В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курс взят, но есть место для маневра Назад
Курс взят, но есть место для маневра


Курс на реформу соцобязательств, взятый правительством, не сверившим, как нам кажется, свои решения с компасом социально-экономического развития страны, вызывает у наших читателей негодование. И справедливое! Потому что опять там, наверху, за людей делают выбор, как лучше им реализовывать их собственные же права. Одна надежда - на депутатов Госдумы, которые при консолидации могут отстоять интересы своих избирателей. Сегодня на вопросы "КР" отвечает Вера Оськина, член комитета по труду и социальным вопросам Госдумы РФ, председатель подкомитета по социальным гарантиям.

- Вера Егоровна, внесенный в Госдуму правительством проект закона, должный приостановить действие и без того немногих оставшихся льгот, получил название "антинародный". Успокаивает только то, что работа над ним депутатов активно ведется еще до первого чтения. Ваши встречи в регионе с красноярцами, дивногорцами, минусинцами обусловлены желанием разъяснить политику государства?

- Я не разъясняю, а информирую и хочу услышать мнение тех самых "льготников". Думаю, что людям важно получить информацию из первых уст. Я слушала Зурабова, Голикову, замминистра финансов, имела возможность задать им свои вопросы. Но к сожалению, не на все получала ответы. Министр по здравоохранению и социальному развитию Михаил Юрьевич Зурабов не смог мне объяснить, почему размер предлагаемой денежной компенсации в период работы над законопроектом вырос от 25-900 до 900-3500 рублей.

- Быть может, под влиянием общественного мнения?

- Быть может. Ясно одно: люди относятся с недоверием к действиям правительства, которое не раз демонстрировало свою способность в одну ночь провести денежную реформу, значительно облегчив наши кошельки. Стоит только вспомнить 1991 год, когда Гайдар обесценил вклады населения. Деньги ведь до сих пор не возвращены людям. Дефолт 1998 года прошелся уже по всем, в том числе и по молодым. Неудивительно, что люди, которым я объясняю с цифрами в руках, что они получат больше, чем имеют, недоверчиво пожимают плечами.

- А сами вы за отмену льгот?

- Я за свободу выбора. В законе не должен быть нарушен принцип добровольности. Пусть какая-то часть населения получит положенную ей за льготы денежную компенсацию. Если правительство и исполнительная власть на местах выполнят свои обязательства, то вторая часть населения сама попросит заменить ей "натуральные" льготы денежной компенсацией. А для начала неплохо было бы провести эксперимент и "обкатать" законопроект в двух-пяти территориях, подобрав для этого регионы с различным уровнем развития экономики.

- Как вы относитесь к тому, что не все льготы заменят деньгами, некоторые отменят совсем?

- Здесь надо поговорить еще об одной проблеме. У нас льготы имеет 75-80 процентов населения. Бюджет любой страны этого не выдержит. То, что работающим надо платить высокую зарплату, а не унижать их льготами, по-моему, ни у кого не вызывает сомнения.

А вот за сохранение бесплатного детского питания для школьников из малообеспеченных семей, которых в России 17 миллионов, стоит еще повоевать. Булочка с горячим чаем кому-то заменяла обед. Предлагая отменить этот закон, нужно подумать, какие минусы мы получим, в том числе и по здоровью детей.

- Материальную защиту ветеранов труда, тыловиков и репрессированных планируется переложить на плечи региональных бюджетов, это правильно?

- На мой взгляд, проблема репрессированных - это проблема не региона, а государства. Именно оно принимало решения о репрессиях. В некоторых регионах жертвами политических репрессий стали целые народы. По силам ли регионам справиться с этой задачей?

По труженикам тыла нужно пересмотреть позицию. Люди, приближая великую Победу, работали по две-три смены, оставались ночевать у станков. Главным был лозунг "Все для фронта, все для Победы!". И нужно им отдать должное.

И еще одно. 12 миллионов льготников берет на себя федеральный бюджет, 19 - бюджеты регионов. Финансовые ресурсы сосредоточены в большей степени в центре. Пока не ясно, будет ли возможность выплачивать денежные компенсации на местах, все ли регионы справятся с этой задачей, и в случае, если не хватит денег, окажет ли финансовую поддержку федеральный центр.

- Расскажите, пожалуйста, о страховых полисах, которые планируется ввести для обслуживания льготников.

