В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Фурсенко: мы должны добиваться того, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны. Назад
Андрей Фурсенко: мы должны добиваться того, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны.
Учитывая демографические тенденции, российская образовательная система должна давать детям такое качество знаний, чтобы впоследствии каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны. Такое мнение озвучил и.о. Министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко 14 сентября в Белгороде на первом выездном заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.



"Именно эти новые кадры и есть тот самый человеческий капитал, который обеспечит переход к инновационной экономике, и национальный проект "Образование" продемонстрировал, что мы способны готовить эти кадры уже сегодня", - считает Андрей Фурсенко.

И.о. Министра образования отметил, что с самого начала приоритетный национальный проект "Образование" задумывался как катализатор системных изменений в образовании, которые необходимы для перевода страны на инновационный путь развития.

Он подробно остановился на том, что изменилось в сфере общего, начального и среднего профессионального, а также высшего образования с начала реализации проекта.

По словам Андрея Фурсенко, благодаря оснащению школ новым учебным оборудованием у них появилась возможность внедрять и расширять систему профильного обучения. С начала реализации проекта оснащенность школ учебным оборудованием повысилась с 4 до 24% от потребности, а к концу следующего года должным образом будет оснащена каждая третья школа, в том числе все базовые сельские образовательные учреждения.

Кроме того, в этом году завершается работа по подключению всех российских школ к сети Интернет. Как подчеркнул Андрей Фурсенко, "этот проект во многом перевернул представление школьников и учителей о современных образовательных технологиях". Теперь, по словам и.о. министра, перед федеральным центром стоит задача разработать за ближайшие два года периодически обновляемый полный пакет электронных образовательных ресурсов.

Еще одной важной задачей, по словам Андрея Фурсенко, является обновление образовательных стандартов, и к этой работе можно и нужно привлекать лучших учителей и коллективы инновационных школ, получивших поддержку в рамках нацпроекта.

И.о. министра рассказал, что в этом году государство на конкурсной основе выделило деньги 21 субъекту РФ на комплексную модернизацию образовательной сферы. Уже в сентябре в этих регионах ожидается повышение зарплаты учителей в среднем на 25%. Помимо этого в течение трех лет во всех образовательных учреждениях планируется создать работающие общественные советы, ввести прозрачный механизм оценки качества образования, обновить учебное оборудование. "В итоге долю учащихся, которые обучаются в условиях, полностью отвечающих современным требованиям, планируется довести до 70% от их общего числа", - сообщил Андрей Фурсенко и заметил, что на сегодня в таких условиях по России обучается менее 30% детей. По его словам, к новому году планируется начать комплексные проекты модернизации образования еще в десяти регионах.

И.о. министра также напомнил о том, что в рамках нацпроекта был сделан ряд практических шагов по продвижению нормативно-подушевого финансирования в сфере общего образования, и сообщил, что эту модель планируется распространить и на учреждения профессионального образования.

По мнению Андрея Фурсенко, роль школы в инновационном развитии страны растет, и именно этим обусловлен переход к всеобщему полному среднему образованию (с этого учебного года вступил в силу соответствующий закон).

Анализируя ситуацию в сфере высшего образования, и.о. министра напомнил, что за последние 15 лет страна пришла фактически к всеобщему высшему образованию. Так, если в СССР не более 30% выпускников школ шли в вузы, то за последние шесть лет прием в высшие учебные заведения стабильно превышает количество выпускников школ. При этом, как отмечает Андрей Фурсенко, студенты сегодня ориентируются скорее на получение социального статуса, а не на конкретные знания и умение их применять. В результате более половины выпускников идут работать не по полученной специальности.

В связи с этим национальный проект и сопутствующие ему законодательные инициативы нацелены не только на сохранение фундаментальных ценностей российского образования, но и на повышение эффективности результатов работы высшей школы для экономики страны. "Но при этом возможность получить высшее образование каждому гражданину страны будет сохранена", - подчеркнул и.о. Министра образования. По его словам, данную задачу поможет решить "гибкая структура образовательных программ", то есть введение уровневого высшего профессионального образования.

Андрей Фурсенко напомнил, что соответствующий закон также прошел первое чтение в Государственной Думе. "Многие возражения против этого проекта связаны с тем, что переход воспринимается формально, как механический разрыв учебных курсов. Мы же рассчитываем на творческие изменения в подходах к образованию, при которых за четыре года можно гарантированно получить полноценное высшее образование", - пояснил он.

Что касается магистерской подготовки, то, по словам и.о. министра, инновационные программы развития 57 вузов - победителей национального проекта показали, что она наиболее эффективно реализуется только в условиях тесной интеграции образования, науки и производственного сектора. Вузам-победителям удалось запустить значимые программы в области транспорта, авиации, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслях. Такому отраслевому взаимодействию содействует и принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект об интеграции науки и образования. "Теперь вузы легитимно смогут заниматься наукой, а научные учреждения - реализовать магистерские и послевузовские программы подготовки", - сообщил Андрей Фурсенко.

Обратившись к теме создания федеральных университетов и бизнес-школ, и.о. министра отметил, что уже поступают предложения по созданию аналогичных университетов в других регионах: на Урале и Дальнем Востоке, на Кузбассе. Но, по его мнению, такого рода решения следует принимать, во-первых, на конкурсной основе и, во-вторых, уже после отработки методики создания подобных учебных заведений и получения первых позитивных результатов в Сибирском и Южном федеральных университетах.

"Мы ожидаем, что со временем бизнес-школы и федеральные университеты наряду с инновационными вузами станут форпостами новых моделей организации образования. На их базе будут апробированы новые подходы к оплате труда профессорско-преподавательского состава, внутривузовские системы оценки качества, механизмы взаимодействия с производством", - сообщил Андрей Фурсенко.

Он подчеркнул, что подход, заключающийся в поддержке лидеров образования, при условиях софинансирования со стороны регионов и других заинтересованных сторон, оказался эффективным не только в области общего и высшего образования, но и начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). В реализации этого направления нацпроекта объем софинансирования инновационных образовательных программ со стороны работодателей и регионов в процентном отношении превысил плановый объем федерального финансирования. "Это говорит о том, что данный сектор профессионального образования оказался даже более востребованным, чем высшее образование", - отметил Андрей Фурсенко.

"Через мероприятия в рамках национального проекта "Образование" впервые в масштабе страны были реализованы три ключевых принципа построения системы образования, адекватной сегодняшним социальным и экономическим требованиям: это открытость системы образования к внешним запросам и контроль со стороны экономики и общества, ставка на лидеров и "переход от логики возврата долгов образованию со стороны государства к логике взаимных обязательств", - резюмировал и.о. Министра образования и науки РФ.

По мнению Андрея Фурсенко, доверие и позитивный настрой образовательного сообщества, активность лидеров и общественных объединений создали сегодня реальные предпосылки, для того, чтобы при партнерском участии государства и бизнеса начала формироваться прочная база будущей экономики страны.

http://www.rost.ru
14 сентября 2007 года



Док. 371118
Перв. публик.: 14.09.07
Последн. ред.: 17.09.07
Число обращений: 665

  • Фурсенко Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``