В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью руководителя Росфинмониторинга В.А.Зубкова журналу `Финансовый контроль` Назад
Интервью руководителя Росфинмониторинга В.А.Зубкова журналу `Финансовый контроль`
1. Какие меры принимаются органами власти Российской Федерации по возврату капиталов, вывезенных из России в 1992-2004 годы?
При ответе на этот вопрос важно четко представлять, о каких именно капиталах идет речь.
Во-первых, несомненно, достаточно серьезный массив российских по происхождению средств, размещенных в зарубежных кредитных организациях, либо по-иному вложенных в иностранные экономики, заработан и переведен за пределы Российской Федерации совершенно законно. Возвращение в страну таких капиталов может быть обусловлено улучшением экономической ситуации, повышением инвестиционной привлекательности нашей страны, что является основной повседневной задачей органов государственной власти.
Во-вторых, существуют так называемые <серые> деньги, капиталы, легально заработанные, но при этом укрытые от налогообложения и нелегально вывезенные за рубеж. Учитывая масштабность явления, за такие капиталы следовало бы побороться, на что было указано и в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Напомню, что В.В.Путин заявил: <:необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российских банках. Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах>.
Представляется, что для возвращения этих денег в Россию прежде всего необходимо создать правовые условия. В этих целях в Государственной Думе в настоящее время разрабатывается соответствующий законопроект, в работе над которым принимают участие сотрудники Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных ведомств, в том числе, Росфинмониторинга.
Наконец, <грязные> капиталы, полученные в результате совершения тяжких преступлений, по нашему мнению, могут быть возвращены в экономику России только единственным путем - через привлечение их хозяев к уголовной ответственности и обращением преступно нажитых богатств в доход государства. Росфинмониторинг в пределах предоставленных ему законом и подзаконными нормативными правовыми актами полномочий будет способствовать этому.

2. Какая сумма в настоящий момент уже была возвращена в бюджет в результате действий вашей службы?
Мне понятно Ваше желание узнать, так сказать, финансовую составляющую результатов работы нашей Службы. Кстати, аналогичный вопрос мне часто задают и корреспонденты других СМИ.
Хочу Вам сказать, что формирование критериев оценки эффективности работы нашей Службы должно исходить из осознания того факта, что российская финансовая разведка занимает в системе мер борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма свое, вполне определенное место. Росфинмониторинг не является правоохранительным органом. Его основная задача - координация функционирования национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Исходя из этого, и оценка результатов нашей деятельности не должна сводиться только к таким показателям, как количество возбужденных по нашим материалам уголовных дел, количество дел, направленных в суд, сколько денег возвращено в бюджет, хотя это действительно очень важно.
К сожалению, мы - орган, который занимается сбором и анализом информации от различных источников и передачей этой информации в правоохранительные органы. Поэтому конечный результат, например, возбуждение уголовных дел, передача их в суд, реализация их в суде от нас практически не зависит. Хотя мы как координирующий орган в этом направлении можем до передачи в суд помогать правоохранительным органам в реализации данных дел. Уже в прошлом году был вынесен ряд громких судебных приговоров по материалам нашей Службы.
Все это свидетельствует о том, что антиотмывочная система заработала в полную силу. Однако, даже если количество судебных решений будет исчисляться десятками и сотнями, то мы можем не получить достаточного эффекта по борьбе с отмыванием преступных доходов. И мы считаем нашим главным направлением пресечение, разрушение крупных финансовых мошеннических схем. В этом направлении, особенно в текущем году достигнуты положительные результаты. Достаточно сказать, что правоохранительные органы по материалам наших финансовых расследований уже провели ряд хорошо подготовленных специальных операций, в результате которых разрушен ряд крупных финансовых афер теневого бизнеса, скорее всего, связанных с отмыванием <грязных> денег. Заведены уголовные дела, расследуется преступная деятельность этих людей.
К сожалению, во всем мире раскрытие преступлений по отмыванию преступных доходов - весьма длительный процесс. Необходимо сначала раскрыть само преступление (мошенничество, наркобизнес, хищение средств и т.п.), а затем доказать, что средствам, вырученным от преступных деяний, придан правомерный вид владением, пользованием или распоряжением этих средств. Такого рода расследования могут длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, особенно если это касается крупных афер.
В этом году нами передано в правоохранительные органы более тысячи материалов, содержащих сведения о 32 тысячах финансовых операций, вызывающих обоснованные подозрения в причастности к отмыванию преступных доходов на общую сумму свыше 180 миллиардов рублей. Число переданных нами материалов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло в пять раз, а объем финансовых средств в подозрительных операциях вырос почти в три раза.
Кстати, когда в июне этого года я докладывал Президенту Российской Федерации В.В. Путину о результатах деятельности Службы, он подчеркнул, что <наша работа должна строиться таким образом, чтобы защищать государство и не наносить ущерба бизнесу, а, наоборот, помогать ему функционировать в нормальном, законном режиме>.
Исходя из этого, и формируются критерии оценки эффективности нашей работы.

