В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Липман: Джорджу Бушу нужна поддержка Владимира Путина Назад
Мария Липман: Джорджу Бушу нужна поддержка Владимира Путина
В минувшие выходные Москву посетила советник президента США Кондолиза Райс, одна из самых влиятельных политиков в Вашингтоне и признанный эксперт по России. Темой ее встречи с президентом РФ Владимиром Путиным за закрытыми дверями, согласно официальной информации, стали вопросы развития российско-американского сотрудничества, ситуация вокруг Ирака и на Ближнем Востоке. Ключевой вопрос переговоров - проект новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, поддержать которую Россия возможно готова, но, скорее всего, на определенных условиях. "У нас есть общее понимание того, как нам продвигаться вперед. Самое главное - дать Ираку стабильность и принять резолюцию ООН, которая будет готовиться вместе с Россией, - подчеркнула К.Райс, подводя итоги своего визита. - Конечно, разногласия между нами случаются. Россия не была согласна с нашей политикой в Ираке, мы возражали против ее политики в Чечне, однако у наших двух стран больше общего, чем разногласий".

Есть ли во взаимоотношениях двух стран вопросы, которые не лежат на поверхности, и так ли нужна Джорджу Бушу поддержка Владимира Путина? Собеседник МиК - ведущий эксперт Московского Центра Карнеги Маша Липман:

- Я думаю, что главной на повестке дня в двустороннем диалоге является все же ситуация в Ираке. В связи с тем, что Соединенные Штаты находятся в очень сложном положении в Ираке и очень хотят, чтобы к 30 июня, как было обещано и подтверждено президентом Бушем, власть в Ираке была бы передана иракскому правительству. В связи с этим Соединенные Штаты хотят, чтобы была принята резолюция ООН, которая бы позволяла часть ответственности за Ирак переложить на ООН в той или иной форме. И насколько я поняла, форма этой передачи еще совершенно не известна. И в этой связи без сомнения чрезвычайно важной является позиция России, как и позиция Германии, если учитывать тот факт, что Кондолиза Райс из России поехала в Германию.

Кроме того, Россия и Германия - это две страны из трех, которые возражали против войны в Ираке с самого начала. И которые играют чрезвычайно важную роль в ООН. Тем самым от их позиции очень много зависит. Я думаю, что это, безусловно, самая главная тема переговоров и никаких дополнительных поводов для встречи не было нужно, потому что для Соединенных Штатов эта самое главная тема сегодня.

- А позиция США по Чечне, ведь Соединенные Штаты довольно критически высказывались по этой теме.

- Критика смотря какого рода, о которой мы говорим. Если речь идет о прессе, то Кондолиза Райс - ответственное лицо и позиция прессы может влиять, а может и абсолютно не влиять на то, что говорит она сама. Давайте посмотрим немного назад, когда приезжал Колин Пауэлл, когда положение американцев в Ираке было не таким отчаянным как сегодня. И он действительно в преддверие своего визита опубликовал весьма критическую статью в "Известиях", но впоследствии очень скоро после этого на совместной пресс-конференции с Путиным уже занял позицию совершенно мягкую и никакой критики не прозвучало. Тем самым это означает, что на уровне высоком, Госсекретаря, публичную критику в лицо и подвергание обструкции президента РФ Соединенные Штаты не считают уместным.

Сейчас, когда от России Соединенным Штатам нужно понимание и когда они заинтересованы в поддержке России, существует еще гораздо меньше оснований приезжать с какой-то критикой. Было бы нерационально и непрагматично приезжать за поддержкой России по поводу очень тяжелой резолюции и очень тяжелого положения в Ираке, и одновременно высказывать какую-то критику - мне кажется это маловероятным и очень нелогичным.

Но, кроме того, мне кажется, что касается Чечни, что период, когда была острая критика на государственном уровне российской операции в Чечне, он давным-давно прошел и закончился 11 сентября. И те высказывания, которые делаются на официальном уровне, они звучат гораздо реже и гораздо мягче. И если сначала, до 11 сентября, Путина крайне это раздражало и он резко реагировал, то сейчас, как мне кажется, он как-то вполне отдает себе отчет в том, что позиция иностранного государства в отношении Чечни - это малозначительный фактор в отношении того, что в Чечне делается.

Конечно, у России в Чечне несомненные сложности и российская администрация вполне отдает себе в этом отчет, но роль западной реакции в этих сложностях ничтожна. Поэтому я думаю, что нам не дано узнать темы переговоров Кондолизы Райс с Путиным с глазу на глаз, но уж публичной критики там точно не было. Просто мне кажется, что обсуждать Чечню было бы совсем нелогично.

Что касается России, то сейчас, на этой предварительной стадии, я думаю, опять-таки есть полное осознание того, что у России сильные позиции, поэтому что Америки нужна ее поддержка. В такой ситуации дипломатические отношения обыкновенно используется для того, чтобы что-то обговорить, вытребовать себе взамен. Что это будет, трудно сказать. Но не использовать такую возможность для России было бы неправильным.

- А насколько сегодня сильны позиции Буша? Ситуация в Ираке повлияла на его авторитет? Нужна ли ему на самом деле поддержка России?

- Ну, разумеется, авторитет Соединенных Штатов чудовищно упал во всем мире. И претензии Соединенных Штатов на то, что они являются эталоном демократии и свободы и несут эту демократию и свободу по всему миру, это как-то звучит совершенно несерьезно на сегодняшний день. Эта моральная позиция в значительной степени утрачена. И я полагаю, что на ее восстановление уйдет долгое время. Что тут можно сделать, чтобы поправить это? Но это не поправляется никакими переговорами. Никаким однодневным визитом и я думаю, что тут ничего не исправить еще долго, тем более что пока все делается только хуже. Все новые и новые разоблачения появляются, новые ужасные фотографии и новые данные публикуются, свидетельствующие о том, что американцы ни сколько не лучше любых других людей, которые ввязались в чудовищную войну, и что они точно также теряют человеческий облик, как любые другие люди и кроме того, просто положение Соединенных Штатов в Ираке чрезвычайно сложное.

И насколько я понимаю по публикациям, на сегодняшний день точного плана того, что будет происходить собственно после 30 июня, у них нет. Плана не существует, так как если он бы был, то был бы объявлен. В такого рода делах, если остается полтора месяца, то должно быть все решено, и оставаться только какие-то мелкие формальности. Буш остается приверженцем своего решения, что 30 июня власть будет передана иракцам, но как это будет сделано, никому неизвестно.

Есть ли готовность ООН в такой тяжелой ситуации в такую опасную страну, где просто крайнее военное обострение, направить работать своих людей, я не уверена. После гибели высокопоставленного сотрудника ООН эта организация вообще весьма осторожно относится к тому, чтобы осуществлять в Ираке какие-то инициативы. И дело не только в том, что Россия, Германия и Франция могут говорить, что мы с самого начала эту войну не поддерживали - ваша проблема, вы с ней и разбирайтесь.

Существует другая проблема - а, собственно говоря, почему страны ООН должны жертвовать своими людьми, направляя их в страну в таких опасных обстоятельствах? Поэтому, что касается положения Буша, то оно весьма и весьма тяжелое в том, что касается Ирака.

http://www.iamik.ru/15472.html

17.05.2004 / Источник: ИА "МиК"/

http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/70440.htm

Док. 370050
Перв. публик.: 17.05.04
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 407

  • Липман Мария Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``