание специализированной медицинской помощи, указал Н.Ф. Герасименко, также является одной из острейших проблем, поскольку этот вид медпомощи не подпадает под полномочия ни субъектов РФ, ни муниципальных образований. В полномочия субъектов Федерации попала специализированная помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях. Однако самая большая проблема возникла со специализированными отделениями в стационарах и кабинетами в поликлиниках, которые перестали финансироваться в некоторых территориях. Созданная по этому вопросу рабочая группа, в которую вошли депутаты Госдумы и руководители Минздравсоцразвития России, предложила следующую поправку: "Финансирование специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения в субъектах Федерации, является расходным обязательством субъектов РФ, а специализированная медицинская помощь, оказываемая медучреждениями в муниципальных образованиях, является их расходным обязательством".

На вопросы, связанные с делегированием полномочий в сфере лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, обратил внимание зам. министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубов. По его словам, в поправках депутатов предлагается передать многие виды деятельности на уровень субъектов, "что рушит всю систему, которую мы выстраивали. Поэтому Минздравсоцразвития России предлагает передать на уровень субъектов РФ лицензирование деятельности учреждении по оказанию первичной медико-санитарной помощи. Смысл предложения состоит в том, что субъекты РФ лицензируют муниципальные образования, а лицензирование субъектовых учреждений мы оставляем за федеральным уровнем.

Что касается фармдеятельности, мы предлагаем передать в субъекты Федерации лицензирование розничной торговли ЛС, осуществляемой аптечными учреждениями. Лицензирование оптовой торговли остается на федеральном уровне. Кроме того, на федеральном уровне остается лицензирование сетевых аптек, действующих в нескольких субъектах Федерации".

Т. Панфилова, фото И.Чунусова

ФВ No37 (442) от 21.11.2006 г.

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=11504

Док. 373359
Перв. публик.: 21.11.06
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 465

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``