3. Несколько лет назад ФАТФ предъявила России серьезные претензии по работе с пресечением отмывания грязных денег. Как изменилась ситуации на сегодня?
Действительно, обстоятельства сложились так, что к моменту проведения одной из оценочных миссий Комитета экспертов Совета Европы несколько лет назад в России отсутствовала система борьбы с отмыванием денег в ее современном понимании. Отсутствовало базовое законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов, не было финансовой разведки. Это в немалой степени повышало уязвимость страны по отношению к использованию ее финансовой системы для отмывания денег и совершения других финансовых преступлений, серьезно препятствовало интеграции России в мировую экономическую систему. По этим причинам в 2000 году наша страна попала в <черный> список ФАТФ - перечень стран и территорий, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием денег.
Ситуация требовала немедленного принятия мер, и благодаря совместным усилиям всех заинтересованных органов государственной власти при самом активном участии руководства страны в кратчайшие сроки в России удалось создать необходимые правовые и организационные основы системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Система заработала, появились первые результаты. В октябре 2002 году Россия из <черного> списка была исключена.
А в июне 2003 года после проведения экспертами ФАТФ оценки российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, подтвердившей ее соответствие международным стандартам, Россия стала полноправным членом этой организации. В определенной степени это стало знаком качества нашей страны в сфере борьбы с финансовой преступностью.
Однако жизнь не стоит на месте, преступность постоянно эволюционирует, возникают новые угрозы, ужесточаются международные требования. В качестве органа, координирующего деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, Росфинмониторинг продолжает работу в направлении дальнейшего повышения соответствия национальной системы ПОД/ФТ новым международным стандартам, которые, в частности, отражены в новой редакции Рекомендаций ФАТФ и в Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма. Ожидается, что в 2007 г. ФАТФ даст новую оценку нашей антиотмывочной системы по итогам работы соответствующей миссии.

