В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Игнатенко. Побуждать к взаимной толерантности - задача нынешнего дня Назад
Александр Игнатенко. Побуждать к взаимной толерантности - задача нынешнего дня
Выступление на международной конференции "Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития", 14 сентября 2007 г., Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ



Что такое глобализация? Это - великое смешение людей - разных языков, культур и религий. Это новый, глобальный Вавилон.



Сейчас много говорится о столкновении цивилизаций и, соответственно, о налаживании диалога или партнерства между ними. То есть речь ведется о взаимодействии неких разделенных сущностей. С одной стороны, скажем, христианская цивилизация, или, как кто-то полагает, постхристианская, а с другой - исламская. И - далее по списку.



Но всё-таки ситуация качественно иная. События последнего времени во всем мире показывают, что острейшим образом встает проблема взаимодействия, сожительства, совместной жизни людей в одном доме, в одном квартале, в одном городе, в одной стране. Таксисты-мусульмане в Нью-Йорке отказываются возить слепых людей с собаками-поводырями, т.к. собака, якобы, считается нечистым животным в исламе. Жители европейских городов возмущаются жертвоприношением баранов в людных местах во время исламского праздника ид-аль-адха, или курбан-байрам. Мусульмане в европейских государствах требуют убрать христианскую символику из общественных мест и бедных трех поросят из сказки. Подобные примеры можно перечислять очень долго.



Имеет место не столкновение цивилизаций, а столкновение культурных норм, конфликт нормативных систем разного генезиса, разного происхождения - столкновение на тесной площадке общего дома.



Крайние выражения - погромы, террористические акты, этно-религиозные "чистки" и даже геноцид - внутри, подчеркну, внутри одного общества. Ведь и таксист-мусульманин и слепой англосакс или афроамериканец с собакой-поводырем являются членами одного общества.



Прошлый период либеральных и коммунистических иллюзий оставил нам мечту о мультикультурализме и интернационализме. Нынче, в тех конкретных условиях, в которых живет весь мир, лозунгом стала своего рода "программа-минимум" - толерантность. Евро-американская культура либерального толка содержит в себе благородный принцип уважения прав меньшинств - национальных, религиозных, сексуальных, культурных. Но сейчас наступили такие времена, когда, наряду с защитой прав меньшинств, требуется и защита прав "большинств". Речь должна идти о взаимной толерантности всех членов человеческого сообщества и всех общественных групп.



Как гарантировать, как обеспечить эту взаимную толерантность? Конечно же, никак не достаточно повторять лозунг: "Ребята, давайте жить дружно!". Кстати сказать, его у нас в России цитируют с иронией, выражая тем самым отношение к хорошему и правильному призыву, но абсолютно нерезультативному, когда он обращен к скинхедам, религиозно-политическим экстремистам или террористам. Они дружно жить не будут, и от них толерантности мы никогда не дождемся. Совсем недавний пример попытки осуществить межрелигиозный диалог, предпринятый явно настроенными толерантно протестантами из Республики Корея в Афганистане, получил отнюдь не толерантный ответ от движения "Талибан": корейцев захватили в заложники, двоих из них убили, их попытались обратить в ислам под дулами автоматов, как об этом они рассказали после освобождения и возвращения на родину.



Период постсоветского развития России оставил нам иллюзию о том, что здоровое и нормально функционирующее гражданское общество вырастет само по себе - как чертополох на заднем дворе. Или получится в результате прививок в духе Лютера Бёрбанка. (Для большей ясности намека, напомню, что Лютер Бёрбанк, 1849-1926, - известный американский селекционер, вырастивший сливу без косточек и много других прекрасных фруктов, не получивших почему-то широкого распространения по миру.)



И в области налаживания взаимной толерантности в России и в мире немало делают институты гражданского общества. Хотя тут не обходится без парадоксов - я мог бы напомнить случай, когда уважаемая правозащитная организация "Мемориал" стала защищать программу экстремистской группировки "Хизб ут-Тахрир", признанной террористической Верховным судом Российской Федерации и едва ли не всеми государствами мира. И, самое главное, являющейся таковой, т.е. террористической.



Всё большее количество стран приходит к тому курсу, который можно охарактеризовать как принуждение к толерантности. В этой области велика роль государства. Ведь принуждение, или, если употребить, более толерантный термин, побуждение к толерантности - это и определенные законодательные меры, и политическая практика, и культурная политика. В этом направлении идет законодательство и политика Великобритании, Германии, Франции. В России принят и действует Федеральный Закон "О противодействии экстремистской деятельности", который пресекает проявления ксенофобии, антисемитизма, шовинизма.



Только сотрудничество институтов гражданского общества и государства на национальном и международном уровнях способно создать условия для взаимной толерантности в условиях бурного смешения народов, культур, религий, языков.


Институт религии и политики, 16 сентября 2007 г.


Док. 371774
Перв. публик.: 16.09.07
Последн. ред.: 18.09.07
Число обращений: 190

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``