В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Зубков: ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ? Назад
Виктор Зубков: ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?
Отмывание денег, утечка капиталов, финансирование терроризма - эти темы становятся неизменными, когда речь заходит о российском бизнесе за границей.
На борьбу с отмыванием <грязных> денег в последние годы брошены целые легионы силовиков. Однако работы ни у российских, ни у иностранных правоохранительных органов меньше не становится. Без работы не остается и главный финразведчик России - Федеральная служба по финансовому мониторингу.
О ключевых аспектах деятельности этого ведомства мы попросили рассказать руководителя Росфинмониторинга Виктора Алексеевича Зубкова.
<Бизнес Обозрение>: Главное оружие любого разведчика - информация. Обладает ли Росфинмониторинг достаточной базой данных о подлежащих контролю операциях?
Виктор Зубков: В прошлом году к нам поступило свыше 1,7 млн сообщений о подлежащих контролю финансовых операциях, которые могут иметь отношение к отмыванию денег (всего в базе хранится свыше 4 млн сообщений). Сведений по подозрительным операциям поступило на 55% больше, чем в 2003 году. Налицо устойчивая тенденция к росту. Объем контролируемых Росфинмониторингом финансовых потоков по сравнению с 2003 годом увеличился более чем в 2,5 раза и составил в денежном выражении 25,5 трлн руб. То есть мы на сегодня имеем хорошую информационную базу для аналитики и работы с правоохранительными органами.
Виктор Алексеевич, Росфинмониторинг весьма активно сотрудничает с подразделениями финансовой разведки ведущих стран мира. Каковы результаты такого сотрудничества?
В.З.: С июня 2002 года Росфинмониторинг является членом Группы <Эгмонт>, объединяющей подразделения финансовой разведки (ПФР) 94 государств, что позволяет нам обмениваться информацией с зарубежными коллегами по специальным защищенным каналам связи. Обмен осуществляется и на основе многосторонних международных договоров (конвенций) и двусторонних межведомственных соглашений. Такого рода соглашения, обеспечивающие более глубокое информационное взаимодействие и дополнительную защиту передаваемой информации, к настоящему времени подписаны с компетентными органами 18 государств.
В целом же с 2002 года общее число наших информационных партнеров достигло 70. В региональном распределении 83,7% объема информационного обмена за этот период пришлось на Европу (включая Средиземноморье), 11,7% - на Америку (Северную и Южную), остальные 4,6% - на Азию и Африку.
В 2004 году наиболее интенсивно обмен информацией осуществлялся с ПФР Бельгии, США, Латвии, Люксембурга, Финляндии, Германии, Швейцарии. От зарубежных партнеров получено более трехсот запросов в отношении подозрительных финансовых операций юридических и физических лиц, включая российских резидентов. По всем запросам проведены соответствующие финансовые расследования, по результатам которых материалы переданы в правоохранительные органы как России, так и зарубежных стран.
Как Вы оцениваете деятельность Евразийской группы (ЕАГ), созданной в 2004 году по инициативе России и финансируемой за наш счет?
В.З.: Став полноправным членом Международной группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) в 2003 году, Россия предприняла активные шаги в деле международного сотрудничества.
Так, в октября 2004-го по инициативе Российской Федерации, одобренной ФАТФ, была учреждена региональная организация - Евразийская группа по противоборству отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в которую вошли Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россия и Таджикистан.
Статус наблюдателей в ЕАГ предоставлен Великобритании, Германии, Грузии, Италии, Молдове, США, Узбекистану, Украине, Франции, Японии, а также ФАТФ, Управлению ООН по наркотикам и преступности, Всемирному банку, Международному валютному фонду, Исполкому СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, Интерполу, Совету Европы (Манивэл).
Россия выделяет значительные денежные средства на обеспечение деятельности ЕАГ, часть из которых используется в целях технического содействия государствам - членам ЕАГ и обучения персонала. Реальным шагом в этом направлении уже стало проведение в мае 2005 года стажировки в Росфинмониторинге группы представителей ПФР и других заинтересованных министерств и ведомств Республики Беларусь. На этом мероприятии были намечены планы по оказанию дальнейшей технической помощи белорусским коллегам.
Евразийская группа - недавно созданная структура, и многое еще предстоит сделать в организационном и практическом плане. Но мы уверены в том, что деятельность ЕАГ позволит создать в государствах - членах этой организации надлежащие правовые и институциональные системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Россия уже получала гранты на укрепление системы противодействия легализации преступных доходов. По сообщениям некоторых информационных агентств, Совет Европы планирует выделить в 2006 году - 4 млн на обучение финансовых разведчиков России. На что конкретно будет потрачена эта сумма?
В.З.: Речь, видимо, идет не о грантах, а о программах технического содействия, что не одно и то же. Действительно, Россия получала техническое содействие, правда, пока в рамках проектов Совета Европы и Министерства финансов США. Нельзя не отметить, что США оказали существенную экспертную и методологическую помощь в период создания российской системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Используя ее, российской финансовой разведке, в частности, удалось в сравнительно короткие сроки добиться полного соответствия требованиям Группы <Эгмонт> и вступить в нее.
Что касается Совета Европы, то его проект 2006 года станет продолжением первого проекта, который завершается в июне текущего года. По условиям проекта Росфинмониторинг получает помощь не в виде прямых финансовых перечислений, а лишь в форме семинаров, конференций, стажировок и т. п. Реальное использование средств осуществляется через Совет Европы, при этом у Проектной группы в Москве нет даже банковского счета.