4. Расскажите, пожалуйста, о работе контролирующих органов, подобных Федеральной службе по финансовому мониторингу, в других странах. Насколько эффективна их деятельность?
Прежде всего, хочу уточнить само определение и определить тип подразделений финансовой разведки (ПФР), к которому относится Росфинмониторинг.
Группа <Эгмонт> (объединение подразделений финансовой разведки) определяет ПФР как <Централизованное национальное агентство, отвечающее за получение (и истребование в разрешенном объеме), анализ и передачу в компетентные органы раскрываемой финансовой информации, относящейся к предположительно преступным доходам и потенциальному финансированию терроризма, или требуемой в соответствии с национальными нормативными правовыми актами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма>. При этом основные функции ПФР осуществляются в рамках широкого разнообразия организационных моделей (типов), которые можно подразделить на четыре общие категории: ПФР административного типа, ПФР правоохранительного типа, ПФР судебного или прокурорского типа и ПФР <смешанного> типа, сочетающего в себе элементы вышеуказанных трех типов.
Каждый из перечисленных типов имеет свои сильные и слабые стороны, и в рамках каждого из них могут существенно различаться организация и условия функционирования ПФР в той или иной стране. При этом даже там, где ПФР были созданы уже в начале 90-х годов, например в США, признают сложность выработки однозначных критериев и механизмов оценки эффективности мер по ПОД/ФТ. Возьмем вроде бы бесспорный критерий - количество уголовных дел по <антиотмывочным> статьям, по которым был вынесен обвинительный приговор. За номинальным ростом соответствующего показателя могут скрываться далеко не самые значимые правонарушения, в том числе налоговые - в тех странах, где они квалифицированы как предикатные по отношению к отмыванию денег. С другой стороны, наличие громких дел с огромными суммами <отмытых> доходов может трактоваться и как недостаточно эффективное выполнение всей национальной системой ПОД/ФТ своей профилактических, превентивных задач, а при желании - и как <избирательность> правосудия или <политический заказ>.
Если говорить только о ПФР административного типа, к которому собственно и относится Росфинмониторинг, то оно выступает как информационно-аналитический центр, связующее звено между финансовым и другими секторами, обязанными предоставлять сведения, и правоохранительными органами. Поэтому более объективными критериями оценки эффективности его деятельности представляются, в частности, количество и соотношение материалов (подборок), переданных в правоохранительные органы и обоснованно возвращенных ими, а также аналогичные показатели по уголовным делам, заведенным и расследованным по инициативе или при информационно-аналитической поддержке ПФР, которые при рассмотрении в суде завершились обвинительным приговором или безрезультатно.
Я не вправе раскрывать профессиональные секреты моих зарубежных коллег и давать публичную оценку эффективности их работы. У них есть общие и схожие с нашими трудности, но есть и сильные стороны, которым мы пока можем только позавидовать. Например, в США и ряде других западных стран применяются передовые программные продукты и технологические системы, обеспечивающие возможность оперативного доступа в базы данных различных правоохранительных и регистрирующих органов, в том числе на региональном уровне. Созданы хорошо оснащенные центры по обучению и переподготовке сотрудников не только ПФР, но правоохранительных органов, участвующих в реализации мер ПОД/ФТ. Большую роль, безусловно, играют накопленный за 10-15 лет работы опыт и устоявшаяся, но, тем не менее, постоянно совершенствуемая нормативно-правовая база ПОД/ФТ. Замечу, в этой связи, что даже в <эталонных> западных демократиях на законных основаниях ведутся и весьма эффективно используются досье в отношении доходов и расходов граждан. Наконец, повышению КПД работы ПФР в некоторых развитых странах объективно способствует и качество сообщений о подозрительных операциях, поскольку сообщающие организации, особенно кредитные, заботясь о собственной безопасности и репутации, тщательно и углубленно занимаются идентификацией и проверкой надежности клиентов, анализом осуществляемых ими операций.

5. Создана ли законодательная основа деятельности Росфинмониторинга? Хватает ли Вам полномочий?
Нормативная правовая база, обеспечивающая деятельность Службы, на сегодня сложилась и представляет достаточно стройную систему. Она состоит из следующих основных блоков. Это, прежде всего - обязательства России по ряду международных конвенций - об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности; против транснациональной организованной преступности; о борьбе с финансированием терроризма и другим. К ним примыкают различные международные правила и стандарты, в частности, - 40 и 9 рекомендаций ФАТФ, формулирующие общепринятые мировые подходы в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
В рамках российской нормативной правовой базы основой деятельности для нас является Федеральный закон No 115-ФЗ <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>, а также другие федеральные законы, в первую очередь - статьи 174, 174-1, 205-1 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за легализацию преступных доходов и финансирование терроризма, а также банковское законодательство.
Статус и полномочия Росфинмониторинга устанавливают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, а вопросы организации работы и исполнения функций - акты Министерства финансов Российской Федерации.
Практика борьбы с отмыванием <грязных> денег в сфере деятельности кредитных организаций регулируются документами Банка России, с которым мы активно сотрудничаем.
Особое место в этой системе принадлежит постановлению Пленума Верховного Суда РФ No 23 от 18 ноября 2004 года, разрешившему многие серьезные вопросы, возникавшие у правоохранительных органов и судов в ходе практической реализации антиотмывочных норм Уголовного кодекса.
Можно уверенно констатировать, что в настоящее время Росфинмониторинг наделен всеми полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ним задач.

