В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: ДЛО не помещается в федеральный бюджет Назад
Николай Герасименко: ДЛО не помещается в федеральный бюджет
Комитет по охране здоровья Госдумы 14 мая рассмотрел проект федерального бюджета России в части здравоохранения. Впервые Правительство России подготовило проект не на один, а на три года. Согласно бюджету в этот период заметно возрастут госрасходы на нацпроект "Здоровье", централизованную закупку медикаментов и медоборудования и помощь стационарным медучреждениям. Между тем в документе полностью отсутствуют какие-либо данные об объемах финансирования госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в период с 2008 по 2010 г. На сегодняшний день в бюджете заложено лишь 15 млрд руб., которые уйдут на завершение расчетов с поставщиками лекарств для льготников за 2007 г.

Заседание комитета открыла его председатель Татьяна Яковлева. По ее словам, реализация нацпроекта "Здоровье" является одним из приоритетов бюджетного проекта: "Что очень важно: общими усилиями мы добились финансирования программы по снижению смертности". Тем не менее она отметила, что члены комитета обеспокоены заложенными в бюджете минимальными цифрами по росту заработной платы: 7% - на 2008 г.; 6,8% - на 2009 г.; 6,5% - на 2010 г. "Получается практически не рост, а снижение заработной платы. Поэтому на заседании фракции "Единая Россия" мы пришли к выводу о том, что необходимо отдельное постановление по проекту федерального бюджета о внесении изменений об увеличении фонда оплаты труда бюджетников и увеличении МРОТ с 1 декабря 2008 г.",- сообщила Татьяна Яковлева.

С подробным анализом проекта федерального бюджета выступил первый зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. По его мнению, сама идеология составления бюджета на три года является положительным фактором, хотя имеются сложности, связанные с прогнозированием консолидированного бюджета и расчетами показателей. Ключевыми моментами рассматриваемого проекта бюджета по здравоохранению он назвал усиление профилактической направленности, повышение качества первичной медицинской помощи, улучшение демографической ситуации. По словам Николая Герасименко, развитие этих направлений - главная цель политики в сфере здравоохранения на 2008-2010 гг. Согласно проекту бюджета, расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2008 г. составят 218,3 млрд руб., в 2009 г. - 234,2 млрд, в 2010 г. - 274,6 млрд (рис. 1). В целом за три года расходы по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" возрастут на 68,2 млрд руб., или на 33,1%. Вместе с тем, отмечает Николай Герасименко, удельный вес раздела в общих расходах федерального бюджета снижается с 3,8% в 2007 г. до 3,6% в 2010 г., а его доля от ВВП - с 0,67 до 0,61%. Расти в ближайшие три года будут расходы по таким разделам, как "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Социальная политика" и "Межбюджетные трасферты".

Основное место в структуре ассигнований по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" занимают расходы на стационарную медицинскую помощь - порядка 62% в 2008 г. Увеличение расходов на эти цели в 2010 г. по отношению к 2006 г. составит 143%. На обеспечение деятельности стационаров в 2008 г. будет потрачено 43,0 млрд руб., в 2009 г. - 46,3 млрд, в 2010-м - 50,0 млрд (рис. 2). На финансирование нацпроекта "Здоровье" планируется в будущем году истратить 40,9 млрд руб., в 2009 г. - 45,8 млрд. На централизованные закупки медикаментов и медоборудования в 2008 г. уйдет 7 млрд руб., в 2009 г. - 6,4 млрд, в 2010 г. - 6,7 млрд.

Предусмотрено в бюджете, что со следующего года государство начнет развитие перинатальных медицинских центров. На эти цели оно рассчитывает в течение ближайших двух лет потратить 8 млрд и 12 млрд руб. соответственно. Расходы на высокотехнологичные виды медпомощи увеличатся в 1,5 раза - с 17,7 млрд руб. в 2007 г. до 26,5 млрд руб. в 2009 г.

С будущего года, по словам Николая Герасименко, начнется развитие новых направлений нацпроекта "Здоровье" - оснащение федеральных специализированных учреждений для развития новых высоких медицинских технологий (расходы в 2008-2009 гг. составят по 47 млрд руб. соответственно), совершенствование организации медпомощи при ДТП (в 2008 и 2009 гг. - по 1,96 млрд руб.) и медпомощи больным с сосудистыми заболеваниями (в 2008 г. - 1,4 млрд руб., в 2009 г. - 1,5 млрд руб.).

Впрочем, несмотря на появление новых важных статей расходов в федеральном бюджете, его авторы оставили в законопроекте немало белых пятен. Например, как отметил Николай Герасименко, проблемной остается реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Законопроект не содержит сведений об итогах реализации ФАИП, в т.ч. по отдельным строящимся медучреждениям и социальным объектам за 2006 г., о ходе реализации программы в 2007 г. и адресном аспекте на среднесрочную перспективу. Как заметил руководитель Росздрава Юрий Беленков, до сих пор никто не проводил инвентаризации долгостроя. На заседании комитета было предложено выделить в 2008 г. как минимум 2 млрд руб. регионам для строительства и реконструкции на условиях софинансирования сети дошкольных учреждений. Эти объекты депутаты также предлагают включить в ФАИП.

Наконец, в ходе обсуждения выяснилось, что авторы законопроекта забыли о необходимости финансировать ДЛО. В расходах федерального бюджета предусмотрены трансферты Федеральному ФОМС. Из пояснительной записки следует, что средства в размере 15 млрд руб., выделенные на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС, предназначены для перечисления в бюджет Федерального ФОМС в 2008 г. в целях стабилизации ситуации по обеспечению необходимыми лекарствами льготников, в т.ч. для завершения расчетов с поставщиками за работу в 2007 г. по ДЛО. Однако какие-либо другие данные по финансированию ДЛО в проекте трехлетнего бюджета отсутствуют. Как было отмечено на заседании комитета, законопроект не объясняет механизм финансирования лекарственного обеспечения льготников и не раскрывает размер норматива финансовых затрат на эти цели. Руководитель рабочей группы по проблемам ДЛО Госдумы Ольга Борзова заявила, что в постановлении о федеральном бюджете на 2008 г. должны быть отражены вопросы обеспечения федеральных льготников дорогостоящими лекарственными средствами. По ее словам, "это самая большая проблема в субъектах Российской Федерации, где положение дел с ДЛО остается на прежнем уровне".

Ответ присутствовавшей на заседании комитета представителя Минфина России Татьяны Большаковой оптимизма в присутствовавших не вселил. Она посоветовала искать средства на закупку лекарств в региональных бюджетах: "В системе ДЛО существует большое количество проблем, однако никто не отменял Постановления Правительства РФ No 890, предусматривающего обеспечение льготных категорий населения бесплатными лекарствами. В субъектах Российской Федерации средства на эти цели предусмотрены". В Минфине России пока не могут ответить на вопрос о том, как будет строиться финансирование закупки наиболее дорогостоящих лекарств в течение ближайших трех лет. "Для решения этого вопроса необходимы конкретные данные о стоимости этой программы. Пока таких данных Минздравсоцразвития России не предоставило",- объяснила ситуацию Татьяна Большакова.

Примечательно, что даже после таких слов Комитет по охране здоровья все же поддержал проект трехлетнего бюджета в первом чтении. Правда, с учетом высказанных предложений и дополнений.

Тамара Лебедева

ФВ No18 (465) от 28.05.2007 г.

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=12135


Док. 373358
Перв. публик.: 28.05.07
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 488

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``