В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Финансовая разведка России: На пути становления Назад
Финансовая разведка России: На пути становления
Интервью
руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу В.А.Зубкова журналу <Финансы>

Уважаемый Виктор Алексеевич! В этом году возглавляемой Вами Службе исполнилось три года. Какие задачи за это время удалось выполнить, что еще предстоит сделать?
Благодаря совместным усилиям всех заинтересованных органов государственной власти в кратчайшие по общепринятым в мире меркам сроки нам удалось создать необходимые правовые, организационные и информационно-технологические основы системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующей самым высоким международным стандартам в данной сфере.
Сегодня в Росфинмониторинге успешно функционирует единая информационная система, обеспечивающая ежедневный прием и обработку более 12 тысяч сообщений от кредитных и иных организаций. На основе современных программных продуктов и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти осуществляется выявление и анализ финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Если в 2003 году по результатам анализа 482 материала были направлены в правоохранительные органы, в 2004 году количество переданных материалов возросло до 1720.
В 2004 году ряд крупных уголовных дел по <отмыванию> преступных доходов, возбужденных на основании материалов Росфинмониторинга, рассмотрен российскими судами с вынесением обвинительных приговоров.
Есть и первые примеры успешных международных расследований с участием Росфинмониторинга, в том числе по делам о финансировании терроризма.
Важным свидетельством достигнутого в этой области прогресса стало предоставление России в июне 2003 года статуса полноправного члена Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендации которой являются общепризнанными международными стандартами. Нелишним будет напомнить, что в период с июня 2000 г. по октябрь 2002 г. Россия входила в составляемый ФАТФ <черный> список не сотрудничающих стран и территорий, что серьезно препятствовало интеграции нашей экономики и в мировую систему.
Сейчас Россия не только участвует в разработке международных стандартов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, но и играет ведущую роль в их распространении. В октябре 2004 года по нашей инициативе создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
В конце 2004 года межведомственная рабочая группа, созданная в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 октября 2003 г. No 506-рп, завершила подготовку проекта Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, определяющей дальнейшие направления развития нашей системы. Выполнение этого важнейшего документа и станет нашей главной задачей на ближайшее будущее.