Вопрос 6. Сколько времени уходит на раскрутку каждого дела, связанного с отмыванием <грязных> денег и его доведением до суда? Расскажите об одном или нескольких таких <удачных> делах.
У нас нет конкретных регламентированных сроков проведения проверочных мероприятий. Здесь все определяется, прежде всего, объемом материалов, подлежащих проверке и анализу. Конкретно - от количества и суммы проверяемых финансовых операций, числа так называемых фигурантов, к которым относятся физические и юридические лица, с которыми связаны эти подозрительные операции. Ну и, конечно, от сложности выстраиваемой в ходе проверки схемы.
В необходимых случаях мы прибегаем к помощи наших коллег из финансовых разведок зарубежных стран. На что тоже требуется определенное время. Поэтому на проверку или, как вы выразились <на раскрутку> дела, может потребоваться и один день и неделя, и несколько месяцев, а может быть, на это уйдут и годы.
У нас есть несколько серьезных, крупномасштабных расследований, которые ведутся более года.
Так вот, со страниц Вашего журнала, а точнее сказать - нашего, поскольку я сам являюсь членом его редакционного совета, хочу обратить внимание, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона No115-ФЗ от 7 августа 2001 г. при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связана с легализацией (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Росфинмониторинг, как уполномоченный на это орган, направляет, я подчеркиваю, направляет соответствующие материалы и информацию в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
При получении наших материалов, правоохранительными органами, в свою очередь, проводятся соответствующие мероприятия, необходимые для принятия процессуальных решений, в том числе, по возбуждению уголовного дела и передачи в суд.
Я бы мог привести примеры некоторых уголовных дел, возбужденных по нашим материалам, следствие по которым продолжается уже более года, но как Вы понимаете, в силу определенных ограничений, не имею такой возможности. При этом хочу особо подчеркнуть, что и на этом этапе Росфинмониторинг оказывает активное содействие следствию в рамках своих полномочий.
Мы ожидаем, что в ближайшее время ряд таких крупномасштабных уголовных дел, связанных с отмыванием преступных доходов и имеющих большую социально-экономическую значимость, будут переданы в суды и после вынесения приговоров станут достоянием общественности.
Я надеюсь, что мы еще встретимся с Вами по этому поводу, и у меня будет возможность дать более конкретные комментарии по этим делам. Естественно, в тех пределах, которые возможны.

7. Какими отмывочными схемами пользуются сегодня в России? Что обычно предпочитают ваши "клиенты>?
На этот вопрос могу Вам сказать, что в своей противоправной деятельности, как вы выразились <наши клиенты>, при совершении финансовых операций используют различные схемы, для того, чтобы любыми способами и путями отмыть преступные доходы, т.е. придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом.
За три с половиной года деятельности Росфинмониторинга нашими специалистами по финансовым расследованиям накоплен большой опыт как построения на основе имеющихся сведений о подозрительных финансовых операциях различных схем, так и по их анализу, на основании которого выявляется общий замысел лиц, вовлеченных в эти схемы.
В ходе проверочных мероприятий довольно быстро устанавливаем схемы, используемые организациями для уклонения от уплаты налогов, для незаконного возмещения НДС, обналичивания денежных средств и т.д. Не представляют для нас трудности и схемы, связанные со страхованием и перестрахованием, векселями и другими ценными бумагами, выводом денег за рубеж.
Отмечу, что уровень наших аналитиков и используемые программные продукты позволяют выявить практически любую схему, независимо ни от количества операций, ни от числа фигурантов. В нашем багаже есть схемы, содержащие десятки тысяч операций и тысячи фигурантов.
Приобретенный опыт, позволил нам обобщить результаты финансовых расследований и подготовить наиболее характерные схемы в виде альбомов так называемых типологий, которые мы в ближайшее время направим в правоохранительные органы.
Мы надеемся, что эти типологии помогут сотрудникам следствия, прокуратуры да и судьям в понятии механизмов и инструментария, используемых преступными элементами для легализации преступных доходов.

