В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
За фасадом не все благополучно Назад
За фасадом не все благополучно


Нынешний год объявлен в Казахстане Годом России. Программа его проведения включает немало всевозможных мероприятий. Так что стороннему наблюдателю вполне может показаться, что отношения двух стран складываются почти идеально. Но это не совсем так.

В отношениях с Астаной нас устраивает далеко не все. И это, кстати, подтвердил и состоявшийся в январе официальный визит в Астану Президента РФ Владимира Путина. На его переговорах с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым шел непростой диалог: как оказалось, у Москвы накопилось немало претензий к казахстанскому руководству. Главные из них - усиливающаяся прозападная ориентация Казахстана, особенно в военной и топливно-энергетической областях, а также фактическое вытеснение русского языка и представителей русскоязычного населения из государственной и общественной жизни страны.

Серьезное беспокойство вызывают планы Казахстана модернизировать свою систему ПВО с помощью США, Великобритании и Германии (стоимость этого проекта составит порядка 1 миллиарда долларов). Ориентация на западные военные технологии нарушает обязательства Казахстана по Соглашению 1995 года о создании объединенной системы ПВО стран СНГ. В случае реализации этих планов НАТО получит доступ к отдельным элементам системы ПВО СНГ, и это вынудит Россию к дополнительным расходам на контрмеры. Не говоря уже о том, что российские компании потеряют крупный военный заказ.

Не в восторге мы и от интенсификации сотрудничества Казахстана с США и другими странами Запада в укреплении своей военной инфраструктуры на Каспии, к примеру в создании военно-морских баз. На эти цели только в прошлом году НАТО выделила Астане около 35 миллионов долларов. Да и вообще, как отмечают эксперты, в Казахстане все более усиливается крен в сторону взаимодействия с Североатлантическим альянсом, который в Астане считают едва ли не главным гарантом безопасности в Центральной Азии. Так, на последних заседаниях Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Казахстан наотрез отказался поддержать российское предложение о военном сотрудничестве этой организации с НАТО на коллективной основе. Казахские представители дали понять, что предпочитают сотрудничать с альянсом напрямую, не консультируясь с Россией, и в обход механизмов контроля ОДКБ.

Прозападный крен Казахстана дает о себе знать и в топливно-энергетической сфере. Астана, судя по всему, считает Россию важным, но не главным партнером в этой области и потому, похоже, не прочь переориентировать экспортные потоки своих каспийских энергоресурсов в обход территории России. Мы крайне критически относимся к планам Казахстана подключиться к сооружению лоббируемого США нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. С другой стороны, по вине Казахстана почти наполовину недогружен трубопровод Тенгиз - Новороссийск.

В ходе переговоров с Нурсултаном Назарбаевым Президент РФ в весьма жесткой форме потребовал от казахского лидера и изменения политики, ориентированной на целенаправленное вытеснение русского языка практически из всех сфер жизни Казахстана. С 1 января 2003 года электронным СМИ Казахстана было предписано осуществлять вещание на казахском языке в объеме не менее 80 процентов, что, по сути, парализует работу около сотни казахских телерадиокомпаний, специализирующихся на ретрансляции программ российских телеканалов. Кроме того, под давлением местных властей постоянно уменьшается количество уроков русского языка и литературы в русских школах Казахстана. Настораживает и то, что при численности русского населения в 4,5 миллиона человек (а это почти треть всех жителей Казахстана) доля этнических казахов в органах государственной власти и управления превышает 80 процентов, а среди студентов казахских вузов русских осталось уже менее 20 процентов.

В ходе визита в Астану Владимир Путин, как сообщали СМИ, дал ясно понять своему казахскому коллеге, что сохранение всех этих проблем серьезно осложняет отношения между двумя странами. Так что у россиян есть немало претензий к нынешнему руководству Казахстана.

Красноречивые жесты президента Назарбаева в сторону Запада, и прежде всего США, его стремление продемонстрировать лояльность Западу и соответственно независимость от России вызваны, как говорят в самом Казахстане, опасениями Астаны, что Вашингтон попытается повторить в Казахстане "грузинский вариант" смены власти, успешно опробованный в ноябре прошлого года в Тбилиси. И опасения эти, похоже, не беспочвенны.

Ясный сигнал Казахстану (как, впрочем, и другим странам Центральной Азии) США послали в конце ноября прошлого года. Посетившие Астану помощник госсекретаря США по делам Европы и Азии Элизабет Джонс и помощник госсекретаря по правам человека Лорн Крейнер заявили казахскому руководству: стабильность в стране напрямую зависит от того, насколько демократичными будут предстоящие осенью 2004 года парламентские выборы. А поскольку визит высокопоставленных чиновников госдепартамента совпал по времени с "бархатной революцией" в Грузии, смысл посланного Вашингтоном сигнала и намек на возможные последствия от его непринятия были более чем очевидными.

Президент Назарбаев, безусловно, не мог не почувствовать, что отношение к нему Вашингтона за последние два года серьезно изменилось. Еще пару лет назад Запад считал Казахстан благополучной республикой с устойчивыми темпами роста, а Нурсултана Назарбаева - чуть ли не образцовым постсоветским руководителем. Во время его визита в США в декабре 2001 года президент Буш даже объявил Казахстан долгосрочным стратегическим партнером США и назвал его "заслоном против региональной нестабильности".

