В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Герасименко: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (03.06.2005) Назад
Николай Герасименко: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (03.06.2005)
А. ДОЛИНА - Николай Федорович, у меня к вам первый вопрос, скажите пожалуйста, вы сами-то курите?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Нет в настоящее время, но курил 30 лет.

А. ДОЛИНА - Расскажите, как это было, как так случилось, что вообще сигарета попала в ваши руки?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Первый раз в 5 лет с друзьями, потом тоже друг пришел к отцу, заложил, отец провел собеседование, бросил курить. Потом начал уже в институте курить, 8 лет назад бросил курить совсем. И 8 лет не курил, тогда занялся законодательством по борьбе с табакокурением. И уже с 97 г. я не курю.

А. ДОЛИНА - Вы сейчас занимаетесь законодательством, и как вы считаете, должны быть какие-то строгие меры, как надо бороться с курильщиками, запрещать?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Нет, не в этом суть. Суть в другом. Во-первых, надо оградить детей от курения, это первая задача. У нас, к сожалению, я скажу, что вообще мы стоим по потреблению табака на третьем месте в мире после Китая, где население в полтора миллиарда, и после Америке, где население 300 миллионов. А по потреблению на душу населения, учитывая, что у нас в России 143 млн., мы занимаем прочно первое место, т.е. никому не даем даже приблизиться. И второе, что по росту потребления среди детей мы тоже прочно удерживаем первое место. Сейчас только конференция шла, "Врачи против курения", приводятся данные, что у нас средний возраст начала курения, в основном, уже, если раньше был 12, потом здесь уже 8 лет.

А. ДОЛИНА - Пять, вы сами сказали, в пять лет начали.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - В 5 лет начал, это я сразу бросил, это 8 и уже довольно долго. Это первое. А почему дети курят, элементарно, это реклама, это фильмы "Бандитский Петербург" и т.д., все остальные, где курят, считается это хорошим тоном, и наружная реклама везде привлекает.

А. ДОЛИНА - Это что, единственная причина, а родители, которые курят?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Не только, но не факт еще, родители тоже, конечно, влияют, безусловно, но не факт еще, потому что некоторые родители не курят, а курят во дворе, видят рекламу, смотрят телевизор и берут этот пример. Это одно, детей не допустить. Второе, меры отделить некурящих от курящих, потому что пассивное курение также вредно, как кто сам курит, потому что курящие не только себе здоровье портит и губит, а портит он как. Сейчас данные приводили, опять же, среднее сокращение жизни у курильщика 10, все признают абсолютно, на 10 лет сокращается. По мнению многих авторов, даже на 20 лет сокращение. Это рак легких, это инсульты, это инфаркты. Но это он сам себя осознанно губит. Но второе, люди, которые пребывают вместе, в одной комнате, в одном самолете.

А. ДОЛИНА - Пассивные.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - На одном вокзале, на одной лестничной площадке. Они не хотят. Есть беременные, есть с бронхиальной астмой, но они вынуждены дышать этим дымом, поэтому, второе, нужно разделить. Курильщики, хочешь - кури, зная, что это, но, извини меня, не трави.

А. ДОЛИНА - А это разделение, оно не ущемит права курящих людей?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Нет, а какие права? Тут же сформулировано тоже, что право человека на свежий воздух выше права курильщика на удовольствие. Вы согласны с этим? Это везде, во всем мире, потому что человек имеет право дышать свежим воздухом, а не отравлением, т.е. угарным газом также из сигареты. Это второе направление. Дальше, если ты куришь, третье направление, то ты должен знать содержание вредных веществ, а по заключению директора ВОЗ, табак - это единственный легальный продукт, который губит половину своих потребителей. Поэтому ты должен знать, да, ты потребляешь такое содержание никотина, смол, канцерогенов, что это приводит к возникновению рака легких, импотенции, сердечно-сосудистым заболеваниям, ты это должен знать, это должно быть написано.

А. ДОЛИНА - На самой пачке?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - На пачке, да, крупными буквами. А то, что у нас реклама какая идет, молодая девушка, красивая, с хорошей кожей, курит и все. А то, что курение вызывает черный налет на зубах, желтую кожу, ранние морщины, это же не показывает. В Канаде, например, не только в Канаде, в Австралии, в США на пачках рисуется рак легкого, нарисован.

А. ДОЛИНА - Это как?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Снимок черный такой, там легкое с изображением рака.