8. Многие предприятия по-прежнему выдают своим работникам <серые> зарплаты в конвертах. Есть ли у финансовой разведки интерес к таким операциям?
Поскольку в соответствии с законом Росфинмониторинг осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, поступающей в основном от банков, а также от других, указанных в законе организаций, мы, естественно, не располагаем сведениями о зарплатах, выдаваемых предприятиям в конвертах. Кроме того, в самом понятии <заработная плата> подразумевается отсутствие её связи с преступным доходом.
С другой стороны, выплаты в <конвертах>, могут быть связаны с определенного вида преступлениями, в этом случае они не попадают под термин зарплата и будут квалифицироваться как преступный доход, со всеми вытекающими последствиями.
В основе этого распространенного, к сожалению, в России явления, конечно, лежат стремление уйти от налогов как с физических лиц, так и с самих предприятий. Однако у Росфинмониторинга отсутствуют полномочия проверять полноту налогов физическими или юридическими лицами, а также проверить финансово-хозяйственную деятельность организаций.
С другой стороны, мы располагаем достаточно большим объемом информации по операциям физических лиц, связанных с наличными деньгами. Определенная часть этих денег, несомненно, получена в результате их выплат в <конвертах>. Кроме того, в результате обмена информацией с финансовыми разведками зарубежных стран в поле нашего зрения попадают российские граждане, вывезшие полученные таким образом деньги из страны, и пытающиеся <пристроить> их за рубежом.
Поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к руководителям предприятий всех видов собственности - прекращайте практику выплаты <серых> зарплат в конвертах. Все равно их обладатели вынуждены вводить их в легальный оборот, открывая депозитные счета, осуществляя переводы, приобретая недвижимость и т.п. Мы располагаем такого рода информацией. И при получении достаточных оснований, свидетельствующих о связи этих денег с противоправными действиями, эти операции будут отнесены к легализации или отмыванию, со всеми вытекающими последствиями.

9. Банки обязаны сообщать Вам обо всех подозрительных сделках. Всегда ли они это делают?
В статье 6 Федерального закона 115 ФЗ определен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.
Кроме того, если у кредитной организации возникают подозрения о том, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, они также обязаны информировать Росфинмониторинг.
Перечень подозрительных или так называемых "сомнительных" операций кредитная организация определяет для себя самостоятельно и фиксирует их в правилах внутреннего контроля, которые затем проходят процедуру согласования в Банке России.
Мы рассматриваем кредитные организации как основных поставщиков сведений в Федеральную службу. В то же время, в поступающей к нам от них информации есть определенные недостатки.
В первую очередь, это несвоевременность поступления сведений. Закон требует направлять информацию на следующий рабочий день после проведения операции клиентом. На практике же имеются случаи опоздания банков в предоставлении информации, причем довольно существенные.
Случаются еще факты отказа банков представлять дополнительную информацию по запросам Росфинмониторинга. Кроме того, имеющиеся автоматизированные решения в области надзорной деятельности позволяют нам выявлять банки, представляющие сведения не в полном объеме.
Вся эта информации в рамках взаимодействия с надзорными органами передается на регулярной основе в Центральный банк Российской Федерации для использования непосредственно в ходе проверочных мероприятий, которые и могут дать точный ответ о причинах отказа от сотрудничества того или иного банка с Росфинмониторингом.
Основываясь на практике осуществления Банком России инспекционных мероприятий, можно говорить о нескольких основных причинах непредставления или представления не в полном объеме в Росфинмониторинг сообщений. Это, как правило, - недостаточная реализация банками принципа <знай своего клиента> и формальный подход должностных лиц к реализации программ внутреннего контроля.

10. Предоставляют ли Вам информацию владельцы лизинговых компаний, казино и ломбардов? Как вообще осуществляется контроль за их деятельностью?

На основании статьи 5 Федерального закона 115-ФЗ лизинговые компании, ломбарды и организации игорного бизнеса относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и обязаны выполнять все требования законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая требования по направлению сообщений в Росфинмониторинг.
Мы осуществляем контрольно-надзорные мероприятия в отношении всех организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. К ним относятся лизинговые компании, ломбарды и организации игорного бизнеса.
Проводится как дистанционный (так называемые камеральные проверки), так и непосредственный контроль (выездные проверки) за поднадзорными нам организациями. Кроме того, существует автоматизированная система надзорной деятельности. Все это дает возможность увидеть, какие организации сотрудничают с нами и соблюдают законодательство в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а какие нет.
Особое внимание Росфинмониторинг уделяет проверке полноты и своевременности представления организациями сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
В случае выявления по результатам контрольно-надзорных мероприятий нарушений антиотмывочного законодательства, Росфинмониторинг и его территориальные органы имеют право привлекать организации и их должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в данной области влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ.
Информацию о наиболее серьезных нарушителях Росфинмониторинг направляет в правоохранительные и иные заинтересованные органы, в том числе в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
11. Виктор Алексеевич, рассматриваете ли Вы сигналы от рядовых российских граждан, заподозривших в отмывании нелегальных доходов, к примеру, человека, построившего по соседству с их дачей на непонятно какие деньги дорогостоящий особняк?
Граждане обращаются к нам очень редко. В основном в тех случаях, когда их обидели: то ли финансовая пирамида, то ли с приватизацией, то ли преднамеренное банкротство. А так, сказать, что у меня сосед строит дачу не на зарплату, таких обращений мало. И если даже есть, проверить невозможно, потому что, как правило, ни адреса, ни фамилии не сообщают.
А наши основные источники информации определены законом, я их уже называл.

