В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Виктор Зубков председатель Комитета по финансовому мониторингу (22.01.2003) Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Виктор Зубков председатель Комитета по финансовому мониторингу (22.01.2003)
Эфир ведет Алексей Венедиктов
А. ВЕНЕДИКТОВ В Москве 15 часов 08 минут. Сегодня у нас в гостях первый заместитель министра финансов и руководитель Комитета финансового мониторинга, в просторечии, финансовой разведки Виктор Алексеевич Зубков. Мы хотели сказать, что к нам пришел очередной питерский, но это не совсем так, потому что родились-то Вы в Свердловской области, то есть почти ельцинский, но в поселке Арбат, то есть, почти московский.
В. ЗУБКОВ - Да, у вас на Арбате находится офис.
А. ВЕНЕДИКТОВ И офис на Арбате? Уже почти наш совсем. Когда я у наших слушателей спросил какова ваша должность, я сказал к нам придет Виктор Зубков. Кто это? Я должен сказать, что Вас не очень хорошо знают. Например, были такие ответы специалист по отмыванию денег.
В. ЗУБКОВ - Тоже неплохо.
А. ВЕНЕДИКТОВ Специалист по черным деньгам. Ничего, Вас устроит?
В. ЗУБКОВ - Нормально.
А. ВЕНЕДИКТОВ Тогда я, может быть, попросил бы с самого начала объяснить нашим слушателям, что понимается вашим ведомством под чистыми деньгами и под грязными деньгами.
В. ЗУБКОВ - Я скажу, что уже во всем мире много лет работают соответствующие службы, системы, которые выявляют грязные деньги. Потому что чистые деньги есть чистые деньги, заработанные легально, деньги, которые заработаны без нарушения законов. Грязные деньги - это те деньги, которые заработаны или не заработаны наоборот, они получены от какой-то деятельности, которая связана с криминалом. Как правило, у нас в России это деньги, связанные с мошенничеством, с наркотиками, с продажей оружия, может быть незаконная миграция, проституция. Набор этих моментов, когда люди получают за эту деятельность грязные деньги. А сейчас еще добавилось и финансирование терроризма.
А. ВЕНЕДИКТОВ В прошлом году вице-премьер Алексей Кудрин говорил о том, что речь идет об очень больших деньгах. Могли бы Вы хотя бы не в процентном даже, а в частевом соотношении сказать, сколько таких денег. Треть всего оборота, пятая часть всего оборота в России?
В. ЗУБКОВ - В России, к сожалению, тоже большие объемы грязных денег. Мне трудно сказать, это, наверное, очень трудно поддается учету. Но мы считаем, что очень большой оборот грязных денег, может быть, доходит до 40-50% всего оборота.
А. ВЕНЕДИКТОВ С ума сойти. Скажите, пожалуйста, какие пути финансовой разведки, будем так это называть, какие пути выявления этих денег. То, что можете рассказать по технологии.
В. ЗУБКОВ - Пути уже отработаны всеми цивилизованными странами, которые работают уже 10 и более лет. Это страны Европы, Америки. Это создание системы противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем. И Россия тоже встала на этот путь с принятия закона 115-фз и указа президента России от 1 ноября 2001 года. В России такая система уже создана. Можно сказать, что мы ее создали, хотя мы работаем еще меньше года, но, тем не менее, те зарубежные эксперты, которые нас в сентябре месяце проверяли на предмет исключения России из черного списка, они записали в документах, что в России создана и успешно работает система противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы собираете, прежде всего, информацию? Как Вы можете определить
В. ЗУБКОВ - Это непросто, потому что информации получаем очень много. Мы в день получаем около 2 тысяч информационных сообщений, а сейчас с принятием нового закона это количество может удвоиться. Мы можем получать 4-5 тысяч информационных сообщений. Правда они делятся на обязательную информацию, и которая идет с подозрением.
А. ВЕНЕДИКТОВ Давайте разделим. Вот обязательная информация - это что?
В. ЗУБКОВ - Это все, что свыше 20 тысяч долларов.
А. ВЕНЕДИКТОВ Покупки?
В. ЗУБКОВ - Не обязательно. Все денежные переводы, все переводы наличной, безналичной валюты, которые могут быть в России в кредитных, внекредитных, страховых компаниях, в лизингах. Всех тех сферах, которые обусловлены законом.
А. ВЕНЕДИКТОВ И внутри страны и за рубеж?
