В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Зубков: Денежными махинациями занимаются не только бизнесмены Назад
Виктор Зубков: Денежными махинациями занимаются не только бизнесмены
Финансовая разведка сможет контролировать счета госчиновников только после ратификации Конвенции ООН
Правительство одобрило концепцию по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Отныне проверки не должны мешать ведению бизнеса. Более того: под особый контроль должны попасть еще и чиновники. Так решили в Международной организации по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем (FATF). Как справляются финансовые разведчики с проблемой денежных злоупотреблений, рассказывает руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг) Виктор Зубков.
- Что изменится в работе Росфинмониторинга после того, как Конвенцией ООН будут утверждены рекомендации FATF против коррупции?

- Редакция 40-й рекомендации FATF 2003 года предусматривает контроль за финансовыми операциями лиц, занимающих высокие государственные должности. Такая мера признана мировым сообществом одним из наиболее эффективных путей для предотвращения коррупции. В 2003 году Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции, которая предусматривает возможность создания системы раскрытия финансовой информации по публичным должностным лицам, их родственникам и тесно связанным с ними партнерам. Сейчас этот документ проходит процедуру ратификации, поэтому окончательное решение о внесении изменений в законодательство будет принято после его ратификации.

- Не кажется ли вам, что деятельность Росфинмониторинга не способствует повышению доверия людей к отечественным финансовым институтам. Ведь публикация информации о деятельности вашего ведомства во многом характеризует их отрицательно?

- Не будем путать причину и следствие. Если конкретное кредитно-финансовое учреждение не выполняет закон и подвергается за это санкциям (не обязательно сразу лишению лицензии), то это значит, что его владельцы подрывают свой авторитет и престиж банка. Работа нашей службы, отраженная в публикациях СМИ, раскрывает людям глаза на деятельность недобросовестных, а порой и прямо преступных организаций, пользующихся их доверием. Банк, сознательно отмывающий <грязные> деньги, рано или поздно обречен на лишение лицензии, после чего у рядовых граждан возникают проблемы с сохранением и возвратом их вкладов. Кого же нам оберегать - махинаторов от финансов или законопослушных тружеников? Есть и другая сторона этого вопроса. Иногда в материалах некоторых СМИ надзорные и правоохранительные органы выдаются чуть ли не за инициаторов финансовых потрясений, в то время как мы только честно выполняем свою работу, изобличая криминал и обеспечивая социальный порядок и безопасность. А для того, чтобы отдельные кредитные организации не характеризовались прессой отрицательно, им нужно просто выполнять закон. И еще одно. Когда мы говорим о вопросах, имеющихся к некоторым банкам, недостатках направляемых нам сведений, качестве работы отдельных банков по взаимодействию с нами в интересах выполнения антиотмывочного законодательства, то не всегда и не во всем предполагаем злой умысел или пособничество в легализации преступных доходов с их стороны. Несвоевременная или неполная информация, поступающая к нам, может быть следствием недостаточного опыта работников банка, отсутствием необходимого контроля со стороны менеджмента, неточным толкованием правовых актов. Это, скажем так, болезнь роста. Для ее преодоления мы организуем обучение специалистов кредитно-финансовой сферы, оказываем им всестороннюю помощь.

- Ваша служба знает о банках практически все. Можно ли считать, что в России действительно существует банковская тайна? Каковы ее границы?

- Обращаю внимание на Федеральный закон <О банках и банковской деятельности>. Если изложить предельно кратко его статью 26 - <Банковская тайна>, то она обязывает кредитную организацию гарантировать тайну об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, определяет органы судебной и исполнительной власти, аудиторские организации, которым в случаях, предусмотренных законом, могут быть переданы определенные сведения, запрещает их передачу третьим лицам и устанавливает ответственность за разглашение банковской тайны. Иными словами, закон предусматривает весьма ограниченный круг пользователей информации о деятельности банка и устанавливает порядок ее защиты. Нарушается ли банковская тайна? К сожалению, существует еще и легкомысленное отношение к вопросам ее сохранения, и стремление криминала к неправомерному овладению ею и преступному использованию. Но для противостояния этим явлениям и существуют правоохранительные, надзорные и контролирующие органы.

- Прозрачна ли, на ваш взгляд, банковская система в России? И насколько эта прозрачность соответствует мировым стандартам?

- Прозрачность кредитно-финансовой сферы - это необходимое условие цивилизованного развития российского государства, его взаимодействия с мировым сообществом, борьбы с преступностью и обеспечения соблюдения прав и безопасности граждан. Считаю, что действующее законодательство вполне обеспечивает прозрачность банковской системы и соответствует международным обязательствам, взятым на себя Россией. Мы ратифицировали и выполняем требования международных конвенций об отмывании доходов от преступной деятельности, о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, о борьбе против незаконного оборота наркотиков, о борьбе с финансированием терроризма и других. Создана правовая база и образованы уполномоченные органы исполнительной власти, призванные осуществлять надзор и контроль за исполнением закона в этой сфере.