По первому проекту в основные направления работы входили: содействие России в разработке правовой базы и политики, обучение финансовому анализу сотрудников Росфинмониторинга и заинтересованных правоохранительных органов, а также проведение семинаров для прокуроров и судей.
Мероприятия проводились как в России, так и за рубежом, с участием не только сотрудников Росфинмониторинга, но и, в зависимости от тематики, представителей российских правоохранительных органов, кредитных организаций и иных финансовых учреждений, других заинтересованных ведомств, а также зарубежных экспертов.
В настоящее время план следующего Проекта в деталях еще не сверстан. Можно говорить лишь о его общих очертаниях. И речь идет о сумме в3 млн.
На что будет сделан упор во втором проекте?
В.З.: На проведение мероприятий, позволяющих ощутимо повысить квалификацию кадров финансовых разведчиков. Причем не только персонала Росфинмониторинга, но и других российских ведомств (финансовой разведки, правоохранительных органов, прокуратуры, судов и т. д.).
Если в ходе первого проекта мы вели подготовку собственных инструкторов силами иностранных, то теперь наши специалисты сами приступят к практической работе по подготовке кадров. Продолжится проведение обучающих мероприятий с привлечением преподавателей из стран Европы. В частности, планируем продолжить совершенствование наших инструкторов за рубежом.
Что касается тематики подготовки, то она будет связана с изучением методологии отмывания денег, методик анализа финансовых данных, методов проведения расследований отмывания денег и финансирования терроризма. Отдельные мероприятия будут специально посвящены развитию сотрудничества между Росфинмониторингом, прокуратурой и судами. Еще одно направление - работа с надзорными органами по выработке национальных стандартов соответствия установленным национальным и международным нормам, ознакомление работников соответствующих ведомств с передовым опытом других европейских стран.
В целом, второй проект будет рассчитан на 3,5 года. Приступить к его реализации планируем летом будущего года.
Что касается методологии отмывания денег. Спецификой России по-прежнему остается <наличка>?
В.З.: Действительно, ни в одной стране мира нет такого большого объема обращающихся наличных, на которых завязано множество схем <отмывания>. Настоящий <бич> - фиктивные схемы импорта услуг, которые активно используются в строительном бизнесе, в парфюмерной и кондитерской отраслях.
Несмотря на то что к борьбе с отмыванием <грязных> денег в России привлечены и служба финансового мониторинга, и Счетная палата, и Генпрокуратура, капитал продолжает утекать из страны. Чем объясняется низкий процент возбуждения уголовных дел?
В.З.: Мне представляется не совсем корректным и однозначным напрямую связывать деятельность Счетной палаты, Генпрокуратуры и Росфинмониторинга с динамикой ввоза или вывоза капитала из России. Трансграничные перетоки капитала зависят от многих хорошо известных и изученных факторов, в том числе от конъюнктуры товарных, денежных и фондовых рынков, проводимой в стране кредитно-денежной и курсовой политики, налогового и валютного регулирования, инфляционных ожиданий, инвестиционной привлекательности страны и т. д.
Большая часть вывозимого из России капитала представляет собой законное перемещение денег в те территории и сегменты рынка, которые, исходя из складывающейся конъюнктуры, более рентабельны и менее подвержены рискам, однако часть этих денег, без сомнения, представляет доходы от преступной деятельности. Мы постоянно осуществляем мониторинг перемещаемых за границу денежных средств, проводим анализ подозрительных финансовых операций и, при необходимости, совместно с нашими зарубежными коллегами проводим соответствующие финансовые расследования.
По поводу количества возбужденных уголовных дел, связанных с вывозом за границу денег, полученных от преступной деятельности, и их доведения до суда, хочу сказать, что эти расследования требуют напряженного труда и, главное - длительного времени. Как показывает международная практика, такие расследования до передачи материалов в суд нередко проводятся годами. Недавно мой коллега - руководитель одной из финансовых разведок европейского государства - в беседе поделился, что они ведут финансовое и полицейское расследование, связанное с вывозом денег через границу, уже 12 лет. И, надо отметить, об этом было сказано не как об упущении в работе, а, наоборот, с профессиональной гордостью. В настоящее время Росфинмониторингом совместно с зарубежными коллегами проводится несколько крупномасштабных финансовых расследований очень большой общественной значимости. По нашему мнению, такие расследования имеют хорошую судебную перспективу.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Только цифры
За четыре месяца текущего года Росфинмониторинг направил в правоохранительные органы 680 информационных сообщений с количеством операций около 10 тысяч на общую сумму 110 млрд рублей.
В Федеральную службу по финансовому мониторингу поступает от 12 до 14 тысяч информаций в сутки (в 2004 году этот показатель составлял 5-6 тысяч).
В настоящее время Росфинмониторинг проводит 22 совместных международных расследования.
В 2004 году ЦБ РФ направил в Росфинмониторинг 2 млн сообщений о подозрительных операциях.
В январе-апреле текущего года от правоохранительных органов в ФСФМ поступило 950 запросов.
За 4 месяца 2005 года Росфинмониторинг передал в правоохранительные органы 680 материалов о возможной легализации преступных доходов.

http://www.fedsfm.ru/press_20092005_687.html
20.09.2005




Док. 370139
Перв. публик.: 20.09.05
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 869

  • Зубков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``