В. ЗУБКОВ - Да, и все, что поступает в Россию и все, что уходит и все, что внутри страны. Все, что свыше 20 тысяч долларов, то есть 600 тысяч рублей и более все сообщения поступают к нам в Комитет.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вот, смотрите, у нас есть вопрос из Санкт-Петербурга. "Уважаемый товарищ, все наши родные и родственники готовы сложиться своими сбережениями, одолжить нам, молодой семье, чтобы помочь купить самую недорогую однокомнатную квартиру в Москве. Это 30-35 тысяч условных единиц. Как нам потом доказать, что эти деньги не криминальные?" Если я правильно понимаю, что, заплатив эти деньги, через риэлторов, риэлторская контора или банк, если это через банк, то обязаны сообщить в ваш Комитет, что прошла покупка квартиры за 30-35 тысяч долларов. Вот пришла такая информация, что Вы с ней делаете?
В. ЗУБКОВ - Если это покупка квартиры то это не наша информация.
А. ВЕНЕДИКТОВ Она к вам придет все равно?
В. ЗУБКОВ - Да, дело в том, что все, что связано с налоговыми правонарушениями закона и с таможенными, мы не имеем права работать по этим материалам. Поэтому эта информация придет, и если там покупка квартиры, то это прерогатива налоговых органов, они спросят людей, откуда взялись эти деньги. Они обязаны по закону доказать, то есть мы этой операцией заниматься не будем.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть она просто падает в ваш компьютер и лежит там до поры до времени. А в каком случае Вы тогда начинаете заниматься операцией?
В. ЗУБКОВ - Есть обязательные поступления информации, и есть с подозрением, которые нам обязаны давать все организации, которые по закону обязаны это давать. Что получается? Сначала на этапе получения денег то ли банк, то ли страховая компания обязаны через службу внутреннего контроля посмотреть этот денежный перевод, наличный или безналичный. Если им покажется, они имеют на это наши рекомендации, которые мы разрабатываем и доводим до них, они устанавливают правила внутреннего контроля, определяют лиц, ответственных за эти вопросы, и если им покажется какое-то подозрение в этом переводе, то есть если не соответствует роду деятельности перевод, или часто повторяются переводы у лиц и организаций, то они эти сообщения, даже если они меньше 20 тысяч долларов, они обязательно нам должны направить. Мы, получив такие сообщения, помещаем их в базу данных и начинаем с ними работать. Проверяем, мы вторично запрашиваем банк или страховую компанию, или лизинговую компанию, получаем от них подтверждение или расшифровку этого вопроса. Затем запрашиваем правоохранительные органы, МВД по этим людям, паспортные данные, все, что нас интересует.
А. ВЕНЕДИКТОВ Это называется подозрение?
В. ЗУБКОВ - Да, и когда мы собираем эту массу документов и видим, что этот перевод или эта транзакция подозревается на какое-то отмывание денег, тогда мы эти материалы доводим до ума и передаем их в правоохранительные органы.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть, правильно ли я понимаю, что Вы работаете только с информацией, затем передаете оперативным или каким-то службам, если вам ваше подозрение подтверждается, вы эти материалы передаете туда?
В. ЗУБКОВ - Да.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы сказали - отмывание денег. А можно немножко по этому термину поговорить. Что называется во всем мире или в вашем профессиональном сообществе отмыванием денег или легализацией доходов?
В. ЗУБКОВ Отмывание, вы знаете, откуда пошло или не знаете?
А. ВЕНЕДИКТОВ Расскажите.
В. ЗУБКОВ - В Италии был очень крупный бизнесмен, который очень много имел нелегальных денег. И для того, чтобы их легализовать, он купил прачечную и в этой прачечной работал. Но эта прачечная стала приносить такие доходы, что надо было собрать со всей Европы белье, и только тогда можно было получить такие доходы. То есть шла такая отмывка денег и тогда только его арестовали. А так никак не могли арестовать. Поэтому отмывание доходов это когда получены преступные деньги и человек хочет куда-то их вложить. То ли купить недвижимость, то ли купить векселя, ценные бумаги. Это называется отмывание.
А. ВЕНЕДИКТОВ На грязные деньги. Таким образом, он покупает недвижимость на грязные деньги, он ее продает, и получает уже чистые деньги.
В. ЗУБКОВ - Да.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы год уже работаете.