Можно ли считать, что на сегодня решена задача по созданию единой базы данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
Да, поскольку наше Служба формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в названной сфере деятельности.
Главная задача Федеральной службы по финансовому мониторингу заключается в том, чтобы гарантировать своевременную и эффективную передачу важной информации соответствующим государственных структур - следственным органам, прокуратуре и судам, в чьи обязанности входит изобличение и наказание преступников.
Информация, необходимая для проведения расследований в рамках усилий по борьбе с отмыванием преступных доходов, зачастую имеет отношение к широкому диапазону человеческой деятельности, выходящей за рамки действий, совершаемых исключительно в преступных целях. Для успешной борьбы с отмыванием незаконных доходов необходимо не только знать законы и правовые нормы, следственную работу и методы анализа, но и разбираться в банковском деле, финансах, бухгалтерском учете и других связанных с этим областями видах экономической деятельности.
Факторы, препятствующие обмену информацией, напрямую воздействуют на результаты расследований по делам об отмывании доходов, полученных преступным путем. Поскольку денежные средства могут переходить из рук в руки за считанные секунды или практически мгновенно переправляться в самую отдаленную точку мира, органы федеральной исполнительной власти, образующие систему противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны иметь возможность практически мгновенно обмениваться информацией. Кроме того, такой обмен должен происходить возможно быстро после обнаружения факта вероятного преступления, на так называемом доследственном этапе, или на этапе сбора информации.
Информационная система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма обеспечивает сбор и обработку информации, поступающей от организций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, органов государственной власти Российской Федерации и подразделений финансовой разведки иностранных государств.
Росфинмониторинг оснащен высокопроизводительным технологическим оборудованием и соответствующим программным обеспечением, не уступающим по качественным характеристикам возможностям наших коллег в развитых странах.
Мощность технического оборудования Росфинмониторинга обеспечивает прием, обработку и хранение огромных массивов информации, поступающей круглосуточно из всех регионов Российской Федерации.
Техническая инфраструктура позволяет использовать самые современные программные продукты для обработки имеющихся данных, поддержки управленческих решений и работы по конкретным делам, а также защиты информации.
Мы можем констатировать, что в Федеральной службе по финансовому мониторингу создана и успешно используется федеральная база данных в сфере противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Она представляет основу для постоянного пополнения сведений, совершенствования технологического оборудования и развития программного обеспечения.
В своих выступлениях Вы неоднократно отмечали, что в настоящее время в России сложилась система противодействия легализации преступных доходов, полностью соответствующая международным стандартам. При этом Вы высоко оценили деятельность законодателей. И все-таки, принятия каких законов Вы, как руководитель Росфинмониторинга, ждете от Государственной Думы?
Действительно, существующая в Российской Федерации система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма полностью отвечает мировым стандартам в этой области, что неоднократно отмечалось международными экспертами в ходе осуществления соответствующих проверочных миссий, и в этом немалая заслуга законодателей, которые своевременно реагировали на изменение международных стандартов в сфере борьбы с отмыванием денег, а также оперативно рассматривали законодательную инициативу органов государственной власти по указанным вопросам.
В настоящее время межведомственной рабочей группой под эгидой Администрации Президента Российской Федерации разработан проект Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Принятие указанной концепции может потребовать внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
Кроме того, мы рассчитываем на ратификацию Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 г., в которой заложены основные международные механизмы противодействия этому социальному злу. Сейчас Конвенция проходит установленные внутригосударственные процедуры.
При сборе информации возглавляемая Вами служба запрашивает сведения у органов государственной власти и организаций по вопросам, относящихся к ведению Росфинмониторинга. Насколько охотно они идут на сотрудничество? Были ли случаи отказа, и если да, то как Служба реагирует на такие отказы?
И мы, и наши партнеры в этом вопросе строго руководствуемся законодательством. Порядок предоставления органами государственной власти Российской Федерации Росфинмониторингу информации и документов, необходимых для осуществления его функций, определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002года No425.
Кроме того, с органами исполнительной власти, являющимися держателями интересующей Росфинмониторинг информации, заключены соглашения о сотрудничестве. Случаев отказа Росфинмониторингу в предоставлении запрашиваемой информации не было.
Что, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять (помимо уголовного наказания), чтобы нарушений, относящихся к ведению Вашей Службы, стало меньше?
Сначала напомню, кроме уголовной ответственности за нарушение антиотмывочного законодательства существуют еще и гражданская, и административная. Но я считаю, одними карательными мерами успеха в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма не добиться. Здесь необходим целый комплекс мер по взаимодействию государства, гражданского общества, банковского сообщества, предпринимателей, направленный на укрепление взаимного доверия, оказания помощи и сотрудничества. Нужны позитивные изменения в общественном сознании в отношении к соблюдению закона, моральному осуждению (а не сочувствию, как еще случается) преступников, содействия правоохранительным органам в борьбе с криминалом. Нужно обеспечить действительную диктатуру закона и реализацию принципа неотвратимости наказания за его нарушение.
Расскажите, пожалуйста, о международном сотрудничестве Росфинмониторинга.
Наша Служба с 2002 года является членом международной группы <Эгмонт>, объединяющей подразделения финансовой разведки (ПФР) 94 государств и юрисдикций мира, в рамках которой осуществляется взаимодействие, в том числе на двусторонней основе, с финансовыми разведками более чем 70 стран мира. География такого взаимодействия весьма обширна: это страны Европы, Америки, Ближнего Востока и Азии.
С ПФР 18 государств нами заключены межведомственные соглашения о более глубоком информационном взаимодействии. При этом продолжается работа по подписанию подобных документов с другими ПФР.
