В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Липман: Украина на пути к международной изоляции Назад
Мария Липман: Украина на пути к международной изоляции
Можно ли найти выход из этой, кажущейся тупиковой, ситуации? Этот вопрос МиК задал Марии Липман, главному редактору журнала Московского центра Карнеги "Pro et Contra":

- На основании непрерывно меняющейся информации совершенно невозможно предугадать то, что будет дальше. Прогнозировать ситуацию исключительно сложно для всех - и для власти в Украине, и для оппозиции. И для России это непростая задача, поскольку Россия чрезвычайно активно вмешивалась в ход предвыборной кампании, и лично президент подлил масла в огонь тем, что поздравил раньше времени Януковича.

Для всех ситуация чрезвычайно сложная, и не исключено какое-то, крайне неприятное и тяжелое драматическое развитие событий, с кровопролитием.

Единственное, что можно сказать - что, похоже, украинские власти все же отдают себе отчет в этой опасности и ведут себя достаточно осторожно. Видно, что они прилагают усилия к тому, чтобы не по драматическому сценарию развивались события.

И мне кажется, что любыми путями необходимо найти компромисс. На сегодняшний день ни того, ни другого кандидата половина страны не готова признать! И в этой ситуации объявление Януковича победителем чревато тяжелыми последствиями. Но если бы вдруг оказалось, что фальсификации были бы признаны и Ющенко объявили бы президентом Украины, то его другая половина страны также не готова была бы принять! И это означает, что какой-то компромисс все равно необходим - если к ситуации подходить трезво и мудро, с позиции здравого смысла.

Но какого рода может быть этот компромисс, сказать трудно. Президент Кучма проявил определенную политическую хитрость и мудрость в этой ситуации, сохранив для себя роль арбитра. Хотя Янукович - его кандидат, им выдвинутый, в руках Кучмы - те, кто подсчитывает голоса избирателей, и те, кто вероятно, повинен в фальсификациях. И, разумеется, силы правопорядка и правоохранительные органы в целом - тоже в его руках. Тем не менее, он сохранил для себя, благодаря такой политической позиции, положение арбитра. Поэтому на него сегодня обращены все взгляды, и от него зависит, будут ли проведены переговоры между конфликтующими сторонами.

Что на сегодняшний день вызывает самые большие опасения? Сообщения о том, что будто бы из восточных регионов страны в Киев могут прибыть отряды шахтеров и казаков. Это чрезвычайно опасно и конечно, похоже на некоторую провокацию. Так как если, не дай бог, доедут эти шахтеры и начнутся какие-то стычки и столкновения в Киеве - а заявления, которые шахтеры делали и у нас их по телевизору показывали, были очень агрессивными, - то тогда у власти появляется реальная возможность, под предлогом, скажем, борьбы с беспорядками, объявить чрезвычайное положение - а это решение уже предлагалось главой украинской Рады. Это, конечно, крайне неприятное развитие событий и очень опасное. И сделать это бескровно будет крайне сложно.

Конечно, сейчас стороны должны каким-то образом вступить в переговоры. Также есть возможность собрать парламент - ведь до сих пор Верховная Рада не собиралась. И хотя ей не принадлежит последнее слово в разрешении вопроса о фальсификациях и вообще, в решении вопроса о том, кто должен быть президентом, тем не менее, это важный институт в Украине. И возможно, именно Рада может призвать конфликтующие стороны возвратиться к идее конституционной реформы, против чего Ющенко очень возражал и говорил, что хочет отложить этот вопрос на период после президентских выборов.

А в конституционной реформе речь шла о том, чтобы перераспределить полномочия между президентом и парламентом. И с учетом критического положения дел в Украине обсуждение этой реформы было бы неплохим выходом.

- А как Вы думаете, мог ли существовать гипотетический вариант признания выборов недействительными, и тогда Янукович и Ющенко больше не смогли бы принимать в них участие, а Кучма бы продлил срок своих полномочий?

Мы сейчас можем рассматривать самые различные сценарии и теоретически это, конечно, возможно. Но практически это чревато очень негативными политическими последствиями, и, что немаловажно, кровью. Мне кажется, что никто на это бы не пошел. Теоретически возможность подвешивания всей этой ситуации таким образом, чтобы ни тот и ни другой кандидаты уже не смогли бы больше избираться, а Кучма бы тогда остался президентом, могла существовать.

Но, с точки зрения общественной реакции мы должны, рассуждая о вариантах, держать в голове то, что на улицах сегодня - огромное количество народу. И это люди, которые свою душу, свои эмоции, свою энергию и свое время вкладывают в то, что им видится, как правильное развитие их страны! Это серьезные политические эмоции и у нас такого в России не было уже много лет. И такую реакцию, как мне представляется, те, кто вмешивался в украинские выборы с российской стороны, совершенно не принимал в расчет. Это фактор активной гражданской позиции значительных масс населения, которые считают, в отличие от российских граждан, что от них зависит во многом то, как будет развиваться будущее их страны.

