В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: Никотин - яд в свободной продаже Назад
Николай Герасименко: Никотин - яд в свободной продаже
Гость: Николай Герасименко - Заместитель председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья


По данным соцопросов, половина взрослых россиян в день выкуривает по одной пачке сигарет. Ежегодно в нашей стране от недугов, которые вызваны никотиновой зависимостью, умирает около 300 тысяч человек. Примерно 60 миллионов российских граждан являются постоянными потребителями табака. В Госдуму внесены три законопроекта, которые в ближайшее время ограничат курение в публичных местах. Мы говорим с автором одного из законопроектов - Николаем Федоровичем Герасименко, заместителем председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, доктором медицинских наук, академиком РАМН.

- Николай Федорович, цифры ужасающие. Такое ощущение, что нация находится на грани вымирания, потому что 60 миллионов граждан являются постоянными потребителями табака, это более половины населения.

ГЕРАСИМЕНКО: Нет, это меньше половины, нас все-таки 143 миллиона. И 60 миллионов - это составляет примерно 40 процентов.

- Нет, младенцев я сразу исключила, им еще не продают табак.

ГЕРАСИМЕНКО: С учетом детей это 40 процентов, ну, примерно около половины взрослых.

- 300 тысяч человек умирают от недугов, которые связаны с никотиновой зависимостью. Действительно ли никотин так опасен для человеческой жизни?

ГЕРАСИМЕНКО: Во всем мире это уже определено, что никотин - это единственный легальный яд, который официально продается, который убивает половину своих потребителей. В связи с этим и во всем мире - Европа, Азия, Америка - ведется целенаправленная работа по укреплению здоровья своих граждан. Принципы какие? Прежде всего, чтобы не курили, не втягивали детей, женщин в курение. Вот у нас если брать состав курильщиков, то курят около 60 процентов мужчин, где-то 27-28 процентов женщин и примерно 14-15 процентов детей. Подростков почти 50 процентов курит. И в основном сейчас рост потребления, у нас только за последние пять лет, подчеркиваю, выросло потребление сигарет на 30 процентов. То есть каждый год прибавляется курильщиков 5,6 процента. И прибавляется прежде всего за счет женщин - идет взрывоопасный рост курения среди женщин - и детей. Недавно проводили исследования: беременные более половины курят, из них 48 процентов курят прямо в роддоме. И многие не считают даже, что курение вредно. При этом у курильщиц в три раза чаще встречаются различные уродства, меньший вес, меньший размер плода.

- Действительно, статистика чудовищная. Но законы - это некие запретительные, регламентирующие меры. Можно ли чего-то добиться запретительными мерами, в то время как у нас отсутствует самая главная вещь - пропаганда здорового образа жизни?

ГЕРАСИМЕНКО: Во-первых, закон - это больше регламентирующий акт. И во всем мире на первое место, чтобы регламентировать, ставятся законы. Например, вот у нас не так давно курили в самолетах. Как это страшно, допустим, когда дети, больные, беременные, просто некурящие летят в самолете и дышат этим запахом, а везде все курят. Сейчас законом запрещено и в самолетах не курят. Сейчас во многих зданиях уже не курят, определенная цивилизация. В Европе и в Америке давно это уже понятно.

Дальше. Человек травится легальным ядом - никотином. Поэтому он должен знать, что он травится. Его должны предупредить. И должны быть большие надписи, что курение убивает, курение является причиной рака, курение является причиной атеросклероза, инфаркта, импотенции. То есть он должен об этом четко знать. Дальше, должны быть установлены предельно допустимые концентрации канцерогенных веществ - смол, никотина, которые вызывают заболевания. У нас, к сожалению, они тоже завышены. То есть наши табачные предприятия травят своих же потребителей. И если брать официальную статистику, мы, Россия, по численности населения сейчас стоим на 7-м месте в мире или даже на 8-е уже ушли. По количеству курильщиков мы стоим на 3-м месте в мире после полуторамиллиардного Китая и более чем трехсотмиллионной Америки. А по потреблению среди детей мы занимаем первое место.

- Таким образом, вы считаете, что до того момента, когда начнет активно пропагандироваться здоровый образ жизни, необходимо регламентировать эту сферу, чтобы оградить...

ГЕРАСИМЕНКО: Обязательно. Недаром же принята Рамочная конвенция по контролю над табаком, первая за время существования Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения, которую буквально за год подписали 178 стран из 188, входящих в эту организацию. Только 10 стран: Сомали, Эритрея, Берег Слоновой Кости, Колумбия, Туркменистан, еще несколько и Россия не присоединились к Рамочной конвенции, которая все определяет. Там уже не надо ничего никому доказывать, всем понятно. Во всем мире умирает примерно 5 миллионов человек - а население мира уже более 6 миллиардов, - в России со 143 миллионами умирает 300 тысяч, вы сами назвали эту цифру. То есть у нас смертность от табака в четыре раза выше, чем в других странах. У нас доступность для детей суперколоссальная. Пачка сигарет, особенно без фильтра, стоит 4-5 рублей, проезд в метро стоит 15 рублей. То есть один билет - это три пачки сигарет. Сигареты стоят дешевле хлеба, дешевле мороженого. Мало того, умудряются еще продавать по одной сигарете детям продавцы киосков.

- Но это незаконно. И поэтому регламентируется уголовным правом, административным правом. И даже здесь право не работает, а вы вносите в Думу еще три законопроекта, которые ограничивают курение в различных местах.

ГЕРАСИМЕНКО: Давайте разделим две части. В законе уже что-то работает. А отношение к законам в России - это уже другой вопрос.