А. ДОЛИНА - Что, прямо на пачках?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Прямо на пачках.

А. ДОЛИНА - Вместо оформления красивого?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Да, вместо красивого оформления.

А. ДОЛИНА - Интересно, кто покупает эти сигареты.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Черные зубы, морщины и т.д., т.е. человек должен знать, на что он идет, потому что курить можно год, два, три, четыре, но через 20 лет это все произойдет, пожелтеют зубы, выпадут волосы, морщины появятся, рак может возникнуть, это все курильщик должен знать.

НОВОСТИ

А. ДОЛИНА - Те все страны, которые вы перечисляете, это как раз те страны, которые присоединились к рамочной конвенции по борьбе с табаком, и они как раз работают над этим, и если я правильно понимаю, то ситуация как раз в США и в западных странах, в некоторых странах Европы сейчас с курением как раз более или менее нормальная. А в России, как раз сегодня, в этот день газеты просто пестрят разными заголовками, в России ситуация только ухудшается. И это, вы, например, говорили о проблемах молодежи, все более и более молодые люди начинают курить, и девушки, и школьники, уже 5-классники, первоклассники. Как быть?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Существует три уровня ограничения потребления табака. Индивидуальный, т.е. на уровне семьи, я хочу бросить - бросаю или вы хотите, бросаем курить. Второй уровень общественный, это когда движения определенные, допустим, движение за позитивный образ жизни, медики, партии какие-то. И есть государственный уровень. Государство устанавливает правила игры: производство, лицензирование производства табака, акцизы, налоги, таможенные пошлины, меры по разделению курящих и некурящих, запреты курения в общественных местах.

А. ДОЛИНА - Реклама, наверное?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Реклама, совершенно верно, да, это государственная политика называется. Те страны, сейчас мир разделился на две части. Одна часть стран, которые заботятся о своем народе, хотят, чтобы люди жили дольше и качественно жили, они ведут политику здорового образа жизни. И разрабатывают, подписывают конвенцию об ограничении курения табака, уже подписало 172 страны.

А. ДОЛИНА - Но не Россия?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Десяток стран остался не подписавшихся, типа Зимбабве, Гватемала, Россия. Те страны, которые совершенно не занимаются программой "Мир по борьбе с курением". Смотрите, два года назад конвенция была уже подписана, с тех пор уже присоединились многие страны, ГД уже дважды обращалась в правительство, почему не принимается постановление по ратификации и не переносится в ГД.

А. ДОЛИНА - Почему?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Дают разные расплывчатые ответы, то идет административная реформа, то нужно какие-то изменения, но, на самом деле, специально не ратифицируется конвенция. Более того, существует в конвенции, почему не ратифицируется, в конвенции есть, в общем, серьезные правила. Первое правило, что нужно в течение 5 лет после ратификации привести национальное законодательство в соответствии с конвенцией. Там сказано, что, я назову такие меры, необходимо лицензировать табачную промышленность, поскольку производит вредные для здоровья продукты. У нас, к сожалению, Минэкономразвития вносит в ГД поправки к закону о лицензировании, отменяющие лицензирование производства табака. Если прямо в конвенции записано, во всем мире это вредное, как производство любого вредного вещества лицензируется, у нас это отменяется. Более того, Минфин выступает против, потому что если без лицензии, это маленькие предприятия в подвалах домов, везде начинают выпуск контрафактной продукции, подпольной. Ее по дешевке будут продавать, т.е. потеря налогов.

А. ДОЛИНА - И качество ведь хуже намного, да, так и есть?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Это другое уже даже. Потеря налогов примерно 800 млн. в год. Качество, вы правильно затронули, существуют тоже данные институтов, когда проверяли институт Эндрюса, проверяли качество продукции, там в три-четыре раза выше содержание смол никотина.