Двустороннее международное сотрудничество в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма уже подтвердило высокую эффективность. Такое взаимодействие ориентировано в первую очередь на конкретные практические мероприятия по пресечению легализации преступных доходов и финансирования терроризма, проведение совместных финансовых расследований, обмен информацией в данной сфере.
Двустороннее сотрудничество с подразделениями финансовой разведки иностранных государств происходит на фоне взаимодействия со специализированными международными организациями и структурами, занимающимися вопросами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Росфинмониторинг по вопросам своей компетенции сотрудничает с МВФ, Всемирным банком, Управлением ООН по наркотикам и преступности, а также представляет Россию в ФАТФ, Манивэл и ЕАГ.
После вступления в июне 2003 года в ФАТФ, Россия активно участвует во всех мероприятиях этой международной структуры. Представители России, в том числе Росфинмониторинга, принимают участие в заседаниях рабочих групп и Пленарных заседаниях, в обучающих семинарах для экспертов-оценщиков и других мероприятиях. Кроме того, эксперты Росфинмониторинга участвуют в проведении взаимных оценок, проводимых ФАТФ.
В октябре 2003 года на Пленарном заседании ФАТФ Россия инициировала создание Евразийской региональной группы по типу ФАТФ по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая была создана решением государств-участников на Учредительной конференции в Москве в октябре 2004 года. В состав группы, помимо России, вошли Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Китай и Таджикистан. Наблюдателями в ЕАГ в настоящее время являются 20 иностранных государств и международных организаций. Зарубежные коллеги оказали мне высокое доверие, избрав председателем ЕАГ.
Основной целью Евразийской группы является оказание содействия, в том числе технического, в формировании национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, их приведение в соответствие с международными стандартами, повышение эффективности этих систем за счет международного обмена информацией. На эти цели Минфин России уже выделил 1 млн. долларов США и прорабатывает вопросы дальнейшего финансирования деятельности ЕАГ.
8 декабря 2004 года в Москве прошло первое пленарное заседание ЕАГ. В его работе приняли участие члены группы, а также государства и организации - наблюдатели в ЕАГ. На пленарном заседании были обсуждены вопросы утверждения методологии взаимных оценок и мандатов трех рабочих групп ЕАГ - по правовым вопросам, по типологиям и по техническому содействию.
Пленарное заседание утвердило план работы ЕАГ на 2005 год, в соответствии с которым значительное внимание будет уделяется созданию организационно-правовых основ и механизма решения этих задач. План действий на 2005 год стал отправной точкой для разработки Стратегического плана действий ЕАГ на 2006-2008 годы.
На втором пленарном заседании ЕАГ в Шанхае 12-14 апреля 2005 г. были одобрены направления деятельности рабочих групп, утвержден график взаимных оценок, определены механизмы технического содействия, а также основные направления исследования типологий <отмывания> денег и финансирования терроризма, имеющие приоритетное значение для региона, достигнута договоренность о проведении учебных семинаров.
Росфинмониторинг активно участвует в работе ЕАГ, в том числе по вопросам оказания технического содействия государствам-членам ЕАГ и оказания помощи в подготовке специалистов финансовой разведки.
До конца 2005 года планируется решить все организационные вопросы и разработать Стратегический план действий ЕАГ на 2006-2008 годы.
Насколько тесно Росфимониторинг сотрудничает с Банком России?
Федеральная служба по финансовому мониторингу является ключевым звеном национальной системы противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, соединяющим остальные ее элементы (финансовые учреждения, как источники информации, надзорные и иные органы государственной власти, как регулирующие элементы, и правоохранительные органы, как конечные получатели информации, расследующие факты, связанные с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма), и координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой области.
С Центральным Банком Российской Федерации мы находим полное взаимопонимание по всем вопросам и осуществляем активное взаимодействие.
17 мая 2004 года была подписана новая редакция Соглашения об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
Соглашением регламентируются основные принципы информационного взаимодействия, обязательства сторон, вопросы конфиденциальности и разрешения разногласий. В рамках соглашения создана рабочая группа по оперативному решению вопросов, возникающих при взаимодействии кредитных организаций, Банка России и Росфинмониторинга.
Результатом нашей совместной работы стало заметное увеличение в 2004 году по сравнению с 2003 годом сведений от кредитных организаций об операциях с денежными средствами или иным имуществом, как подлежащих обязательному контролю, так и подозрительных, выявленных в процессе осуществления программ внутреннего контроля.
Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривает кредитные организации как один из важнейших элементов государственной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и, одновременно, как своих партнеров в этой деятельности. Кредитные организации являются поставщиками значительной части информации, поступающей в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
В целях повышения качества и количества направляемых кредитными организациями в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих контролю, ФСФМ России на постоянной основе направляет в Банк России информацию об исполнении кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Предполагается ли создать профильное учебное заведение по подготовке кадров специально для Ваше Службы?
Подготовка грамотных, всесторонне подготовленных специалистов - один из ключевых вопросов в деле успешного выполнения возложенных на Росфинмониторинг задач.
К нам на работу приходят выпускники Финансовой академия при Правительстве Российской Федерации, Всероссийской государственной налоговой академия, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и других известных вузов России.
В Федеральной службе по финансовому мониторингу организованы профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировки (в том числе и за рубежом) наших сотрудников.
В ближайшее время создание профильного учебного заведения по подготовке кадров специально для Росфинмониторинга не предполагается. Однако мы готовы участвовать в подготовке учебного пособия или курса лекций и проведения занятий для студентов старших курсов экономических и юридических специальностей и вузов, целенаправленно готовящихся к работе в сфере финансового мониторинга.

http://www.fedsfm.ru/press_16062005_665.html
16.06.2005



Док. 370189
Перв. публик.: 16.06.05
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 835

  • Зубков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``