В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Липман: Партнерство Москвы и Вашингтона выявило дефицит содержания Назад
Мария Липман: Партнерство Москвы и Вашингтона выявило дефицит содержания
Елена Михайлова

Cостояние американо-российский отношений в контексте недавних разногласий о поставках оружия на мировой рынок Русская редакция "Голоса Америки" попросила прокомментировать Машу Липман, главного редактора московского журнала "Pro et Contrа", издаваемого Фондом Карнеги.

"Голос Америки": Недавний саммит в Санкт-Петербурге еще раз продемонстрировал, что отношения между Москвой и Вашингтоном переживают период серьезного охлаждения. Чем они вызваны?

Маша Липман: То, что произошло в Петербурге, не явилось неожиданностью. Перспективы партнерских отношений между Россией и США, которые обозначились после 11 сентября, довольно скоро выявили дефицит содержания. Даже борьба с терроризмом, как выяснилось через некоторое время, выглядит по-разному - как борьба с двумя разными терроризмами. Америка вела свою войну, а Россия - свою войну в Чечне... В результате надежды президента Путина, весьма рассчитывавшего на партнерские отношения, не оправдались, и начиная по крайней мере с 2004 года, с выборов в Украине, отношения между странами стали охлаждаться.

Действительно, по отношению к Оранжевой революции Вашингтон и Москва заняли совершенно разные позиции. Затем последовало соперничество в Центральной Азии, где Россия одержала победу, когда американцы были вынуждены вывести из Узбекистана свою базу. Россия поддержала ХАМАС. В последнее время Россия продала значительную партию оружия Венесуэле... Все эти шаги один за другим способствовали нагнетанию холода, и последний саммит отразил чрезвычайно низкий уровень отношений. Символично, что в итоге Россия не получили поддержки США на вступление во Всемирную торговую организацию.

"Г.А.": На этом фоне не должна вызывать удивления болезненная реакция российских официальных кругов на американские санкции против "Рособоронэкспорта" и концерна "Сухой", поставляющих вооружения Ирану, Сирии и Венесуэле, не так ли?

М.Л.: Хочу отметить, что обе названные Вами фирмы обвинения в поставках оружия Ирану отвергают. Возмущение санкциями выразил и российский МИД. Мне кажется, эти санкции ознаменовали собой то, что газета "Коммерсантъ" назвала окончанием стратегического партнерства. Отношения между двумя странами достигли такой степени ухудшения, когда уже можно говорить о конфронтации, о том, что в игру вступила логика "нулевой суммы", когда каждая из сторон старается причинить другой какую-то неприятность.

В этом ряду находятся и упомянутые санкции. Обозреватели отмечают, что это не конкретный шаг, связанный с конкретными действиями России, а неодобрение США политического курса Москвы в целом. Говорят и о том, что вполне возможно, в той же логике "нулевой суммы" последуют и ответные шаги России. Уже идет речь о том, что Россия может отказаться от закупки американских "боингов", и может отказаться под вопросом участие американских компаний в разработке Штокмановского газового месторождения.

"Г.А.": США и их союзники стремятся воспрепятствовать созданию Ираном собственного стратегического ядерного арсенала. Чем объясняется весьма неоднозначная позиция Кремля в этом вопросе?

М.Л.: Прежде всего надо сказать, что в недовольстве США курсом России в целом позиция Москвы по Ирану играет, возможно, наиглавнейшую роль. Иран, насколько я могу судить, представляет важнейший пункт внешней политики Вашингтона. И то, что Россия не склонна поддерживать американскую позицию, что Россия препятствует принятию Советом безопасности ООН резолюций по Ирану, которых добиваются Америка, - это очень серьезная, быть может, самая серьезная причина ухудшения отношений.

Чем определяется позиция России? У нее в Иране серьезные экономические интересы, достаточно упомянуть строительство атомной АЭС в Бушере. Иран очень хочет продолжать и расширять сотрудничество в этой области. Кроме того, в отличие от США у России нет ощущения, что проблемы Ирана надо решать сейчас, немедленно, что появление ядерной страны у российских границ не чревато опасностью. И вот тут вступает логика, о которой мы говорили: Москва считает, что не стоит торопиться с решением иранской проблемы именно потому, что этого так настойчиво добивается Америка.

http://www.voanews.com/russian/2006-08-08-voa4.cfm

08.08.2006 / Источник: "Голоc Амepики"/

http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/74622.htm


Док. 370407
Перв. публик.: 08.08.06
Последн. ред.: 14.09.07
Число обращений: 305

  • Липман Мария Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``