В. ЗУБКОВ - Год будет 1 февраля. От указа больше, от закона меньше.
А. ВЕНЕДИКТОВ Если говорить о том, что удалось вернуть в казну, перекрыть пути поступления грязных денег. Что удалось за год?
В. ЗУБКОВ - Я хочу сказать, что мы как-то с конца все начинаем. Удалось очень много. Когда мы создавали эту систему противодействия, я вам начал рассказывать, что принят закон, указ президента и очень много правительственных документов, которые регламентируют всю работу, связанную с противодействием отмывания. Смотрите, служба внутреннего контроля везде, этого раньше не было. Это первый этап, щит, который должны пройти эти отмывальщики. Затем информация, как она поступает в Комитет, в каком виде, на какой день, в каком формате. Затем, контроль за всеми этими вопросами. Не только внутри страны, а очень большой объем работ, связанный с нашими зарубежными коллегами, и мы с ними очень тесно работаем. Если говорить об отмывании, да, отмываются, наверное. Но уже стало тяжелее, потому что система создана. И прежде чем прийти провести какую-то операцию в банке, или в другом кредитном учреждении с наличкой, он должен быть там идентифицирован, от него должны получить все документы, он должен пройти там контроль. И это очень важно, раньше не было ничего. За этот год проведена большая работа по профилактике, может быть, таких правонарушений. И помимо этого, мы сумели за этот год за короткое время создать действительно, на наш взгляд, самую мощную систему технически вооруженную в мире.
А. ВЕНЕДИКТОВ Хотите сказать, что по технике превосходите?
В. ЗУБКОВ - Да, потому что во всем мире нет такого, как у нас. Я был сейчас в Панаме, там практически 90% на бумажных носителях. Это море бумаг, документов.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я сразу Вас спрошу, буквально недавно вчера-позавчера на рынках появилась база одной телефонной компании. Насколько защищена база вашей финансовой разведки со всеми теми операциями, с телефонами, с адресами, те люди, которые автоматически попадают в компьютер? Насколько защищена ваша база?
В. ЗУБКОВ - Мы создавали позднее, чем другие страны. Мы взяли опыт этих стран. И мы сделали все более современным. Наша система защищена многократно, кстати, мы почти 100% получаем в электронном виде всех сообщений. Это очень важно, страна большая, если мы со всех уголков нашей страны получали бы на бумажных носителях, то можно представить, что творилось бы в Комитете.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть перехватить нельзя эти электронные сообщения?
В. ЗУБКОВ - Нет, они очень защищены. Система вся принята гостехкомиссией ФАПСИ, и мы работали с ними в тесном контакте и я здесь спокоен, что вся работа выполнена на самом современном уровне.
А. ВЕНЕДИКТОВ Будем надеться, что база не появится. Я бы хотел понять вот что. Вы назвали несколько источников грязных денег мошенничество, прежде всего наркотики, продажа оружия и проституция. Скажете, пожалуйста, с чем Вы больше всего сталкиваетесь, в каком из этих направлений самый значительный объем? Какая болезнь самая значительная для России в этом смысле?
В. ЗУБКОВ - Я думаю, сейчас больше мошенничество и видимо, наркотики.
А. ВЕНЕДИКТОВ Наркотики идут откуда?
В. ЗУБКОВ - Они идут в основном с южных рубежей нашей великой Родины. Я думаю, пока в основном оттуда.
А. ВЕНЕДИКТОВ Можно ли сказать, что в России уже реально появились наркобароны?
В. ЗУБКОВ - Это трудно сказать, это дело правоохранительных органов. Но мы в своих исследованиях, в своих анализах видим, что это присутствует в России.
А. ВЕНЕДИКТОВ Теперь к новой теме, о которой Вы говорили в том числе при поездке в Панаму это борьба с финансированием террористических организаций, как международных, так, собственно говоря, и российских. Вы недавно выступали в Вашингтоне, говорили о том, что Вам удалось вскрыть некий центр в Москве и не только в Москве, который занимался финансированием террористических организаций. Не могли бы поподробнее рассказать об этой истории?