- Действительно ли раскрытие информации, составляющей банковскую тайну, способствует прозрачности бизнеса и улучшает банковскую систему страны?

- Давайте точно определимся в понятиях. Прозрачность, или транспарентность, предполагает обеспечение доступа определенных законом надзорных и контролирующих государственных структур к информации о деятельности организаций кредитно-финансовой сферы. С другой стороны, закон обязывает эти организации представлять в госорганы сведения о проведенных операциях и сделках. В этом смысле мы партнеры с банками, от которых получаем до 90% поступающей в Росфинмониторинг информации. Для чего это делается? Прежде всего - для предотвращения, профилактики преступных деяний, а если таковые совершены, то для выявления их организаторов и исполнителей, пресечения незаконных действий. В создании условий для нормального оборота <чистого> капитала заинтересована подавляющая часть руководителей банков. Это они доказывают добросовестным сотрудничеством с нами. Что же касается банковской, да и другой охраняемой законом тайны, то ее защита предполагает осуществление целого комплекса мероприятий - законодательных, организационных, информационно-технологических и других в целях обеспечения сохранения сведений об операциях и сделках банка, о самих клиентах и корреспондентах. Иными словами, эти сведения должны быть надежно защищены от <чужих> глаз и ушей, храниться так, чтобы не было возможности использовать их с целью причинения ущерба вкладчикам и самому банку. На этапе передачи ответственность за защиту сведений несет отправитель, а по получении их - наша служба. Технические средства, используемые нами, отвечают самым высоким требованиям, в том числе - и в вопросах защиты информации. Имеющаяся у нас база данных содержит сообщения о более чем 4 миллионах операций и сделках на сумму свыше 25 триллионов рублей, и все они хранятся в режиме, не допускающем их несанкционированный <съем>. Наши сотрудники обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут ответственность за разглашение этих сведений. Конечно, вопрос сохранения имеющейся у нас информации очень серьезен.

- Действительно ли, по-вашему, необходимо внесение поправок в законодательство о сохранении банковской тайны, разрешающих работникам правоохранительных органов еще до возбуждения уголовного дела получать всю информацию о движении денег клиента?

- В Федеральном законе <О банках и банковской деятельности> вопросы сохранения банковской тайны прописаны достаточно точно и просто. А именно - уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (а это и есть Росфинмониторинг), не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций, в соответствии с Законом <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем>, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом. Специфика нашего ведомства такова, что по упомянутому выше закону 115-ФЗ банки, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и другие некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды, риелторы и нотариусы обязаны информировать Росфинмониторинг об операциях и сделках по установленному денежному порогу, а также о подозрительных действиях своих клиентов. Сведения эти мы получаем, естественно, до возбуждения уголовного дела и проводим по части из них финансовые расследования.
- Насколько велики полномочия Росфинмониторинга и какова, по вашему мнению, эффективность его работы? Нужно ли ее повысить?
- Полномочия нашей службы установлены правительством и предполагают осуществление 28 функций. Среди важнейших из них я бы выделил контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами антиотмывочного законодательства и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и Центробанка в этой сфере, сбор, обработку и осуществление анализа поступающей к нам информации, формирование и ведение федеральной базы данных в рамках нашей компетенции. Нам дано право приостанавливать операции поднадзорных организаций при наличии достаточных оснований, направлять информацию в правоохранительные органы для рассмотрения. Наша служба представляет Россию в международных организациях, осуществляет взаимодействие с нашими коллегами за рубежом. Эффективность же нашей работы, наверное, лучше видна со стороны. Совсем недавно деятельность Росфинмониторинга была достаточно высоко оценена главой нашего государства. Руководители международных организаций, осуществляющих противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, а также подразделений финансовой разведки ведущих стран мира неоднократно признавали высокую динамику процесса создания и успешного функционирования российской антиотмывочной системы. Объективные показатели формируются в тенденцию к неуклонному росту и получаемых нами сообщений - более 12 тысяч в день, - и направленных материалов в правоохранительные органы. Если в 2003 году по результатам анализа в правоохранительные органы мы направили 482 материала, в 2004-м - 1720, то с начала текущего года - уже 873. От правоохранительных органов количество запросов также постоянно возрастает, что свидетельствует о нормальной координации работы, взаимном доверии и помощи наших коллег в борьбе с преступностью. А если говорить о, так сказать, самооценке, то мы не видим оснований для успокоенности и почивания на лаврах. Нам хорошо известны и наши проблемы, и наши резервы, и мы стремимся их реализовать. Пути повышения эффективности работы видятся в совершенствовании взаимодействия с правоохранительными органами, проведении совместных финансовых расследований, содействии развитию судебной практики по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, усилении контроля за деятельностью лизинговых компаний, игорных заведений и риелторских организаций. На новый уровень предстоит поднять наше международное сотрудничество, прежде всего в рамках деятельности Евразийской группы по типу FATF.

http://www.fedsfm.ru/press_17062005_671.html
17.06.2005

Док. 370188
Перв. публик.: 17.06.05
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 827

  • Зубков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``