12. Не могли Вы рассказать о деятельности Росфинмониторинга по борьбе с финансированием терроризма?
Впервые необходимость объединения усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом была сформулирована в Резолюции Совета безопасности ООН No 1373, в разработке которой Россия принимала самое непосредственное участие. В качестве одного из основных направлений в сфере борьбы с этим, ставшим поистине всемирным злом, явлением резолюция определила лишение террористов финансовой основы их деятельности. В решении этой задачи участвуют различные международные организации, национальные правоохранительные и специальные органы.
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2002 года No 6 конкретизировал задачи федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по реализации принятых указанной резолюцией решений.
Законодательство предоставляет Росфинмониторингу право формирования Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом.
В настоящее время в этот Перечень внесены: в международный раздел - около 500 физических лиц и
организаций; в отечественный раздел - почти тысяча физических лица и организаций.
Установленный порядок работы с Перечнем позволяет с большой степенью надежности пресекать возможное участие в финансировании экстремизма и терроризма организаций и физических лиц, в отношении которых имеются достоверные сведения об их причастности к такой деятельности.
Не остаются без внимания и обоснованно подозреваемые в причастности к такого рода деятельности фигураны национальных списков террористов. В целях своевременного выявления их возможного участия в финансировании террористической деятельности в Единой информационной системе Росфинмониторинга формируется подсистема <Терроризм>, фигуранты которой ставятся на мониторинг контроль, обеспечивающий автоматизированный отбор информации о финансовых операциях с их участием.
При этом гармонично сочетаются выполнение международных обязательств Российской Федерации и решение задачи борьбы с внутри российскими проявлениями указанных преступлений.
Законодатель предусмотрел и инициативное направление Росфинмониторингом в правоохранительные органы информации о выявленных в ходе мониторинга финансовых потоков операциях с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки возможной причастности к финансированию экстремистской или террористической деятельности.
Указанные полномочия реализуются за счет отбора значимой информации об операциях, имеющих признаки возможной причастности к финансированию экстремизма и терроризма, по разработанным на основании изучения опыта борьбы с указанными видами преступлений критериям в выделенных финансовых потоках, ее тщательного аналитического исследования, направленного на установление источников используемых при этом средств, конкретных участников их сбора, аккумулирования и распределения (при необходимости осуществляется сбор дополнительной информации, включая совместную работу в этом направлении с ПФР иностранных государств).
При наличии достаточных оснований результаты финансового анализа направляются в отечественные или иностранные правоохранительные органы для дальнейшей их проработки с использованием приданных им специальных сил и средств.
По состоянию на 1 июля 2005 года на дальнейшую проработку в правоохранительные органы передано десятки материалов в отношении большого количества физических лиц и организации.
Примерами успешно завершенных расследований по материалам финансового анализа могут служить, в частности, запрещение деятельности международного благотворительного фонда . Указанный международный исламский фонд, был создан в целях сбора средств и оказания финансовой и материальной помощи жертвам этнических и религиозных конфликтов, имеет 18 филиалов в разных странах мира, в том числе и в Москве. В ходе финансового мониторинга были выявлены операции фонда, имеющие признаки причастности к оказанию финансовой и материальной поддержки деятельности на территории Северного Кавказа незаконных вооруженных формирований. В ходе проведенного совместного с FINCEN США анализа и дальнейшего в рамках уголовного дела расследования причастность фонда к снабжению чеченских бандформирований специальными средствами индивидуальной защиты получили полное подтверждение. Учредитель фонда и один из его руководителей некто Эрнам Арнаут, известный как сподвижник Усамы Бин Ладена по Афганистану, осужден американским судом к 11 годам лишения свободы.
Кроме того, решением Верховного суда РФ была запрещена деятельность на территории Российской Федерации Московского отделения кувейтской благотворительной организации <Общество социальных реформ>, которое попало в поле зрения отечественных правоохранительных органов в связи с информацией о том, что фактически является филиалом организации <Братья мусульмане>, деятельность которой запрещена на территории большинства цивилизованных государств.
В этой связи Федеральной службой по финансовому мониторингу был проведен анализ финансово-хозяйственная деятельность отделения за период 1999 - 2001 годы. При этом было установлено, что российское отделение организации систематически получал от (KUWAIT) значительные денежные средства в долларах США. После продажи валюты, средства поступали на расчетные счета организации, и счета иных организаций и частных лиц.
Наряду с переводами значительных средств различным некоммерческим структурам - религиозным (мусульманским) центрам и организациям в различные регионы России, существенная их часть расходовалась на предоплату за, якобы, приобретаемые по договорам у многочисленных коммерческих структур, продукты питания, аренду контейнеров и транспортные услуги, а так же переводилась некоторым установленным физическим лица.
Материалы финансового анализа были направлены на реализацию в правоохранительные органы и способствовали закреплению доказательной базы причастность <Общества социальных реформ> к финансированию деятельности на территории Российской Федерации экстремистских организаций.