В. ЗУБКОВ - Я бы сказал прежде о Панаме, потому что мне много вопросов задают почему именно в Панаму. Потому что Панама - центр всей Латинской Америки. В Панаме находятся все финансовые транзакции. Там очень большое количество крупных банков. Около 100 банков находится в городе. Там большой центр, большая свободная экономическая зона Колон, пропускает более 9 млрд. долларов, вторая после Гонконга и там Панамский канал, идет колоссальное пересечение грузов через Панамский канал. И смотрите, крупнейший финансовый центр, свободная экономическая зона, и там перекрещиваются, по-моему, все финансовые пути. И мошенничество, и наркотики, и оружие, и незаконная миграция, и так далее. Поэтому было очень важно заключить соглашение с панамской финансовой разведкой, что мы и сделали. И это соглашение уже заработало сегодня, потому что мы уже получаем оттуда материалы.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть, они оказались очень кооперативными.
В. ЗУБКОВ - Да, и мы дали им свои материалы и больше того, и руководство страны, и президент, я встречался с президентом Панамы, они очень положительно относятся к этим контактам. Вот то, что касается Панамы. А что касается фонда, это была работа в прошлом году. Я долго рассказывать не буду. По просьбе и в тесном контакте с нашими американскими коллегами мы выявили такие операции, которые оказались связаны с терроризмом, передали эти материалы в США, они на основании этих материалов арестовали одного человека, который был связан с этой террористической деятельности.
А. ВЕНЕДИКТОВ Но фонд был в Москве?
В. ЗУБКОВ - Да, филиал был здесь.
А. ВЕНЕДИКТОВ А по вашим ощущениям или по вашей информации, насколько широка сеть, которая финансирует международные террористические организации, Аль-Каиду скажем, или филиалы. Насколько она диверсифицирована, насколько она спрятана, это сеть или это отдельные спонсоры, отдельные люди?
В. ЗУБКОВ - Трудно сказать, мы только начинаем работать, мы еще не приступили к этой работе официально, поэтому мне трудно сказать, я не имею статистики, материалов, чтобы я мог сделать какие-то выводы.
А. ВЕНЕДИКТОВ Кстати, в новом законе, который был подписан президентом то ли в ноябре, то ли в декабре, дается право вашему Комитету, если я ошибаюсь, Вы меня поправьте, замораживать банковские счета на 7 дней по подозрению в том, что эта транзакция может каким-то образом финансировать нелегальные доходы или только терроризм?
В. ЗУБКОВ - Это очень важный вопрос и действительно многие годы в России было даже не подступиться, банковская тайна, разве можно наложить какое-то вето на эти деньги, блокировать счета. Но, тем не менее, и президент, и правительство приняло меры и Дума приняла закон, в котором четко прописано, что если есть подозрения на связи организации или физических лиц с терроризмом, то кредитные учреждения и любые учреждения, которые в этой орбите, имеют право на 48 часов заблокировать эти деньги и нам дать сообщение об этом.
А. ВЕНЕДИКТОВ А эти 48 часов для чего нужны? Для расследования?
В. ЗУБКОВ Нет, чтобы мы получили от них сигнал сообщения и мы еще до пяти дней можем продлить это блокирование счетов и сообщить в правоохранительные органы и, работая с правоохранительными органами, выяснить истинную причину этих денег. И если они действительно связаны с терроризмом, то должно быть быстро принято решение суда и деньги, конечно, будут арестованы и обращены в бюджет. Так что очень важно сегодня, что государство до 7 дней имеет право арестовать, заморозить эти счета. Только связанные с терроризмом.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я все-таки не понимаю, для его нужны эти 7 дней?
В. ЗУБКОВ - Для того, чтобы провести истинное расследование, на самом ли деле эти люди и организации связаны с терроризмом, участвовали ли в подготовке, проведении террористических актов с тем, чтобы тогда доказать, что они участвовали, они причастны к этому. И по решению суда они должны быть арестованы, а деньги обращены в пользу государства.
А. ВЕНЕДИКТОВ Спасибо. Я хотел спросить еще вот о чем. Есть некий список людей, которые подозреваются, я сейчас говорю про американский опыт. И если на счет этого человека поступают какие-то деньги, совершенно невинные деньги, немедленно эта информация поступает в соответствующие органы, и немедленно контрагент проверяет.
В. ЗУБКОВ - Здесь тоже так же. Все что, связано с этими людьми и организациями обязательно.
А. ВЕНЕДИКТОВ И в этой части эфира последний вопрос. Вы, будучи в Панаме, выразили не совсем удовлетворение от работы, Вы сейчас сказали, Вы еще даже долететь не успели, а панамские коллеги уже немедленно соглашение
В. ЗУБКОВ - Мы с собой привезли, там подписали и все нормально.