И это на сегодняшний день важнейший фактор, который, судя по всему, обе стороны принимают во внимание - потому что риск насилия очень велик!

И поддержка Януковича, как мы видим, даже при попытках российского телевидения продемонстрировать какие-то там митинги его сторонников, несопоставима - и по количеству этих людей, и по их виду, и по их настроениям, и по их эмоциональности - с теми, кто поддерживает Ющенко. И те, кто проголосовал за Януковича, как мне кажется, спокойно могли бы перенести то, что их кандидат больше не смог бы баллотироваться в президенты, и на этом посту был бы Кучма, который воплощает в себе все то же самое.

А вот сторонники Ющенко никогда бы не смирились с тем, что его просто выкинули из гонки, и будут там когда-то новые выборы, где он был бы лишен права баллотироваться!

Виктор Ющенко - избранный лидер, он лидер половины Украины, и за него с живым гражданским чувством голосует громадное количество людей. Такой сценарий, конечно технически, с точки зрения Конституции, мог быть возможным, но с точки зрения минимизации ущерба человеческого, как мне кажется, это был бы не лучший выход.

Но сейчас самое главное - это искать компромисс и садиться за стол переговоров.

- Но при таком значительном расхождении политических убеждений Януковича и Ющенко каким может быть консенсус? Раздел постов в новом кабинете?

Мне трудно об этом судить. И конечно, в любой критической ситуации, пока компромисс не достигнут, трудно понять, как он может быть достигнут при таком обострении. Но одной из таких возможностей, как я уже сказала, является проведение конституционной реформы, с тем, чтобы власть президента вообще в Украине была меньше, чем она есть сейчас.

Но это требует уступок от Ющенко. Ранее он категорически против этого возражал. Более того, его сторонникам удалось заблокировать в Раде этот законопроект - раньше, когда Кучма намеревался его провести. И у них тогда было преимущество.

Но сейчас не видно, чтобы у Ющенко было преимущество в Раде, потому что в данном случае ему удалось бы собрать там настоящий кворум, а не символический. А Рада не захотела его поддержать ни в каком смысле - ни в том смысле, что он выиграл выборы, ни в том, чтобы выразить свою позицию относительно достоверности подсчетов голосов ЦИК. Рада своего мнения не высказала. И в этом, конечно, слабость Ющенко.

Хотя у каждого есть свои сильные и слабые стороны и, соответственно, возможности в ходе достижения консенсуса могут быть разные. И, с одной стороны, у власти в руках сила - армия, правоохранительные органы, милиция и т.д. А с другой - Украина раскололась надвое в смысле голосов избирателей, и эти две части по своему потенциалу примерно равные, поэтому на какие-то уступки необходимо идти с двух сторон.

В то же время, ситуацию раздела постов трудно себе представить - Янукович на сегодняшний день объявлен президентом, и для того, чтобы был раздел постов таким образом, чтобы Ющенко стал президентом, а Янукович остался премьер-министром, нужно, как минимум, отменить результаты выборов. И это будет очевидным проигрышем Януковича, так как понятно, что премьер-министра всегда можно просто уволить. И это сегодня вообще нереально.

Что же касается обратного, то Ющенко, по-моему, не может на сегодняшний день соглашаться на пост премьер-министра, если он считает, что он выиграл выборы президента. Очень трудно на этой крохотной площадке, где есть очень простые ходы - тебе большой пост, а мне маленький - уместиться. Слишком малое пространство здесь есть для маневра.

В то же время, трудно сказать, что может быть предпринято кроме конституционной реформы...

Но мне кажется, что люди на Украине все-таки ответственно относятся к своей стране, к своим гражданам, и будут искать какие-то выходы. Я очень на это надеюсь, потому что, повторяю, самое страшное, что может быть - это опасность столкновений, причем этих шахтеров можно было бы постараться успокоить, постараться не пустить их в Киев, если бы те, кто имеет среди них влияние, был бы заинтересован в том, чтобы избежать столкновений. Ведь это самое страшное.

Поскольку для применения силы против демонстрантов оснований сейчас нет, да их, к тому же, слишком много, а подобного рода действия проводятся все-таки тогда, когда энергия толпы несколько истощается, остается меньше народу, тогда их легче разогнать.

Так что, повторяю, надо рассчитывать на то, что конфликтующие стороны осознают опасность, которая стоит перед страной, и что они сумеют все же найти какой-то компромисс.

http://www.iamik.ru/18976.html

25.11.2004 / Источник: ИА "МиК"/

http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/71668.htm


Док. 370082
Перв. публик.: 25.11.04
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 320

  • Липман Мария Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``