В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Байкальский пролог. Фавориты и аутсайдеры грядущих выборов Назад
Байкальский пролог. Фавориты и аутсайдеры грядущих выборов
На карте страны Иркутская область занимает внушительную территорию - здесь разместились бы, к примеру, полторы Франции или две Германии. Под стать и природный потенциал: лес, уголь, золото. Каскад гидростанций, построенных на Ангаре, вырабатывает самую дешевую в России электроэнергию. Отсюда и большой вес энергоемких предприятий, производящих алюминий, целлюлозу, продукты химии и нефтехимии. Как и у соседей-красноярцев, львиная доля сырья и полуфабрикатов уходит на экспорт. Отсюда и обратная сторона медали, столь характерная для восточных регионов: земля наша богатая, да порядку в ней нет. Во всяком случае, по большинству показателей социально-экономического развития Иркутская область прочно обосновалась ниже средней отметки в Сибирском федеральном округе. Плохо с привлечением инвестиций, неважно с экологией, туго с малым бизнесом, да и социальное расслоение намного превысило всероссийский уровень. Если добавить, что в Прибайкалье наибольший среди сибирских территорий размах преступности, катастрофически сократились объемы жилищного строительства при высоких, вровень с московскими, ценах на рынке недвижимости, а по количеству ВИЧ-инфицированных из расчета на каждую тысячу жителей Иркутская область занимает первое место в России, то список острых проблем станет внушительным. Значит, и борьба на выборах в Государственную Думу будет жесткой

ЕР в интерьере

Иркутская партия власти выстроена по расхожей схеме: в политсовет регионального отделения "Единой России" входят руководители крупнейших предприятий и видные чиновники. Большинство районных и городских отделений возглавляют главы местных администраций или их заместители. Например, отделением ЕР в Иркутске руководит председатель комитета по управлению Октябрьским административным округом Константин Башков, находящийся в прямом подчинении у градоначальника Владимира Якубовского, а родной брат мэра входит в городской политсовет. Несложно вычислить, кто на самом деле заказывает музыку в партийном строительстве, или понять, почему численность "единороссов" в Прибайкалье перевалила за шесть тысяч, а в областном центре - за две.

Очевидное - невероятное: мало кто считает наиболее мощную из партий - "Единую Россию" - партией в точном смысле этого слова. Чаще ее называют "властью", "начальством", "новой КПСС". А один из муниципальных чиновников так и сказал мне: "Я политикой не занимаюсь, состою в "Единой России". Спокойненько сказал, через запятую, не меняя интонации, ровным голосом - как о чем-то обыденном. И тут же спросил: "Ну а ты вступил в партию?". Спросил так, что я понял - партия для него существует только одна, как раз та, которую он за партию не считает и политикой в ней не занимается. Брежневщина, да и только.

По большинству из вопросов, касающихся региональной экономики и политики, иркутское отделение "Единой России" помалкивает, ожидая отмашки из Москвы. Отмашки в большинстве случаев нет, поэтому нет и четкой позиции. И это при том, что фракция ЕР объединяет почти половину депутатов Законодательного собрания области. Более того, партию власти раздирают серьезные противоречия.

В руководстве Иркутского регионального отделения партии "Единая Россия" преобладают выходцы из лужковского "Отечества". Заместитель председателя регионального политсовета ЕР по организационным вопросам, владелец строительной фирмы Юрий Шкуропат четыре года назад возглавлял "Отечество" в Иркутской области, а заместитель по идеологии, ныне председатель отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области Валерий Соколов руководил наспех сколоченной фракцией "отечественников" в Законодательном собрании. Губернатор Борис Говорин тоже поставил тогда на блок "Отечество - Вся Россия". Правда, после голосования в декабре 1999 года несостоявшаяся партия власти больше не подавала в Иркутской области признаков жизни, дружно перекочевав в "Единство". Но, во-первых, такая родословная мешает иркутским "заединщикам" заручиться полным доверием Кремля. Во-вторых, губернатор не вполне контролирует ситуацию в региональном отделении ЕР.

Другая "изюминка" - ситуация в Братске, крупнейшем индустриальном центре Прибайкалья. Местное отделение ЕР, которое возглавляет мэр города Александр Петрунько, занимает особую позицию по многим вопросам, включая прохладные отношения с губернатором области. Да и по вопросам идеологии у братчан замечен правый уклон. Среди сторонников такого курса - влиятельный депутат Государственной Думы от Братского избирательного округа, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба.

Новое лицо старого осколка

Иркутская область раньше не считалась красной, но в последние годы рост протестных настроений налицо. Количество голосов, поданных за КПРФ, растет с каждым голосованием в Госдуму, а на губернаторских выборах 2001 года лидер местных коммунистов, депутат российского парламента Сергей Левченко не только вышел во второй тур, но и получил в итоге свыше 45 процентов голосов, на два процента меньше, чем действовавший губернатор Борис Говорин. Сказались серьезные просчеты региональной власти в экономике, ее непубличный, авторитарный характер. Другим фактором, сыгравшим в пользу коммунистов, стал переток протестного электората из деревни в город - явление, кстати, повсеместное и заслуживающее внимательного изучения. Здесь много стихийных социал-демократов, на голоса которых претендуют несколько партий. Успех коммунистов в этой борьбе во многом обусловили личные качества Сергея Левченко - относительно умеренного политика, способного вести диалог с различными силами, сохраняя при этом влияние и на крайне левых. Так, перед вторым туром Левченко, не моргнув глазом, публично заявил, что в случае избрания его губернатором приостановит свое членство в КПРФ "ради консолидации различных слоев общества".