А. ВЕНЕДИКТОВ И Вы выразили неудовольствие оттого, что американские коллеги были не столь кооперативны. В чем?
В. ЗУБКОВ - Я бы не хотел еще раз акцентировать на американских коллегах, потому что у нас с ними очень хорошие отношения. Они были нашими спонсорами, когда нас принимали в международную группу финансовых разведок, группа "Эгмонд". У нас с ними первое соглашение заключено о технической помощи, они нам помогают и выделяют деньги. Я не об этом хочу сказать. У нас хорошие отношения с США, но есть чисто профессиональные отношения между разведками, и когда мы даем информацию или даем им запросы, то мы хотели бы сразу в те сроки, которые обусловлены этими договоренностями, получить ответ. Но, к сожалению, пока у нас в этом отношении очень здорово затягивается и по времени очень затягивается, и нам это мешает в нашей работе. Мы обращались к коллегам и в индивидуальном порядке, и через других коллег, но, к сожалению, медленно сдвигается. Поэтому я вынужден еще раз сказать, им надо в этом отношении немножко поправиться. Это моя просьба.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Мы вернемся в студию, и будет программа "Рикошет", мы Вам зададим вопросы.
НОВОСТИ
А. ВЕНЕДИКТОВ - И мы решили спросить Вас вместе с директором, у разведки должен быть директор, правильно? Председатель Комитета он же директор разведки. Как вы считаете, чеченские террористические организации получают деньги на свою деятельность в основном из России или в основном из-за рубежа? Если вы считаете, что из России 995-81-21, если из-за рубежа - 995-81-22. Вот смотрите, уже 700 человек нам позвонило.
В. ЗУБКОВ - Из-за рубежа больше.
А. ВЕНЕДИКТОВ Нет, из России, 79% пока. Вас это удивляет? Может быть, оно изменится, когда за тысячу зайдем. Такое мнение у наших сограждан. Вы как думаете?
В. ЗУБКОВ - Я не могу думать, я должен пощупать эти деньги, посмотреть.
А. ВЕНЕДИКТОВ Но из того, что складывается сейчас или Вы только начали этим заниматься?
В. ЗУБКОВ - Мы еще даже не начали. Мы начнем, как только получим разрешение, то есть положение о Комитете нам позволит заниматься противодействием финансирования терроризму.
А. ВЕНЕДИКТОВ Понятно. Кстати, у меня тут в бумагах лежит статья из сегодняшней газеты "Время новостей", которая называется "Список Зубкова". Дело в том, что вчера правительство подписало распоряжение, ваш Комитет будет создавать некий список, перечень физических лиц и организаций, подозреваемых в экстремистской деятельности. Почему вы, во-первых, и на основании каких данных люди и организации будут заноситься в этот список?
В. ЗУБКОВ Вы, наверное, прекрасно понимаете, что если принят такой закон и дано такое право блокировать до 7 дней, то должны быть основания кому блокировать счета. И поэтому правительство выпустило постановление и утвердило положение, перечень организаций и юридических лиц, в отношении которых могут иметься сведения об их участии в экстремистской деятельности или связанные с терроризмом. Список состоит из ряда документов, которые мы будем получать. Из МИДа, если связано с международными организациями, из решения судов российских в отношении организаций, из решения российских судов в отношении физических лиц, из Генпрокуратуры в отношении граждан, по которым заведены уголовные дела. Есть международные списки, которые публикуются ФАТФом и другими, то есть все организации, которые контролируют или ведут дела по каким-то организациям или лицам, связанным с терроризмом. Эти все списки должны быть у нас.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть вы головная центральная организация.
В. ЗУБКОВ - Мы - головная центральная организация, мы эти списки ведем. Как положено, оформляем в соответствии с положением, которое выпустило правительство и затем, предположим, передаем эти списки Центральному банку. Центральный банк доводит до банков как надзорный орган. Страховой департамент до страховых компаний и так каждый, кто имеет свой надзорный орган.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы клерки, которые просто составляют списки?