- Разрабатывается система "социального пакета" для приобретения льготных лекарств и путевок на санаторно-курортное лечение, пользования пригородным железнодорожным и городским автотранспортом, домашним телефоном. Приобретая ежемесячно единый железнодорожный билет за 40 рублей, человек, имеющий право на государственные льготы, может ездить на пригородных поездах на любое расстояние хоть каждый день. Приблизительно в 70 рублей обойдется ежемесячная абонентская плата за телефон, в 50 - возможность санаторно-курортного обслуживания и в 350 рублей (ежегодно) - получение всех необходимых лекарств. Общая сумма на приобретение "социального пакета", которую вам придется разово потратить, не должна превысить ежемесячной денежной компенсации.

- Не получится ли так, что опять один отоварится в аптеке на сотни тысяч, а другой - на копейки, чем, собственно, и оборачивалось не подкрепленное финансами недавнее "льготооблажение"? То есть не окажутся ли страховые полисы пустыми бумажками?

- По-моему, это самое слабое звено в предлагаемой системе замены льгот денежной компенсацией. А если есть сомнения, нужно авторам законопроекта предложить более понятную схему.

- Вера Егоровна, по каким пунктам законопроекта "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации" вы будете голосовать "против"?

- Против отмены положения Трудового кодекса, устанавливающего минимальный размер оплаты труда и предполагающего постепенное приближение минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума. Против предложенной схемы оплаты труда работников бюджетной сферы. Против лишения льгот сельской интеллигенции. Если не будет льгот, должна быть либо достойная зарплата, либо достойная компенсация.

- Знаю, на встрече с президиумом краевого совета ветеранов вас атаковали вопросами, которые вы, верно, обобщили и увезете в Москву?

- Я увезу не вопросы, а "настроение" людей. Оно разное. Кто-то готов уже сегодня подписаться за отмену льгот. Это те, кто ими никогда не пользовался, а может, о них и не знал. Другие, организованные профсоюзами, готовы выйти на митинги. В Госдуме сейчас идет обсуждение законопроекта с представителями всех общественных организаций, в том числе инвалидов, ветеранов, профсоюзов. К разговору привлекается и правительство, диалог получается жестким, порой излишне эмоциональным. Но это и понятно. Слишком многих людей он касается. Предложения, прозвучавшие недавно на встрече за "круглым столом", лягут в основу заключения нашего комитета относительно рассматриваемого законопроекта.

- В первом чтении принят новый Жилищный кодекс РФ. Согласно этому документу те, кто проживает сейчас в ветхом жилье, подлежащем сносу, могут остаться на улице. Эксперты оценят его по бросовой стоимости, и новые квартиры будет купить не на что. Больнее всего это заденет стариков. Что думает по этому поводу ваш подкомитет по социальным гарантиям?

- У депутатов есть вопросы к авторам законопроекта. Уверена, что поступит не менее тысячи поправок. Практика показывает, что к третьему чтению закон примет принципиально другой вид.

- Из-за изменения бюжетного и налогового законодательства, которое нужно успеть утвердить до рассмотрения бюджета 2005 года, каникулы в Думе отодвигаются?

- Вероятно, до середины июля. Затем нам предстоит провести рабочую неделю в начале августа.

- Ваши впечатления от первых месяцев работы в Москве?

- Пока не привыкла. Работа над федеральными законопроектами по сравнению с работой в Законодательном Собрании края усложнена в разы.

- Думская команда от края подобралась мобильная?

- Да. Не договариваясь между собой, мы вошли практически во все основные комитеты Государственной Думы: по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по бюджету; по кредитным организациям и рынкам; по экологии; по делам Федерации и региональной политике; труду и социальной политике; по информационной политике. Вместе с депутатами Таймыра и Эвенкии нас набирается 12 человек. Можно настойчиво "лоббировать" интересы края и округов.

- Какие из них первоочередные?

- Их несколько. Одной из них является строительство метрополитена в Красноярске. В России сейчас всего четыре города, где строится метро, - Казань, Омск, Челябинск и Красноярск. Правительство участвует в строительстве на паритетных началах с регионами. Если думскому корпусу дадут участвовать в распределении финансовых средств (а мы на этом настаиваем), то у депутатов-красноярцев есть шанс отстоять адресные инвестиционные программы, в которых будет значиться не только красноярское метро.

- Желаю вам удачи!


http://www.oskina.ru/


Док. 370623
Перв. публик.: 14.09.05
Последн. ред.: 14.09.07
Число обращений: 274

  • Оськина Вера Егоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``