В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Благодаря нацпроектам люди поверили - государство повернулось к ним лицом Назад
Благодаря нацпроектам люди поверили - государство повернулось к ним лицом

Благодаря нацпроектам люди поверили - государство повернулось к ним лицомНе миллионы рублей аграрных кредитов и не тысячи новых "скорых" определяют успех приоритетных национальных проектов, а пробудившееся у людей доверие к государству и желание работать.

Этими словами Президент России Владимир Путин открыл в четверг заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Впервые оно состоялось "на выезде" - в Белгороде, где глава государства побывал с рабочей поездкой и ознакомился с тем, как выполняются национальные приоритеты.

Президент побывал также в Чувашской Республике, и в каждом из регионов проинспектировал по два нацпроекта. В Чебоксарах - "Образование" и "Здоровье", на Белгородчине - "Развитие АПК" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

"Конечно, проблем в стране, как мы говорим и знаем, гораздо больше, чем те, которые решены с помощью национальных проектов. Больше того, с помощью национальных проектов мы и не сможем решить все проблемы. Это, как мы и говорили, только катализатор. Это просто толчок в нужную сторону, но толчок по некоторым направлениям ощутимый", - сказал Владимир Путин на совещании, подводя итоги двухдневной поездке и полутора годам практической реализации нацпроектов.

По его убеждению, "главный результат - это то, что люди поверили, что государство повернулось к ним лицом". "И второе, - продолжил он. - Люди стали меняться в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет жизнь. Глаза горят. Горят глаза!"

Владимир Путин вспомнил свой разговор с преподавательницей из Чувашии, которая чуть ли не пожаловалась ему: "Неохота на пенсию уходить. Стало интересно работать".

Начинает давать результаты, пусть пока и скромные, и демографический проект, отметил Президент. "Тенденция небольшая, но она есть - и в правильном, нужном направлении", - сказал он.

Но главной темой заседания Совета по нацпроектам в Белгороде стало образование. Владимир Путин подчеркнул, что "соревнование национальных систем образования стало ключевым элементом глобальной конкуренции". По его словам, сегодня выигрывает тот, кто "быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира".

В мире постоянно обновляются технологии, идет ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Как заявил Президент, "именно в школе и в системе профобразования закладывается будущее нашей страны". Поэтому к модернизации образования он призвал подойти как к стратегической задаче со всей ответственностью.

России нужна современная система образовательных стандартов, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять, убежден он.

При этом ключевой вопрос - это качество самих педагогических кадров. Для этого, по словам главы государства, необходимо обеспечить "конкурентную заработную плату учителей, учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы".

Владимир Путин напомнил, что в рамках нацпроекта в целом ряде регионов под эгидой Министерства образования и науки проводится эксперимент по системе финансирования и оплате труда в школьных учреждениях. В рамках новой системы удается повысить зарплату учителей в полтора-два раза.

Особую роль Владимир Путин отвел модернизации профессионального образования, внедрению уровневой системы высшего образования, образовательных кредитов и целевого капитала. Совместные программы образовательных учреждений и работодателей по подготовке рабочих кадров и специалистов уже показали свою высокую эффективность.

"И, наконец, нужно создать действенные стимулы для вузов и к повышению качества подготовки ими специалистов. Известно, что в рамках нацпроекта мы второй год на конкурсной основе поддерживаем инновационные программы развития высшей школы. Это уже позволило стимулировать творческую инициативу в образовательной среде. И такую практику нужно сделать постоянной", - указал он.

Президент считает, что "российское высшее образование переживает сейчас не самое плохое время". "Если не бум, то развитие ощущается. По числу студентов - а их у нас около 500 на 10 тысяч человек - мы одни из первых в мире. И почти в два раза опережаем такие страны, как Германия, Великобритания и Япония", - сообщил он.

Внятная и эффективная государственная политика в сфере образования откроет каждому человеку новые возможности для профессионального роста, для успеха в экономике, для жизни в передовом государстве и обществе, заключил Владимир Путин.

Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета, подробно рассказал о "системных задачах", стоящих перед российским образованием.

Прежде всего, отметил Дмитрий Медведев, необходимо добиться того, чтобы система образования гибко реагировала на потребности рынка труда. Для этого необходимо научиться соответствующим образом корректировать содержание и методы обучения, предоставить широкие возможности профессиональной переподготовки. "В рамках национального проекта мы уже поддержали тысячи школ, десятки вузов, техникумов, профессионально-технических училищ, которые внедряют такие инновационные программы, - констатировал Дмитрий Медведев. - Их опыт обобщается, лучшие педагоги участвуют в профессиональной экспертизе методик, учебников". Опыт лидеров позволил перейти к выработке требований ко всей системе образования, подчеркнул он.

Не менее важно для организации этой работы сформировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах, продолжил Дмитрий Медведев. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики.

Обеспечение открытости и публичности образовательной среды - еще одна системная задача, которую необходимо решить. Дмитрий Медведев призвал не допустить монополизма и навязывания односторонних подходов в этой сфере, обеспечить участие в процессе принятия решений лучших педагогов, ученых, работодателей, руководителей образовательных учреждений, представителей гражданского общества в целом.

Дмитрий Медведев отметил также важность подготовки самих педагогов, внедрения новых принципов оплаты их труда, основанных на оценке качества преподавания. "Мы начали кардинально менять систему повышения квалификации педагогических кадров, в том числе принципы ее финансирования, передавая деньги самим школам, - подчеркнул он. - Такой опыт в ближайшее время должен быть распространен на всю систему образования".

Начиная с текущего года 21 пилотному региону уже оказана федеральная поддержка на внедрение таких подходов, напомнил Дмитрий Медведев. " В конце года мы... оценим, как выполняются принятые территориями обязательства - обязательства по усовершенствованию оплаты труда, по материально-техническому оснащению и в целом по обновлению сети образовательных учреждений, - сообщил Дмитрий Медведев. - И только на основе этого и должны приниматься решения о дальнейшей финансовой поддержке соответствующих регионов, участников программы".

Значительный опыт накоплен в ходе реализации инновационных программ вузов - победителей конкурсов в рамках национального проекта, который теперь предстоит распространить на всю систему подготовки специалистов, востребованных современной "экономикой знаний". Уже на практике работают эффективные модели взаимодействия вузов с наукой и производством. По мнению Дмитрия Медведева, это позволит наращивать свой собственный интеллектуальный капитал, развивать и продвигать национальные технологии и стандарты.

В рамках национального проекта на базе более десятка ранее существовавших вузов созданы два новых федеральных университета в Сибирском и Южном федеральных округах. Их опыт позволит отработать новые модели организации высшего образования, подчеркнул Дмитрий Медведев.

Одним "из наших главных конкурентных преимуществ" Дмитрий Медведев назвал молодые таланты, которые удалось выявить и поддержать благодаря национальному проекту. Теперь необходимо создать условия для их самореализации, воплощения их творческих идей. "Полагаю, что мы должны принять решение о становлении и развитии системы специализированных школ для талантливых ребят при ведущих вузах страны, - предложил Дмитрий Медведев. - Такой опыт себя еще в советский период неплохо зарекомендовал. Достаточно вспомнить удачные примеры школ при новосибирском Академгородке или Московском государственном университете".

Дмитрий Медведев отметил важность поддержки наметившихся позитивных тенденции в рамках развития национального проекта: "Мы могли бы подготовить общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия". "Я считаю, что мы к такой работе сегодня уже готовы", - заявил он.

С выдержками из стенографического отчета о заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Вы можете ознакомиться здесь.


http://www.rost.ru


фото ИТАР-ТАСС
14 сентября 2007 года

Док. 370505
Опублик.: 14.09.07
Число обращений: 2043

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``