- Я хотела сказать, что, когда принимаются законы, необходимо отрабатывать и механизмы, чтобы эти законы исполнялись. Помните, несколько лет назад был принят закон о запрещении распития пива и других алкогольных напитков в публичных местах. Ничего не изменилось.

ГЕРАСИМЕНКО: Это принято только в этом году.

- Да, с начала года. Прошло лето, сейчас осень - все стоят, распивают, и никакой ответственности за это никто не несет. Это, мне кажется, дискредитирует, девальвирует законы.

ГЕРАСИМЕНКО: Нет, это дискредитирует страну, а не закон. Закон - это инструмент. Это как компьютер - можно на нем работать, а можно орехи колоть. Во всем мире это принято, есть закон, а уж чем наши, допустим, милиционеры занимаются - взятки бегают берут или крышуют кого-то... Милиционеров больше у нас в России, чем во всем мире, ни одна страна столько милиционеров не имеет, и они неизвестно чем занимаются, вместо того чтобы штрафовать за курение и так далее. Нет этого. Также в любой стране мира, если запрещено распитие спиртных напитков, даже дочка Буша выпьет - ее осудят, у нас - нет. Если в других странах мира за продажу детям сигарет закрывают сразу, отбирают лицензию или даже у некоторых уголовная ответственность существует, то у нас - нет. Так это вопрос к исполнительной власти, а не к закону, понимаете? Вот в чем самое главное. И сейчас, допустим, в тех же законопроектах, которые вносятся, опять возникает очень серьезный вопрос: почему некурящие граждане - беременные, больные, дети, просто некурящие - должны находиться в тех же местах общественного питания в прокуренном зале?

- Необходимо соблюдать права курящего человека или права некурящего?

ГЕРАСИМЕНКО: А нет прав курящего человека как такового, есть право людей на свежий воздух и право на жизнь. И мы должны обеспечить, я имею в виду как страна, право человека на свежий воздух.

- На комфортное существование.

ГЕРАСИМЕНКО: И на жизнь еще. А курение сокращает жизнь. И пассивный курильщик, не желая этого, получает примерно столько же смол и никотина, сколько и курильщик. И у нас получается так: все сделано для курильщиков: курильщик может в ресторане курить, на автобусной остановке, на работе, в метро...

- В метро - нет, это вы хватили.

ГЕРАСИМЕНКО: А в метро, знаете, машинисты курят. И даже мне сколько задавали вопросов, что машинисты курят. Даже в самолете для пассажиров запрещено, а летчик курит. У нас же как? Если гаишник, он нарушает, всегда ездит не по правилам, он почему-то считает, что ему все возможно, а для других - правила. Так же, допустим, пассажирам нельзя, но летчик будет курить. Закон должен быть для всех одинаков. И суть вносимых законопроектов, я только один момент беру, это, во-первых, дополнение к существующему закону на основании Рамочной конвенции, которая действует уже во всех почти странах мира. А именно: в ресторанах, местах общественного питания должны быть обязательно залы для курящих и залы для некурящих, то есть должны быть оборудованы определенные места. Есть еще законопроект, которые внес Совет Федерации, там вообще полный запрет на курение в местах общественного питания. Но я считаю, что это не совсем правильно.

- Вы предлагаете, таким образом, полумеру. Потому что запретили же в Италии и в целом ряде стран курение в общественных местах, в первую очередь в точках общепита.

ГЕРАСИМЕНКО: Идет постепенно, не везде запретили. Допустим, во Франции с 1 января 2007 года будет запрет просто на курение в общественных местах, а с 2008 года - в ресторанах. Но везде идет вот такое зонирование, выделяются залы, зоны и т. д. Сразу запретить курение во всех ресторанах - это пока сложно, нужно народ постепенно к этому приучать.

Следующий вопрос. Содержание смол и никотина нужно привести в соответствие с мировыми стандартами. Во всем мире содержание смол 10 миллиграммов, а никотина - один миллиграмм. А у нас в фильтрах разрешено 14 миллиграммов и 1,2. А без фильтра - вообще запредельно. То есть наши сигареты, в отличие даже от зарубежных, больше влияют на больных, вызывая онкологические заболевания, приводя к смерти. Вот эти введения. Дальше - надписи на пачках.

- Давайте мы остановимся на том, что необходимо привести количество смол к международным нормам. Все-таки это зависит еще и от производителей табачной продукции. Потому что можно принять закон, а дальше остановятся фабрики. Я в данном случае не лоббирую их интересы, но...

ГЕРАСИМЕНКО: Да не остановятся фабрики, мы это уже проходили.

- Из-за акцизных марок вина не было все лето. Сейчас такая же ерунда с духами может произойти.

ГЕРАСИМЕНКО: Кстати, я скажу, что не было водки, ввели госмонополию на производство спиртов - исчезла паленка. И в этом году первый раз с 1998 года за первые полгода на 53 тысячи человек умерло меньше, только от этого действия.

- А с другой стороны, другие эксперты рынка говорили о том, что из-за этих перебоев в таком легальном спиртном опять вылез черный рынок и серый, и появились подпольные цеха.

ГЕРАСИМЕНКО: Я не знаю, это уже дело милиции их ликвидировать, но в массе своей уже спирт не может поступить. И я говорю: по статистике на 53 тысячи человек умерло меньше, к концу года на 100 тысяч меньше умрет, это же большое дело.

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=23554

12.10.2006

Док. 373304
Перв. публик.: 12.10.06
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 561

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``