В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Миллер: `К финансовой прозрачности `Газпрома` никаких претензий быть не может` Назад
Алексей Миллер: `К финансовой прозрачности `Газпрома` никаких претензий быть не может`
Профиль: Алексей Борисович, недавно "Газпром" заключил крупный контракт на закупку туркменского газа. Затрагивался ли на переговорах с Сапармуратом Ниязовым вопрос о перспективах реформирования "Газпрома"? Считают ли ваши партнеры такую перспективу положительным фактором, или, наоборот, - фактором риска?

Алексей Миллер: А разве кто-то реформирует Газпром? По-моему, в правительстве обсуждается другая тема - создание газового рынка в России.

Профиль: Ну как же, Минэкономразвития считает, что для создания газового рынка необходимо повысить финансовую прозрачность "Газпрома", а первым шагом к этому называет выделение газотранспортной системы. Разве это не реформа?

Алексей Миллер: У нас тоже есть свое видение того, как нужно двигаться к газовому рынку.

Действительно, если рынок создается, но в течение еще какого-то времени сохраняется государственное регулирование цен, то для точных, экономически выверенных решений необходимо иметь полную картину структуры затрат. Однако этот вопрос напрямую с финансовой прозрачностью Газпрома не связан. Вообще, к финансовой прозрачности "Газпрома" никаких претензий быть не может. Не так давно, как все знают, мы разместили очень большой выпуск 10-летних облигаций по правилу 144 А. Эти правила -- высшее горнило фондового рынка, особенно после истории с Enron. По итогам размещения Бернд Фархольц, Председатель Совета Директоров Dresdner Bank, сказал, что лично гордится участием в этой сделке. Это кое-что значит... "Газпром" полностью соответствует самым жестким критериям финансовой прозрачности, которые существуют в мире.

Действительно, сочетание функций добычи и транспортировки, хранения газа и его реализации вызывает сложности с определением структуры затрат. Но вопрос о выделении транспорта в какую-то отдельную компанию вообще не стоит. Речь идет о том, что, возможно, имеет смысл создать более крупные компании на базе имеющихся сейчас 17 дочерних газотранспортных предприятий. Может быть, сделать это в привязке к Федеральным округам...

У нас есть аргументы, почему этого делать не следует. И связаны они с тарифами на транспорт. Создание такого юридического лица внутри Газпрома приведет к тому, что мы должны будем повысить тарифы, как минимум, в 2,5 раза. Мы основываемся на экономическом обосновании затрат на обслуживание и создание газотранспортных мощностей. Сейчас, по нашим внутренним тарифам, транспортировка газа нерентабельна. А газотранспортные сети требуют гигантских инвестиций! Важно понимать, что газовая отрасль инерционная и капиталоемкая. Резко менять условия работы на этом рынке опасно, потому что можно разрушить все.

Профиль: В последнее время много говорится о создании газовой биржи - Газпром хочет получить дополнительные доходы?

Алексей Миллер: Не это главное. В прошлом году независимые производители контролировали 7% рынка продаж газа. Если сформулировать задачу как "определение платежеспособного уровня цен на газ", то эти семь процентов все равно не достигают цели. Они не дают объективной картины того, сколько должен стоить газ. Потребитель всегда рассчитывает получить дешевый газ от "Газпрома", по ценам ФЭК, и независимые производители вынуждены корректировать свою цену с учетом нашей. Понятно, что сейчас Газпром продает газ на внутренние рынки ниже себестоимости. Затраты постоянно растут и это абсолютно объективная тенденция: мы продвигаемся все дальше и дальше на север. Понятно, что сохраняется перекрестное субсидирование потребителей газа. Но давайте хотя бы попробуем понять, сколько реально готовы платить за газ? Выведение 5% объема поставок газа Газпромом на биржу - один из шагов к решению этой задачи.

Профиль: А как вам видится выстраивание ваших отношений с независимыми производителями газа?

Алексей Миллер: В дискуссиях по этому вопросу тоже, как правило, используется много штампов и стереотипов. Например, так называемая "проблема доступа к трубе". На самом деле, наши отношения с независимыми производителями складываются как нельзя лучше. По итогам прошлого года чуть менее 30 предприятий использовали транспортные мощности Газпрома для перекачки своих объемов. Ни одного серьезного конфликта на этой почве у нас с ними не было.

В дальнейшем мы рассчитываем провести с независимыми производителями многосторонний диалог. Нужно разобраться, что представляют собой их инвестиционные планы -- эти планы должны быть синхронизированы с развитием газотранспортной системы. Я думаю, что в абсолютных цифрах доля независимых поставщиков будет расти и произойдет своеобразное разделение труда. Месторождения такого масштаба как Заполярное или Штокманское, конечно, сможет разрабатывать только Газпром и его партнеры из числа крупнейших мировых компаний. Но независимые производители вполне успешно будут осваивать небольшие и средние месторождения, месторождения-сателлиты.

Я считаю, что оптимальным путем развития наших отношений с ними может стать метод заключения двухсторонних соглашений. У нас есть соглашение с "Роснефтью". Недавно такое же подписано с "ЛУКОЙЛом". Они планируют вести добычу на Находкинском месторождении на Ямале. Компания будет продавать нам весь газ на входе в магистральный трубопровод по цене $22,5 без НДС. Таким образом, "ЛУКОЙЛ" сможет фиксировать свой уровень рентабельности, привлекать инвестиции в развитие газодобычи. Кстати, Газпром такой возможности на внутреннем рынке лишен - заключение долгосрочных контрактов с потребителями не практикуется, мы знаем тарифы только на год вперед. А инвестиционные решения приходится принимать на сроки пять-шесть, семь лет...

На подписании соглашения между ЛУКОЙЛом и Газпромом Вагит Юсуфович Алекперов сказал, что для него проблема с "независимыми поставщиками" снята окончательно. Я надеюсь, что так же она будет снята и со всеми другими участниками рынка.

"Профиль"
http://www.gazprom.ru/interviews/2003/04/211942_4615.shtml
21.04.2003

Док. 371490
Перв. публик.: 21.04.03
Последн. ред.: 17.09.07
Число обращений: 419

  • Миллер Алексей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``