Коммунисты - единственная из партийных организаций, чья деятельность охватывает сразу два субъекта федерации - Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Это 3700 "штыков" во всех городах и районах. В остальном же КПРФ похвастаться нечем: такой же, как и в других регионах, дефицит идей и кадров. За исключением Левченко, ни одного приметного лица. Слабые позиции в региональных средствах массовой информации и деловых кругах. Среди 45 депутатов Законодательного собрания Иркутской области, избранного целиком в одномандатных округах, - ни одного коммуниста. Не будет преувеличением сказать, что перед нами слегка отредактированный осколок прежней КПСС, уже не способный на полномасштабный социальный реванш, но и не приплывший еще в гавань социал-демократии.

"Яблока" и ЛДПР, имеющих шанс преодолеть пятипроцентный барьер, в иркутской области почти не слышно. Несколько региональных отделений - прежде всего, Народной партии, Партии Жизни и "Либеральной России" - напротив, активно присутствуют в средствах массовой информации, но, судя по социологическим опросам, не оставляют глубокий след в сознании избирателей. Определенных успехов в совмещении активности и популярности достигли только местные сторонники Союза правых сил.

Как пройти направо?

В отличие от традиционалистских партий, каковыми являются КПРФ (опора на прошлое) и "Единая Россия" (интересы бюрократии), Союз правых сил ориентирован на социально мобильных, наиболее адаптированных к реалиям открытого мира избирателей. Проблема в том, что ядро поддержки правых - молодежь, малый и средний бизнес - не блещет политической активностью. Как помочь избирателю осознать свои интересы, привести его на избирательный участок, привлечь для участия в институтах гражданского общества? Поиску ответов на эти вопросы региональное отделение СПС уделяет львиную долю времени, сил и средств.

Среди общественно-политических проектов, реализуемых Иркутским региональным отделением СПС, - молодежный клуб бизнеса и политики "Правый поворот", юридическая Служба помощи согражданам, "Открытая трибуна" (слушания по основным проблемам социально-экономического развития Прибайкалья), "Партийная школа" с участием российских и зарубежных экономистов и политологов. В феврале 2003 года состоялся первый семинар в рамках Байкальского Либерального форума, задуманного в целях возрождения демократического наследия в исторической, правовой, экономической сферах. Правые установили мемориальную доску на доме, где в 1819-1820 годах жил выдающийся реформатор, сибирский генерал-губернатор Михаил Сперанский и вышли с инициативой возвращения центральной площади Иркутска исторического названия - имени графа Сперанского. В течение нескольких лет будут установлены и 14 памятных знаков, связанных с деятельностью в Иркутске меценатов и просветителей девятнадцатого - начала двадцатого столетий.

Среди политических партий правые занимают в Прибайкалье третье место по числу местных отделений (19), объединяющих 880 членов партии. Кроме "Единой России", только СПС имеет свою фракцию в Законодательном собрании, куда входят 6 депутатов. При поддержке Союза правых сил в прошлом году избрано несколько руководителей муниципальных образований, а Черемховскую городскую думу возглавляет член регионального политсовета СПС Вадим Семенов. Председателями наиболее крупных, дееспособных отделений - Ангарского, Братского, Иркутского городского, Шелеховского - являются, как правило, депутаты местной думы. И хотя крупный бизнес не спешит поддерживать правых, в Иркутской области им удалось создать компактную, но вполне современную инфраструктуру для работы с населением.

Отношения правых с губернатором не назвать безоблачными. Правда, принцип "чем хуже, тем лучше" не для эспээсников. Конструктивная критика или аргументированная поддержка в зависимости от существа той или иной проблемы - вот стиль отношений региональной отделения СПС с областной властью. Камнем преткновения стала тема третьего срока для Бориса Говорина. Если в Уставе Иркутской области, принятом в 1995 году, сохранится норма, ограничивающая полномочия губернатора двумя сроками, то Говорин не сможет баллотироваться на следующих выборах. Принципиальная позиция СПС по всей стране - против третьего срока. Однако команда иркутского губернатора настроена по-иному. К намеченной ею цели ведут два пути: либо через отмену запрета (для этого нужны две трети голосов в Законодательном собрании), либо через создание нового субъекта федерации на базе Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, и, как следствие, "обнуление" губернаторских сроков.

В определении союзников СПС тоже придерживается прагматичного подхода. По многим вопросам, касающимся развития рыночной экономики, правые блокируются с "Единой Россией". Вместе с тем, не отказываются от контактов с другими партиями, включая КПРФ. "Соглашения с левыми по тактическим вопросам вполне возможны, - считает председатель Иркутского регионального отделения СПС, депутат Государственной Думы Юрий Курин. - Достижение подобных договоренностей свидетельствует о способности политиков обойти разногласия ради общих позиций". Такие позиции были найдены в соглашении "За честные выборы", которое подписали местные лидеры СПС, КПРФ и "Яблока", но отказались "единороссы".

Выборы в государственную Думу открывают для Иркутской области череду избирательных кампаний: весна 2004 года - выборы президента РФ, осень-2004 - избрание депутатов Законодательного собрания по новой, смешанной системе, лето 2005 года - выборы губернатора. В течение этого цикла произойдет обновление региональной элиты, изменится расстановка политических сил. Есть все основания считать, что СПС не только сохранит, но и увеличит свое влияние в Прибайкалье.



Юрий Пронин (Иркутск)
газета "Правое дело" (Москва)
26.06.2003
http://www.kurin.ru/index.php?articles_id=24

Док. 372705
Перв. публик.: 26.06.03
Последн. ред.: 20.09.07
Число обращений: 365

  • Курин Юрий Геннадьевич
  • Говорин Борис Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``