В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Липман: Суверенитет или национальные интересы? Назад
Мария Липман: Суверенитет или национальные интересы?
В поисках внешнеполитической стратегии

Так есть ли у России ясная внешнеполитическая стратегия? Ответить на этот вопрос МиК попросил Машу Липман, редактора журнала Московского Центра Карнеги Pro et Contra:

- Я думаю, что у России нет сегодня ясной, долгосрочной стратегии в том, что касается внешней политики. А в этих условиях, конечно, возникают большие возможности для разнообразных групп интересов, чтобы пользоваться этим отсутствием стратегии и этой неопределенностью, и как-то продвигать свои интересы. Потому что эти интересы, как всегда, весьма серьезные.

Стратегии же нет и это, действительно, беда России. И если ее сравнить с той же Украиной, то Украина после "оранжевой революции", как бы там к ней не относиться и считать ее революцией или не считать, но, тем не менее, президент Ющенко твердо заявил: "Моя мечта - это Украина в Европе". И это вполне ясная национальная стратегия.

Конечно, можно вокруг этой стратегии хорошо или плохо строить политику, успешно или неуспешно этого добиваться, но, по крайней мере, ясна цель на сегодняшний день, во всяком случае, из заявления президента, и ясны национальные интересы Украины.

А у России нет никакой ясной идеи насчет того, куда, собственно, Россия стремится и какова ее цель. В этом есть, конечно, и объективные причины, потому что, действительно, Россия слишком огромная страна и для России сделать такой же шаг, который в свое время совершила Польша, а сегодня - Украина, и сказать: мы хотим быть, как вы, мы хотим, чтобы вы приняли нас к себе - это очень сложная и едва ли возможная на сегодняшний день позиция для России. К тому же, будучи такой большой страной, Россия утратила цивилизационную привлекательность и не может быть центром притяжения для более мелких стран, расположенных поблизости и по соседству. И это объективная проблема и объективная сложность, это один из факторов, хотя, конечно, не единственный, который препятствует тому, чтобы выработать стратегию внешней политики.

И действительно, постоянно мы слышим, с одной стороны, что Запад - это желанный партнер, что мы очень дорожим партнерскими отношениями с Соединенными Штатами, что Буш - очень важный партнер, в частности, президент у нас очень любит об этом говорить, и что Европа - тоже наш важный партнер, он очень часто это говорит. Но, одновременно, то и дело, разные высокопоставленные лица, не исключая и самого президента, говорят какие-то туманные слова о том, что некоторые силы на Западе заинтересованы в том, чтобы нас ослабить. Постоянно эта линия возникает. Иногда чрезвычайно мощно и крайне опасно звучит мысль о том, что Россия - это осажденная страна, да и в комментариях известных телевизионных журналистов часто звучит абсолютно агрессивная антизападная позиция.

А такой человек, как Сергей Марков, выступая публично, человек, близкий к кремлевским кругам, просто говорит, что вступление в НАТО и Европейский союз - это утрата суверенитета. Очень просто и ясно, как это ему свойственно, он формулирует, что Россия не может пойти по такому пути, как Польша или Украина, потому что они просто пожертвовали своим суверенитетом, а для нас этот суверенитет превыше всего.

Но что, собственно из этого следует? Значит ли это, что Россия занимает изоляционистскую позицию? Значит ли это, что Россия подобна Северной Корее, потому что просто стран таких больше нет, кто хочет опираться на собственные силы? Опора на собственные силы - это такой северокорейский государственный принцип.

Однако в том, что касается утраты суверенитета, это очень демагогические заявления, а нужна, конечно, не демагогия, а четко сформулированная стратегия, а ее нет.

http://www.iamik.ru/21452.html

22.04.2005 / Источник: ИА "МиК"/

http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/72580.htm


Док. 370104
Перв. публик.: 22.04.05
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 301

  • Липман Мария Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``