13. Как деятельность ФСФМ влияет на <банки-прачечные>? Почему их меньше не становится?
Я бы не стал столь категорично утверждать, что количество таких банков не уменьшается.
Да, действительно, отдельные кредитные организации не соблюдают в полном объеме положения законодательства, а некоторые причастны к теневому рынку финансовых услуг.
Со своей стороны Росфинмониторинг постоянно отслеживает и анализирует соблюдение кредитными организациями законодательства о ПОД/ФТ, в части представления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, и направляет в Банк России сведения о кредитных организаций, систематически допускающих нарушения, для применения мер надзорного реагирования.
За последнее время Банк России принял решение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у целого ряда кредитных организаций за различные правонарушения, в том числе, и антиотмывочного законодательства.

14. На какой стадии находится работа комиссии при Президенте РФ по подготовке национальной стратегии России по борьбе с отмывание денег и финансированием терроризма? Для чего этот документ нужен и когда предполагается его подготовить?
Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждена Президентом Российской Федерации 11 июня текущего года.
В ближайшей и среднесрочной (2006-2008 годы) перспективе реализация Концепции призвана обеспечить, в первую очередь, оптимизацию национальной системы противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, укрепление потенциала всех ее элементов и улучшение координации между ними, повышение эффективности нашего участия в международном сотрудничестве в данной сфере с учетом международных стандартов и обязательств, налагаемых статусом России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, членством нашей страны в <Группе восьми>, <Группе двадцати>, ФАТФ, Группе <Эгмонт>, Евразийской региональной группе по типу ФАТФ и других специализированных международных структурах. Параллельно и во многом в зависимости от эффективности осуществления преимущественно обеспечивающих мероприятий первого этапа, будут закладываться предпосылки для выполнения приоритетных задач и достижения стратегических целей, рассчитанных на более долгосрочную (до 2010 года) перспективу.
Хотелось бы уточнить, что упомянутый документ представляет собой именно концептуальную часть национальной стратегии ПОД/ФТ. По поручению Президента Российской Федерации в ближайшее время будет разработан план мероприятий по реализации положений Концепции, после утверждения которого национальная стратегия ПОД/ФТ на период до 2010 года дополнится и практической составляющей. Однако перечень конкретных практических мер объективно не может быть исчерпывающим. Он будет поэтапно уточняться и дополняться по мере и с учетом хода выполнения сформулированных в Концепции целей и задач.
Все это, безусловно, позволит создать уже в ближайшие годы в России самую современную, эффективную систему противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма, что, несомненно, благоприятно отразится на экономическом благополучии страны, в конечном итоге - на улучшении жизни наших простых граждан.

http://www.fedsfm.ru/press_07092005_681.html
07.09.2005


Док. 370155
Перв. публик.: 07.09.05
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 830

  • Зубков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``