В. ЗУБКОВ - Нет. Очень много организаций, которые не имеют своего надзорного органа, мы становимся этим надзорным органом. Это казино, букмекерские конторы, тотализаторы, инвестиционные фонды, внегосударственные пенсионные фонды. Но самое-то главное не в этом. Все списки находятся у нас и когда банк говорит, что перевод может быть связан с терроризмом, он кому сообщает он сообщает нам и мы сразу смотрим по своему списку и начинаем работать с правоохранительными органами, с Генпрокуратурой, с МВД, с ФСБ. Понимаете, в чем дело? То есть, мы как бы становимся одним из главных инициаторов этого дела.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы говорили о том, что список будет закрытый. В чем смысл того, что этот список будет закрытый и с ним нельзя будет ознакомиться на вашем сайте, например?
В. ЗУБКОВ - Он будет закрытый, потому что дай бог, чтобы не было этих случаев терроризма. А если они будут, они будут все же не массовые, единичные и зачем для всеобщего обозрения эти списки публиковать? Кому это надо?
А. ВЕНЕДИКТОВ Чтобы знать, что такой человек связан с терроризмом.
В. ЗУБКОВ - Я думаю, что это должно быть закрыто.
А. ВЕНЕДИКТОВ Еще один вопрос от наших коллег с НТВ. Для чего фактически нужен этот список, если фигуранты его уже осуждены судами или находятся в разработке других правоохранительных органов?
В. ЗУБКОВ - Я еще раз говорю, что список этот будет закрытый, и мы только лишь будем владеть, и не дай бог та организация, куда попадет та или иная информация о денежном переводе И правоохранительные органы. Треугольник.
А. ВЕНЕДИКТОВ Закончилось наше голосование. 2528 звонков. 75% считает, думает, подозревает, что деньги на финансирование чеченских террористических организаций идут из России. Интересно. Но они идут и оттуда, и оттуда.
В. ЗУБКОВ Но, наверное, люди могут думать так, что если деньги идут из-за рубежа, то прямо террористам. Они могут из-за рубежа попасть к российским организациям или фондам и из этих фондов направляться в террористические организации. Здесь очень трудно делить эти деньги.
А. ВЕНЕДИКТОВ Еще один вопрос. В тех поправках в закон, которые приняты осенью, был принят некий список стран, транзакции которых отслеживаются очень тщательно. На чем это основано и открыт ли этот список стран, если открыт не назвали бы Вы и не объяснили почему.
В. ЗУБКОВ - И в законе, и сейчас готовится правительственное постановление, будет определен список стран, как подразумеваем мы и финансовые разведки, и правительства, что эти страны не совсем активно борются с отмыванием денег. Все попытки создать такой список были очень сложными, потому что по сути таких списков нет нигде. Пока взят за основу, и я думаю, что это пройдет, мне пока трудно говорить, потому что не принято правительством постановление, но наше предложение и МИДа, и правоохранительных органов, мы с ними работали в тесном контакте, они сходятся к тому, что должен быть черный список ФАТФ. Там, где мы были до 11 октября прошлого года. Поэтому этот черный список ФАТФ будет взят за основу и будет, скорее всего, не опубликован, потому что это было одно из условий в законе, но он будет находиться у нас, и мы будем работать с этими странами в особом режиме.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, то такое ФАТФ?
В. ЗУБКОВ - Это международная организация, которая объединяет все силы в мире по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Там 28 стран и 2 международные организации. Кстати, мы с 12 октября находимся в качестве наблюдателей в этой международной организации.
А. ВЕНЕДИКТОВ Был черный список. По каким признакам страны попадают в этот список и по каким признакам выскакивают?
В. ЗУБКОВ - Там все просто делается. Было 40 рекомендаций ФАТФа, каждая страна оценивалась по выполнению рекомендаций. Оказалось, что у России из 25 критериев, по которым она должна была отчитаться, 11 не работают. Это очень много. Поэтому в июне 2000 года с другими странами Россия была включена в так называемый черный список ФАТФ. Но за прошедший год и администрация президента, правительство, Госдума, естественно, Комитет по финансовому мониторингу сделали невозможное. Было приведено в порядок все законодательство, был создан уполномоченный орган в лице Комитета по финансовому мониторингу. Комитет начал работать и комиссия ФАТФа в сентябре приехала нас проверять, они у нас были целую неделю. Они проверяли все. Проверили законодательство, оно почти на 99% соответствовало, и нужно было кое-что еще внести. То, что сейчас внесли, и президент подписал. С 3 января это законодательство вступило в силу. Оно их удовлетворило. Второе, они смотрели очень внимательно работу Комитета. Мы делали презентацию, они задавали массу вопросов. И они сказали, что Комитет работает на уровне лучших международных стандартов. Вопросов к Комитету никаких нет. Затем они смотрели работу банков, страховых компаний, они смотрели не только в Москве, но и в Петербурге, в Туле. Маленький город, пожалуйста, маленький город. Они смотрели, как разворачиваются наши региональные управления в федеральных округах. Встречались со всеми начальниками региональных управлений, я специально их приглашал сюда в Москву из Петербурга, из Свердловска, из Екатеринбурга, из Нижнего Новгорода, Хабаровска. И они сделали вывод, что Россию надо исключать из черного списка. Но это они сделали вывод, но надо было еще вынести на сессию ФАТФ, а там 350 человек участников. И если бы какая-то страна сказала, что рано, ветировала, то решение бы не прошло. Но комиссия настолько объективно к этому подошла, был доклад, и было много вопросов, и когда комиссия все это доложила, то было принято решение Россию исключить.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Это первый шаг, а теперь мы хотим вступить в ФАТФ?