А. ДОЛИНА - В этих, которые подпольные?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Да, которые контрафактная продукция, выше содержание тяжелых металлов на 80%, заключения комитета по налогам, вернее, это служба наша по налогам, что нельзя, таможенного, министерства сельского хозяйства, главного управления по борьбе с организованной преступностью. Там пишется прямо, что одним из факторов, учитываемых в криминологическом плане, является то, что рассматриваемая отрасль является бюджетообразующей, с устойчивым ростом налоговых отчислений. Анализ криминогенной обстановки свидетельствует о наличии на территории России организованных преступных групп, контролирующих незаконное производство и контрабандный экспорт фальсифицированной табачной продукции в страны ЕС и Англии, с широким распространением, о котором свидетельствуют результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. В течение 9 месяцев 2004 г. выявлено свыше 21 тыс. правонарушений, к ответственности привлечено 17 тыс. человек, из незаконного оборота изъято 240 млн. штук сигарет, 12 млн. пачек. Только в Швеции одной 150 млн. И при этом при всем они пишут, что отмена лицензирования производства табачных изделий приведет к значительному росту малых и средних табачных предприятий, контролируемых организованной преступностью и ориентированных на изготовление фальсифицированной продукции. Главное управление по борьбе с организованной преступностью, продавливается в поправках отмена лицензирования. Акцизы, у нас самые дешевые сигареты.

А. ДОЛИНА - Вообще в мире?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - В мире, да, самые дешевые. Таких дешевых просто нет. Представьте, пачка сигарет стоит 4-5 руб.

А. ДОЛИНА - Это же напрямую связано с тем, что это такой популярностью пользуется.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Это меньше 20 центов, у нас перепроизводство сигарет. Мы потребляем 300 млрд. сигарет в год, производим уже сейчас 400, мощности наши на 700 млрд., и хотят еще отменить лицензирование, чтобы еще больше производили, т.е. стимулируют производство сигарет.

А. ДОЛИНА - А как вы думаете, если сигареты станут дороже, у нас что, меньше людей будет курить, молодых особенно, школьников?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Во всем мире признано научными исследованиями и в конвенции записано - да, меньше. Считается так, что при повышении цены сигарет на 10%, 4% бросает курить. В первую очередь, меньше будут курить дети, потому что самые доступные, что, 4 руб., если у нас проезд в метро стоит 13 руб., булка хлеба стоит от 10 до 15, где-то больше, то пачка сигарет 4-5 руб., такого никогда не было. Просто не было и нигде, в Норвегии пачка сигарет, тоже "Мальборо", стоит 11 евро, а у нас "Мальборо" стоит меньше доллара.

А. ДОЛИНА - Очень многие молодые люди, которые уезжают, допустим, учиться на Запад, они просто бросают, действительно, курить.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Совершенно верно, и бросают, потому что оно становится недоступным, ребенок не пойдет, ему лучше мороженое купить или лучше конфет купить или, в конце концов, молока купить, чем сигарет. Иногда, когда споришь с производителями нашими и кто их поддерживает, начинают, что сигареты - это является социальным продуктом, чуть ли ни табачные бунты будут. Ерунда это все. Во-первых, это не лекарства, это не молоко, это не хлеб. У нас даже лекарства практически, цена, дорогие, правильно? А сигареты просто дешевые, т.е. вынуждают детей, чтобы чем-то развлечься, курить. Идет перепроизводство сигарет, просто перепроизводство. Если там страны, Канада, Англия, Америка, Япония, где правительства серьезно занимаются борьбой, табачные фабрики сворачивают там свою деятельность и переезжают в Россию, где создаются условия просто, скажем, отеческие, пожалуйста, приезжайте к нам, травите наших людей сигаретами, производите, мы вас будем всячески поддерживать, создавать вам протекционистскую налоговую политику, акцизную политику, будем везде рекламировать сигаретопроизводство, только приезжайте. И как выдающееся достижение говорят, что да, в табачную промышленность вложено 2 млрд. долларов, это так великолепно, 2 млрд. Вы что же делаете, это же все травит население, кто же думал, что 400 тыс. в год погибает? Когда президент В.В. Путин во время послания обращается, говорит - у нас мужчины живут на 16 лет меньше, чем в Европе, женщины на 10 лет, так здесь огромную-то роль играет курение, на 10 лет сокращая жизни. Почему же тогда правительство вместо того, чтобы заниматься?

А. ДОЛИНА - Т.е. вы считаете, что, в основном, у нас от курения умирают люди?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Не только, я говорю о курении, 400 тыс., а умирает 2 млн. 300, есть и другие причины, алкоголь и другие заболевания, я просто говорю, курение, это во всем мире признано уже. Вместо того, чтобы выполнять, в законе прямо записано, что правительство разрабатывает программу мер по борьбе с курением. Никакой программы не слышно, не видно. Пожалуйста, у нас самое большое раздолье, простор для производителей табака.