Сегодня же дела обстоят иначе. Господин Назарбаев всего за два года растерял чуть ли не все из своего прежнего имиджа на Западе. Несмотря на красноречивые жесты президента Назарбаева в сторону Запада, США дают понять, что этого явно недостаточно.

Главная претензия американцев к казахскому лидеру - обозначившийся в последние два года его крен в сторону авторитаризма и преследования демократической оппозиции. В 2002 году были осуждены по сомнительным обвинениям лидеры созданного в ноябре 2001 года движения "Демократический выбор Казахстана" Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов, а также известный оппозиционный журналист Сергей Дуванов.

Недавно в мировые СМИ просочилась информация о закрытом письме, которое госсекретарь США Колин Пауэлл направил Нурсултану Назарбаеву. В нем поднят вопрос о шансах Казахстана стать в 2009 году председателем ОБСЕ, чего Астана усиленно добивается. Глава внешнеполитического ведомства США прямо заявил господину Назарбаеву: "Международному авторитету Казахстана серьезно вредит содержание под стражей двух представителей казахстанской оппозиции - журналиста Сергея Дуванова и бывшего губернатора Павлодарской области, главы движения "Демократический выбор Казахстана" Галымжана Жакиянова, обвинения в адрес которых правозащитники считают сфабрикованными. Их содержание под стражей может серьезно повредить стремлению Казахстана возглавить в 2009 году ОБСЕ".

Письмо президенту Казахстана Колин Пауэлл направил после обращения группы американских конгрессменов, которые призвали госсекретаря "потребовать от казахских властей освободить лидера "Демвыбора Казахстана" без требования его отказа от политической деятельности". Таким образом, США напрямую увязывают свой подход к Казахстану с пересмотром дел Жакиянова и Дуванова.

А рычаги для давления на Астану у Вашингтона есть: в США уже началась подготовка к "Казахгейту", судебному процессу над экс-советником казахского президента Джеймсом Гиффеном. Обвинение рассчитывает доказать, что члены высшего казахского руководства получали от американских нефтяных компаний многомиллионные взятки за право добычи нефти на территории Казахстана и что посредником в этих сделках выступал Гиффен. Если в ходе судебного процесса эти обвинения подтвердятся, президент Назарбаев окажется в очень непростой ситуации.

Таким образом, крен в сторону США не обеспечил Астане и лично казахскому президенту желаемого эффекта. Более того, это привело к тому, что у России возникли определенные сомнения относительно искренности заверений казахских руководителей в желании строить с нами отношения стратегического партнерства. В этой ситуации Россия не может не присматриваться - на предмет установления контактов - ко всем политическим силам, действующим в Казахстане, а не только к тем, что находятся сейчас у власти.

В прошлом году в Москве побывал депутат казахского парламента Толен Тохтасынов, исполнявший обязанности лидера движения "Демвыбор Казахстана". Он не скрывал цели своего приезда: главная оппозиционная сила Казахстана рассчитывает найти поддержку в России. "Я встретился с рядом известных российских политиков и депутатов, - заявил Тохтасынов журналистам. - В России должны знать о происходящем в нашей стране не только из уст президента Назарбаева. Москва прекрасно понимает значение Казахстана, где проживает очень много русского населения. Понимают российские власти и необходимость выстраивать отношения с завтрашним Казахстаном, то есть с теми силами, которые скоро могут прийти к власти".

Лояльные властям СМИ нередко говорят о казахской оппозиции как о прозападной силе, однако сами казахские демократы утверждают, что это не так. "Чуть ли не половина "Демвыбора" - русские, - говорит Толен Тохтасынов. - А небылицы о "прозападной силе" распространяют наши власти, дабы монополизировать за собой отношения с Россией".

В конце февраля на базе движения "Демвыбор Казахстана" была создана политическая партия, которая называется Народная партия "Демократический выбор Казахстана". Ее лидером стал Галымжан Жакиянов. Помимо борьбы за демократические реформы новая партия включила в свои программные документы требования о повышении роли русского языка в Казахстане и сочла проект перевода всего делопроизводства в стране на казахский язык нарушением прав граждан и Конституции. Тем самым новая партия сделала серьезную заявку на особые отношения с Москвой.

Такая позиция Народной партии "Демократический выбор Казахстана" в отношении России и русского языка объяснима. Галымжан Жакиянов всегда публично ратовал за максимальное сближение Казахстана с Россией в пику объявленной Нурсултаном Назарбаевым "многовекторности" в казахской внешней политике.

И еще. Именно Галымжан Жакиянов в бытность губернатором Павлодарской области стал инициатором сооружения в Павлодаре грандиозного православного храма - Кафедрального Благовещенского собора. Его считают самым величественным православным храмом в Центральной Азии, за что Патриарх Московский и всея Руси Алексий наградил Жакиянова орденом Даниила Московского второй степени. А после ареста Галымжана Жакиянова в Благовещенском соборе часто проходят массовые молебны за его здравие - сотни и тысячи русских людей приходят в храм, чтобы поставить свечку за здоровье и благополучие своего бывшего губернатора.

Николай Павлов, член Комитета Государственной Думы по безопасности




http://pavlovduma.ru/

Док. 372466
Перв. публик.: 10.03.04
Последн. ред.: 19.09.07
Число обращений: 466

  • Павлов Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``