В. ЗУБКОВ - На следующий день был поставлен вопрос президентом ФАТФ о том, что Россия желает вступить в ФАТФ, было письмо председателя правительства Касьянова, где он сказал, что Россия готова вступить в ФАТФ, и это письмо было оглашено, и Россия была принята наблюдателем. Кстати, теперь 28 членов и один наблюдатель.
А. ВЕНЕДИКТОВ Мы единственный наблюдатель
В. ЗУБКОВ - Да, и если все пойдет дальше нормально, то в июне месяце, на очередной сессии ФАТФа, Россия будет принята постоянным членом ФАТФ и больше ФАТФ не собирается расширять список стран.
А. ВЕНЕДИКТОВ Давайте не пропустим это. К концу передачи самое интересное пошло. Вы сказали - если все пойдет нормально. Что пойдет нормально?
В. ЗУБКОВ - Они должны нас еще раз проверить, где-то в марте месяце, посмотреть, как мы передаем свои дела в правоохранительные органы. Мы туда передали уже достаточное количество дел.
А. ВЕНЕДИКТОВ Сколько, число вы можете назвать? 10, 20, несколько тысяч?
В. ЗУБКОВ - Несколько десятков. Эти материалы переданы в правоохранительные органы, по ряду их заведены уголовные дела, по ряду как я знаю, будут заводиться, а теперь надо, чтобы эти дела дошли до суда. Это принципиальный вопрос. И если все будет выполнено, а я думаю, что будет выполнено, потому что дела есть очень интересные для правоохранительных органов, тогда опять комиссия принимает решение, рекомендует, в июне месяце Россию принять полноправным членом ФАТФа. Это очень важно и вот почему. Потому что ситуация в мире неспокойная, терроризм, отмывание денег продолжается, хотя цивилизованные страны уже более 10 лет борются, но тем не менее в любой стране проблем очень много. Поэтому ФАТФ будет принимать достаточно жесткие решения по ряду стран. Раньше Россия не участвовала в принятии таких решений. Теперь мы будем участвовать.
А. ВЕНЕДИКТОВ Какие решения?
В. ЗУБКОВ - Сейчас принимается решение по Украине. Уже 4 страны начинают особые условия финансовых взаимоотношений. Надо нам это? России не надо, наверное. Кроме того, если в ФАТФе, то уже инвестиционный климат благоприятней. Уже в этом отношении банки мира совсем по-другому реагируют, поэтому для нас важно быть в ФАТФе и с этой стороны.
А. ВЕНЕДИКТОВ Чем больше Вы говорите, тем больше у меня вопросов. Вот Вы говорите банки. А банки охотно с вами сотрудничают? Какова динамика сотрудничества? Раньше боялись, банковская тайна, реальная проблема. Не говоря о том, что люди, которые работают у вас, то у них, наверное, зарплаты не сравнимы с зарплатами в Центральном банке или в других. Они меньше.
В. ЗУБКОВ - Некоторые люди ушли из Центрального банка и работают у нас. Работа, видимо, интереснее, хотя зарплата ниже, скорее всего. Я за этот год побывал очень много и в банках самих, встречался с крупными руководителями банков и я бываю часто в ассоциациях банков, где собираются все руководители банков. Я вижу, что ситуация меняется в лучшую сторону. Если в начале я помню и по вопросам, которые задавали банкиры на этих совещаниях в ассоциациях, и в Сочи был большой кворум, там было очень много людей. То сейчас уже и сами вопросы более понятны и для нас, и для них, и отношение банков меняется. Они тоже хотят, чтобы были простые, понятные, доступные рекомендации. Обязательный контроль, они даже просят не рекомендательного характера, обязательные правила внутреннего контроля. И, по сути, для банков тоже очень важно, чтобы деньги у них были чистые, потому что грязные деньги бьют сильно по имиджу самого банка.
