В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Монетой по льготам - рублем по карману Назад
Монетой по льготам - рублем по карману


Социально незащищенной прослойке граждан все предстоит платить из своего кармана.

Монетизация льгот - это вопрос, который в нашей стране, так или иначе, затрагивает каждого. Даже если человек лично не получает льготы от государства, у него есть родственники, о которых стоит побеспокоиться. Идея замены механизмов льготного обеспечения на денежное довольствие уже сегодня видится серьезной проблемой, и от того, какой последует результат, будет зависеть отношение людей к действующей власти.

В конце прошлой недели в ходе парламентских заседаний в Государственной думе и на сессии Законодательного собрания Красноярского края прошли слушания по вопросу монетизации льгот. В ходе слушаний рассматривался социальный аспект закона, а депутаты Государственной думы от Красноярского края и чиновники регионального уровня приняли в обсуждении активное участие.

Миллион, миллион разных льгот

Пакет законопроектов, условно называемый "монетизацией социальных льгот", уже сейчас считается началом одной из самых непопулярных реформ в истории России. Впрочем, своей репутацией "социальной бомбы" он обязан, в первую очередь, стремлению объединить в одном пакете ряд разноплановых реформ. Вопрос, чем обернется перевод на денежное довольствие для льготников в целом и для каждого льготника в частности, пока остается открытым.

Идея монетизации возникла в ситуации, когда экономические показатели в стране выросли, и вроде как наступила политическая и социальная стабильность. Средние доходы в стране сейчас составляют чуть менее 200 долларов. А главное, наполнился стабилизационный фонд, за счет которого, в случае необходимости, можно будет подстраховать проведение нужных реформ.

Несмотря на все это, реформа, направленная на монетизацию социальных льгот, по мнению депутата Государственной думы от Красноярского края, члена комитета по труду и социальной политике Веры Оськиной, стартовала явно неудачно. Благодаря развернувшейся в средствах массовой информации дискуссии, стало ясно, что госорганам неизвестно точное число людей, нуждающихся в льготах. А в прессе можно встретить совершенно противоположные данные об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, о людях, нуждающихся в бесплатных лекарствах и т. д. Причем Госкомстат, Министерство финансов и Министерство труда предоставляют данные, которые разнятся в отдельных группах льготников на десятки тысяч человек.

По словам Веры Оськиной, список лиц, имеющих в следующем году право на выплаты за счет средств федерального бюджета, в основном уже сформирован. Сейчас в этом списке значатся 12,8 миллиона человек, но работа по формированию реестра льготников еще не завершена. Есть вероятность, что число льготников возрастет до 15 миллионов человек. Чтобы получить более точные данные, в настоящее время созданы пять агентств, которые занимаются подсчетом категорий льготников и собирают информацию между регионами.

Вера Егоровна уверена, что большинство регионов оказалось не готово к монетизации льгот.
- Пока только два субъекта Федерации приняли все необходимые постановления и фактически готовы к реализации закона. В остальных же субъектах Федерации Законодательные собрания только вынесли соответствующие документы на рассмотрение, - отметила Вера Оськина.

Регионам без дотаций не обойтись

По большому счету, никто еще толком не понял, что влечет за собой так называемая монетизация, как она отразится на жизни самих льготников и на бюджетах регионов. Часть нынешних привилегий, которыми государство наделило своих граждан, теперь будет переведена на региональный уровень. Даже благополучным субъектам РФ вряд ли будет по силам обеспечить полноценную социальную защиту льготников, "сброшенных" на региональный уровень, не говоря уже о дотационных.

Федеральный центр оставляет за собой лишь льготное обеспечение инвалидов и участников войны, жителей блокадного Ленинграда, участников боевых действий, военнослужащих, детей-инвалидов, инвалидов с детства, а также инвалидов всех трех групп.

По словам Веры Оськиной, изначально не планировалось подразделять льготников на тех, чьи льготы будут покрываться из федерального бюджета, и тех, кто будет финансироваться из местной казны. Но поскольку регионы оказались не готовы полностью взять на себя обеспечение всех нуждающихся в льготах, правительство пошло им навстречу.

- Сейчас создан фонд финансового выравнивания, из которого регионам на каждого ветерана труда будет выделяться по 200 рублей, а ветеранам тыла - 300 рублей, - отмечает депутат.

По информации, которой обладает Вера Егоровна, восемнадцать регионов нашей страны, в том числе и Красноярский край, в будущем году не намерены осуществлять монетизацию и планируют оставить натуральную форму льгот, часть регионов полностью перейдет на денежные выплаты, а часть введет смешанную систему - то есть какие-то льготы сохранятся в прежнем виде, а какие-то будут заменены денежными довольствием.

Как сообщил в ходе сессии Законодательного собрания первый заместитель губернатора края Василий Кузубов, в Красноярском крае в настоящее время полностью подготовлен механизм выплаты денежных компенсаций. Эту работу будет осуществлять краевое отделение государственного Пенсионного фонда. Определенные законом суммы будут выплачиваться льготникам одновременно с ежемесячной пенсией в те же сроки и по той же системе - в почтовых отделениях по месту жительства.

