В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Игнатенко: В истории ислама государство было светским, секулярным Назад
Александр Игнатенко: В истории ислама государство было светским, секулярным
Репортаж: "Коммунизм умер, либерализм умрет, а религия останется". Проблему "возвращения религий" в XXI веке обсудили на выездном заседании объединения экспертов-политологов "Валдайский клуб"

На выездном заседании объединения экспертов-политологов "Валдайский клуб", прошедшем 11 августа в Казани в здании ратуши, обсуждался вопрос о том, почему в XXI веке религия возвращается.


Какой-то более менее [так в тексте. - ИРП] цельный ответ на него так и не был дан. По сути, участники круглого стола (а в большинстве своем это были известные телерадиополитологи) просто выступили с мало связанными между собой докладами на тему, в той или иной степени связанную с религией.


Политолог Сергей Караганов отметил такое явление, как возвращение Европы и европейцев к религиозной идентичности, хотя, казалось бы, это уже пройденный этап. Андрей Золотов, журналист, пишущий на религиозные темы, подчеркнул, что ставка на секуляризм, сделанная в минувшем столетии в Турции и России, не оправдалась, религию нельзя вытеснить из общества. Одновременно докладчик обратил внимание на такие сопровождающие десекуляризацию моменты, как разница между формальной принадлежностью к религии и осуществлением ее на практике, а также отмеченное в последние годы социологами падение ранее достаточно высокого уровня доверия к Церкви.


Зарубежный профессор с украинской фамилией Петро рассказал о том, как изменится облик новой Европы с вхождением в нее православных стран Востока. По мнению профессора, это усилит роль православной составляющей в этой части света.


Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин рассказал о татарском джадидизме - религиозно-общественном движении, возникшем среди российских тюрок в XIX веке и направленном на большую открытость исламского общества, до тех пор закрытого и изолированного, веяниям времени. Кроме того, он отметил, что в татарском исламе также существует суфизм.


Свое выступление известный российско-американский публицист Сергей Шмеман, сын священника Александра Шмемана, посвятил проблемам религиозной журналистики. Он довольно долго говорил о том, что светский журналист, внешний по отношению к религии, не может быть объективным, однако прошел мимо другой проблемы, заключающейся в том, что журналист, активно практикующий ту или иную религию и являющийся членом определенной общины, не может не быть конфессионально ангажированным.


В монументальном выступлении главного редактора "Московских новостей" (в дополнение ко многим другим титулам) Виталия Товиевича Третьякова под сводами белого зала казанской ратуши прозвучали следующие тезисы. Первый - современное политическое мышление монично, а в религии возможны различные виды инакомыслия. Второй - западная светская политическая мысль отменила понятие греха, но люди знают, что они грешны и потому обращаются к таким теориям, где грех присутствует. Религия, как заметил г-н Третьяков, древнее политической теории. "Коммунизм умер, либерализм умрет, а религия останется", - резюмировал он. Упомянув, что он сам человек неверующий, Виталий Третьяков обратил, вместе с тем, внимание на то, что религия важна для реализации политических проектов.


Арабист Александр Игнатенко в своем докладе выразил несколько парадоксальное суждение. Наряду с тем обстоятельством, что роль ислама остается в регионе значительной, он обратил внимание и на рост секуляризма в мусульманских странах. Причем, по его мнению, примером секуляризма может быть даже не Турция Кемаля Ататюрка, а Османская империя времен последних лет своего существования. Более того, в истории ислама всегда было секулярным государство, управляемое светскими владыками, а не представителями духовной корпорации муфтиев и имамов. И сегодня все авторитарные арабские режимы, кроме Ирана, - режимы секулярные.


Ближе к концу мероприятия выступила группа товарищей из КНР, рассказавших, что сегодня в Китае около 300 млн верующих - больше, нежели в эпоху культурной революции. Активных верующих в стране, по их мнению, не более 7-8%. Мусульман - более 10 млн, 60-70 млн - буддисты и даосисты, но, по словам докладчика, они не слишком верующие, у них мало общин, и практика носит скорее ритуальный характер. О проблемных точках в религиозной жизни страны, связанных с движением "Фалуньгун" или тибетским буддизмом, оратор не упомянул.

Портал-Сredo.Ru, 14.09.2007



Док. 371775
Перв. публик.: 14.09.07
Последн. ред.: 18.09.07
Число обращений: 205

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``