А. ВЕНЕДИКТОВ Ну вот смотрите, Вы говорите по оценке 40-50% огромных денег грязные, это значит, что Вы лишаете банки 40-50% доходов от оборота.
В. ЗУБКОВ - Не только в банках. Есть спектр других, не кредитных учреждений, но мне кажется, чем меньше будет грязных денег, тем больше будет чистых денег и банки не потеряют ничего.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы упомянули Украину. Не секрет, что у России с Украиной, с Белоруссией разные, но все-таки особые отношения. Каким образом вступление России в ФАТФ ограничит или структурирует наши финансовые отношения с той же Белоруссией и с Украиной?
В. ЗУБКОВ - Я скажу, что Украина принимает самые энергичные меры для того, чтобы из этой ситуации выкрутиться красиво. Они были два раза у нас, был руководитель финансовой разведки и его заместитель. Я скажу, что они от нас взяли много документов, которые они применяют сейчас, особенно закон, который приняла их Верховная рада, да и другие документы, которые им нужно будет делать в соответствии с принятым законом. Потому что закон-то принят, сейчас только 9 правительственных постановлений надо принять, в указ президента внести поправки. Они с нами работают в тесном контакте, просят помощи, поддержки. Мы им помогаем. И конечно, когда мы будем в ФАТФе в июне месяце, то сразу мы столкнемся с тем, что мы должны выполнять решения ФАТФа.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я об этом и спросил.
В. ЗУБКОВ - Я бы желал, чтобы они до этого времени вышли из черного списка.
А. ВЕНЕДИКТОВ А по Белоруссии?
В. ЗУБКОВ - Белорусы тоже были у нас, они создают свою финансовую разведку. Но, к сожалению, я последнее время просто не владею ситуацией, в каком виде у них. Если по Украине понятно все, но она и не в черном списке, я имею в виду Белоруссию, с ней проще, я думаю, они каким-то усилиями будут создавать свои органы и начнут работать в этом отношении.
А. ВЕНЕДИКТОВ И последний вопрос, вопрос, который много лет говорится. Речь идет о тех деньгах, том капитале, который был вывезен из России как физическими, так и юридическими лицами в разное время. 1998 год, до 1998, после, и разные политические силы поднимают по-разному вопрос о так называемой амнистии капитала, о легализации этих денег для возвращения их в Россию. Каково Ваше отношение к этой проблеме?
В. ЗУБКОВ Я, как всегда, смотрю с точки зрения государства на эту тему. Нужны государству инвестиции нужны. Нужна реальная твердая валюта да. Действительно сегодня много таких денег находится на Западе, которые ушли туда. Говорить о какой-то амнистии физических лиц, наверное, говорить можно. Почему потому что ведь не все деньги там криминальные. Есть деньги, связанные с криминалом, если деньги связаны с криминалом, с убийством людей, с торговлей оружием, наркотиками, терроризмом, этих людей надо судить, а деньги надо изымать в бюджет государства. Это однозначно, это 100%. Но если когда-то люди туда увели деньги, потому что были дыры в законе. Потому что было такое налоговое законодательство, которое позволяло им уйти от налогов вполне законно. Мы знаем, как это делается через оффшоры и так далее, они деньги туда увели, а теперь они хотели бы эти деньги оттуда вернуть, но они боятся этого, что они вернут, а придем мы и скажем, ну-ка ребята, давайте-ка. В этом отношении, если эти деньги были не криминальные, они воспользовались тем, что были прорехи в законодательстве, то может быть, на каких-то условиях, заплатив налог эти 13%, позволить им эти деньги инвестировать в какое-то производство, купить какое-то оборудование в России. Вот такой подход может быть. Но я оптяь же прямо не отвечаю за эти вопросы, я просто чисто по-житейски об этом говорю.
А. ВЕНЕДИКТОВ По-житейски, но с точки зрения государства. Большое спасибо.

http://www.echo.msk.ru/interview/21035/
22.01.2003

Док. 369956
Перв. публик.: 22.01.03
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 1079

  • Зубков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``