Управление социальной защиты администрации Красноярского края совместно с Пенсионным фондом уже провело работу по формированию реестра льготников, которые будут получать денежные компенсации. Это 228 400 человек, Причем данные по 208 тысячам утверждены окончательно. Таким образом, 1 января 2005 года федеральный Пенсионный фонд перечислит в свое краевое отделение 1 миллиард 600 миллионов рублей, которые будут направлены на выплату льготникам одновременно с пенсией.

Импорт в аптеку, свое - в больницу!

Несмотря на то, что жители российских провинций приняли активное участие в обсуждении реформы о монетизации социальных льгот - провели митинги и пикеты в знак протеста, это ничего не изменило. Вслед за Госдумой члены Совета Федерации РФ абсолютным большинством голосов одобрили пакет законов о замене натуральных льгот денежными выплатами. Теперь миллионам наших соотечественников предстоит на своей шкуре проверить, несут ли грядущие нововведения прогрессивный характер.

Одной из наиболее острых в ходе реализации предстоящей реформы является проблема отпуска льготных лекарств. Все аптеки, как государственные, так и частные, готовятся вздохнуть свободно: ведь не будет многомиллионных долгов бюджета перед аптеками, деньги будут получать непосредственно льготники, а значит, в аптечном бизнесе предстоит рост доходов. Другое дело - хватит ли этих средств на лекарства или нет, и как потратить выделенные средства - на таблетки или на хлеб?

После посещения аптек в городе Красноярске складывается впечатление, что все лекарства и медицинские принадлежности производятся исключительно за рубежом. Практически все аптеки реализуют импортные одноразовые шприцы, в то время как в лечебных учреждениях ситуация прямо противоположная - там пользуются только отечественной продукцией.

Причина такой полярности вряд ли кроется в качестве продукции. Несколько лет назад на Тюменском и Уссурийском заводах медицинского оборудования было установлено импортное оборудование, которое позволяет теперь сибирякам выпускать продукцию на уровне мировых стандартов.

Обращает на себя внимание другой факт: однотипные шприцы, произведенные в России, и изделия, привезенные из-за рубежа, имеют большую разницу в цене, а именно - более . чем в 2 раза. Путем нехитрых вычислений становится понятно, что если курс лечения составит 10 дней и в день потребуется 3 инъекции, то за отечественные шприцы стоимостью 1 рубль 20 копеек человеку придется выложить 36 рублей. Если же покупать аналогичную продукцию импортного производства, то при цене шприца в 3 рубля 50 копеек расходы уже составят 105 рублей. При этом надо отметить, что аптека заработает больше почти в три раза. Кому это выгодно? Вывод напрашивается сам собой: уж точно не рядовому покупателю.

Механизмов влияния на аптеки у простого обывателя, конечно, нет. Но они есть у краевых властей. Подобная схема существует в соседнем Кемерове. Там муниципалитетами регулируется ценообразование на основные продукты питания, лекарства и другие социально значимые позиции. В результате цены в магазинах держатся не выше, чем на рынке, иначе магазины просто потеряют своих покупателей, а аптеки имеют в наличии все необходимые препараты по доступной цене. Подобным образом можно было бы поступить и в нашем крае. Ведь только в Красноярске существует более 130 государственных аптек.

Вам пакет - социальный

По словам первого заместителя губернатора Красноярского края Василия Кузубова, осуществлением лекарственного обеспечения будет заниматься Фонд обязательного медицинского страхования, закупая лекарственные средства у единого определенного федерацией поставщика. Край должен определить перечень лечебных учреждений, в которых будут выписываться рецепты на льготные медикаменты, и список аптек, через которые они будут выдаваться населению. Сегодня есть необходимые договоренности с Фондом медицинского страхования, а также заканчивается работа по определению медицинской инфраструктуры. Льготные лекарства, скорее всего, будут реализовываться через государственную сеть аптек, входящих в ГУП "Губернские аптеки".

Несколько сложнее обстоит дело с реализацией услуг социального пакета. По обеспечению этого механизма даже на федеральном уровне не принято пока ни одного нормативного акта. Тем не менее, стало известно, что санаторно-курортным лечением, также входящим в социальный пакет, будет заниматься Фонд социального страхования. Сумма, о которой идет речь, выделенная для Красноярского края, составляет 130 миллионов рублей (из расчета 50 рублей на одного льготника).

Управление социальной защиты, в свою очередь, провело инвентаризацию учреждений, которые могли бы обеспечивать санаторно-курортное лечение льготникам, исходя из социальной нормы - 400 рублей в сутки на одного человека. Таких учреждений в крае более двадцати. Учитывая льготный проезд до места лечения, примерная стоимость одной путевки будет составлять 8 тысяч рублей. При существующей потребности в санаторно-курортном лечении людей, проживающих в нашем крае, а это около 15 тысяч человек, появляется возможность обеспечивать путевками большее количество нуждающихся влечении в год, чем в настоящее время.

По вопросам организации льготного проезда на пригородном транспорте ведутся переговоры Правительства РФ с руководством 000 "Российские железные дороги". Скорее всего, эта льгота будет реализовываться через выдачу специальных проездных билетов. Однако на сегодняшний день окончательного механизма монетизации этого вида льгот еще не выработано.




http://www.oskina.ru/

Док. 370633
Перв. публик.: 14.09.05
Последн. ред.: 14.09.07
Число обращений: 293

  • Оськина Вера Егоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``