А. ДОЛИНА - А как на Западе эти программы разрабатываются? Если я правильно понимаю, то там люди просто уже думают по-другому, мыслят, им не хочется курить?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - А там идет другое воспитание.

А. ДОЛИНА - Т.е. дается какой-то образ?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Образ, да, у нас курильщик - образ героя, часто герои, даже женщины курят.

А. ДОЛИНА - Это кто, например?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Возьмите, Каменская тоже, когда идет фильм, она постоянно курит. Вообще, когда изображают, наши режиссеры любят изображать мыслительный процесс обязательно с сигаретой, не то, что там ум в глазах или умное выражение, а просто сигарету взял.

А. ДОЛИНА - Да, писатели курят.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Писатели, во время размышления, волнения. Это обязательно сигарету курят. Других средств нет, и возникает у детей образ, что герой должен курить. Иногда тренер, допустим, тот же Романцев или ряд других, показывают тренеров, кумиров спорта, с сигаретой.

А. ДОЛИНА - Кстати, да.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - А это везде запрещено на Западе, нельзя это показывать просто, чтобы дети не курили. Целая система. И на Западе сделано так, что фильмы, наоборот, там курят бандиты, нищие, люди, потерявшие, проститутки, т.е. в таком плане, что только изгои общества, люди, которые ни на что неспособны, утрачивают все связи, т.е. маргинальные слои, они курят. И тогда уже ты выбираешь, к какому слою хочешь относиться, к маргинальному слою или к нормальному. Если ты куришь, у тебя нет дороги, бизнес, к процветанию в политике, где-то еще, т.е. тебя в обществе нормальном уже не принимают. Допустим, когда приезжаешь на Запад, там если в компании нормальной закуришь, на тебя так смотрят, как будто ты что-то сделал такое, неприличное в хорошем обществе. У нас, к сожалению, такого нет, мы изолированная страна, несколько таких стран, которые существуют в мире, мы, к сожалению, относимся к этой категории. И вместо того, чтобы сейчас серьезно заниматься, всячески оттаскиваем ратификацию конвенции, не принимая решения, только с одной целью, дать возможность табачной промышленности, в том числе таким мелким, развиваться.

А. ДОЛИНА - Как вам кажется, такие запреты просто - здесь курить нельзя, допустим, в самолетах сейчас уже ничего такого нельзя, нигде курить, какие-то отдельные места, потом в кафе многих на Западе нельзя курить.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Да, либо делят на зоны, либо вообще.

А. ДОЛИНА - Вообще есть отдельные государства, где полностью запрещен табак. Подобные, довольно жесткие меры, они что, тоже будут как-то действовать, как-то способствовать уменьшению курильщиков в обществе?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Они действуют, действительно, они не просто, они действуют. Например, в самолетах запрет на курение. Когда у нас еще не было закона, "Аэрофлот" пытался привлечь пассажиров, курящих, на самолет, и говорят - у нас единственные авиалинии в мире, на которых можно курить, летайте самолетами. Никто не захотел.

А. ДОЛИНА - Да, реклама.

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Почему-то никто не захотел, даже курящие, потому что, во-первых, не очень приятно, когда летишь в самолете, и рядом сосед курит, дым витает, иногда на наших чартерных рейсах вообще же дым стоит, почему-то не захотели, почему-то хочется дышать свежим воздухом, нормальным воздухом. В туалеты еще ходят курить в наши российские, а там везде запрещено просто, поэтому эти меры, они просто необходимы. И многие мэры занимаются борьбой с табакокурением, объявляют улицы либо даже поселки некурящими просто, все это, есть где-то, может быть, перегибы, но, самое главное, цель-то благая, чтобы люди меньше болели, меньше умирали, это самое главное.

А. ДОЛИНА - И как же вам кажется, в России на сегодняшний день, учитывая то, что конвенция, судя по всему, у нас не идет, реклама у нас как-то не появляется социальная, специальная, детей у нас все больше курящих, как быть-то?

Н. ГЕРАСИМЕНКО - Я давно занимаюсь этой проблемой, все равно инстинктивно срабатывает инстинкт самосохранения. Люди хотят жить, хотят выживать. Когда они знают о том, что грозит потребление табака, читают, видят все, начинают задумываться, начинают бросать. Этот процесс растет.



http://www.echo.msk.ru/interview/36827/

03.06.2005

Док. 373266
Перв. публик.: 03.06.05
Последн. ред.: 21.09.07
Число обращений: 382

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``