В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Афанасьева: За политическим стеклом Назад
Елена Афанасьева: За политическим стеклом
Разные ли это понятия - политическая реальность и политическое реалити-шоу? Или в пору, когда реальной политики не остается, ее удобнее выращивать в жанре реалити?

На минувшей неделе информагентства сообщили о телевизионном проекте, который скоро стартует в США. Предполагается, что следующим летом будет запущено новое реалити-шоу Red/Blue ("Красное/Синее"), построенное примерно по тем же принципам, что и "Большой брат", клонированный по всему миру. 12-14 человек на некоторое время поселят в особняке в Джорджтауне в окружении камер и микрофонов и разделят на две команды - либералов и консерваторов, - которые должны будут выполнять определенные задания, чтобы продемонстрировать свои способности в политике. Каждую неделю из каждой команды будет исключаться один человек. Победитель получит миллион долларов, который он сможет потратить "на политические цели" - например, поддержать того или иного кандидата на выборах в Сенат 2006 года.

Такая вот благая идея. Вопросов два: реально ли политическое реалити-шоу, и если "красно-синие" соберут на американском ТВ небывалые рейтинги, то ожидать ли подобного шоу (скажем, Red/Blue/White - в цветах нашего триколора) на одном из российских каналов? Тем более что думские выборы в России не за горами, да и грандиозное политическое шоу "Поиск преемника" приближается к кульминации.

Политика - это в принципе чистое шоу. Здесь доказательств не требуется. Причем шоу чисто телевизионное. Со времени внедрения телеящиков в каждую семью политик, которого не показывают по ТВ, не политик, даже если он семи пядей во лбу, зато любая кухарка, жаждущая управлять государством, любой выдвигаемый в президенты охранник, если они не сходят с телеэкранов, - напротив. Публичная политика от публичности неотделима. А при условии, что интернет, газеты и журналы доступны и интересны в стране крайне незначительному проценту людей, "публичность" обеспечивает единственный источник - телевизор.

Политика - это бесконечная мыльная опера, точно выстроенная по законам жанра: герои и злодеи, закрученные интриги, потеря памяти и прочие профессиональные крючки, на которых зрительское внимание, а с ним и рейтинг (хоть телевизионный, хоть президентский) умело удерживается из серии в серию, из сезона в сезон. Профессионализм сценаристов - что сериальных, что политических - равновелик. Чуть заметили падение рейтинга - и поднадоевшие декорации президентского кабинета срочно сменили на Каспийские просторы и кубрик военного корабля, а массовку в виде силовых и прочих министров - на массовку из мичманов и матросов, внимающих главному герою столь же безмолвно, сколь безмолвно внимают ему и министерские статисты.

Но сериальное мыло и реалити-шоу - разные вещи. По крайней мере, в телевидении это разные жанры, существующие по разным законам. При всем умении сценариста и режиссера в реалити главным и самым талантливым из всех возможных сценаристов всегда оказывается жизнь. Создателям шоу остается только разводить руками и признавать, что они при всем желании не смогли бы придумать того, что само по себе случается в подсматриваемой камерами жизни. Ну кому из организаторов первого российского реалити "За стеклом", взбудоражившего страну осенью 2002 года, могло бы прийти в голову посадить в этот телевизионный аквариум девушку внука крупнейшего политика. Не рискнули бы ни за что! А сли бы даже рискнули, то кто б позволил! О том, что самая популярная участница того шоу Жанна оказалась девушкой внука первого президента России и подалась за стекло, чтобы что-то доказать бросившему ее Борису Ельцину-младшему, организаторы узнали уже в разгар событий. И развели руками - ну кто бы мог такое придумать!

Впрочем, назвав "За стеклом" "первым российским реалити-шоу", я погрешила против истины. Первым отечественным - причем не лицензионным, а абсолютно эксклюзивным реалити - были бесконечные съезды народных депутатов, сначала СССР, а после и РСФСР. Их в бесконечных прямых включениях смотрела и пересказывала друг другу вся страна. Новых политических звезд придумывали не закулисные кукловоды - их формировали законы жанра. Многочисленные герои со временем меняли маски. Благородные любовники на деле представали убогими злодеями, а отцы нации оказывались обыкновенными мелкими жуликами. Но призами зрительских симпатий тех шоу становилось массовое обожание, выливавшееся после в голоса на выборах, приводивших к власти Ельцина, Попова, Станкевича, Собчака...

Но политической воды с тех пор утекло немало. И, как точно заметил один из слушателей радио "Эхо Москвы", дозвонившийся в мою программу "Телехранитель", "раньше наше телевидение было с лицом Анатолия Собчака, а теперь с лицом Ксюши Собчак". Папа был героем первого политического реалити - дочка не только ведущая одного из нынешних шоу "Дом-2", собирающего рейтинги на канале ТНТ, но и сама героиня столь же бесконечных реалити современной светской жизни. "Какое время на дворе, таков мессия..."

После успеха первых сезонов проекта "Последний герой" в разговоре с его продюсером Александром Любимовым я пошутила, что теперь самое время (а на дворе было предвыборное лето 2003-го) высадить на необитаемом острове лидеров думских фракций и всех претендующих на представительство в парламенте партий - пусть свою суть не в тщательно кондиционированном зале заседаний, а в таких вот первобытных условиях проявляют. Шутка осталась шуткой: кто из нынешних "единороссов", коммунистов или "родинцев" рискнул бы на месяц без еды, воды и правительственной связи на остров податься, что-то говорить без визы политсовета и отношения без консультации имиджмейкеров выстраивать!

Создатели "Последнего героя" тогда, помнится, в качестве "приглашенной звезды" (есть такой статус в реалити-проектах) свозили на остров Жириновского. Но хороший актер Владимир Вольфович так и выступил там в своей единственной роли - в роли шоумена. Сами участники не слишком-то поверили, что Жириновский останется с ними жить в шалаше и хлебать похлебку из одного котла. Двухдневное пребывание на необитаемом острове стало для политика еще одним поводом для пиара - с полуголой Даной Борисовой на фоне океана и пальм засветился и обратно в думскую тишь вернулся.

Не знаю, станет ли популярным задуманное шоу по выращиванию политиков в США, где и политика, и телевидение, и, главное, зритель (он же избиратель) иные. У нас же подобное шоу обречено на провал. И причин здесь несколько, как телевизионных, так и политических. Среди телевизионных - отсутствие в политическом проекте героев, интересных зрителю. Жириновский, Зюганов Грызлов и Слиска на застекольную жизнь себя ни за что не обрекут, а нарождающиеся ныне молодые нашисты, лимоновцы или яблочники зрителю не интересны: все на одно лицо, да и пресны не в меру.

Из всех проектов по выращиванию звезд на ТВ приживаются только те, что выращивают звезд эстрады ("Фабрика звезд", "Народный артист"). Проекты по созданию звезд в смежных профессиях провалились. Ни выбор супермодели на СТС, ни попытка открыть новых юмористов на REN TV не удались. Шутить по заказу не получается. По заказу зритель не смеется. Так и застекольное выращивание политического молодняка, скорее всего, обречено на провал. Это у них там двух и так уже около двухсот лет, а у нас что? Все по принципу - Бог привел Адаму Еву и сказал: "Выбирай себе жену!" Посадят в кадр двадцать маленьких якеменок. И даже если на нашенскую ветку для разнообразия сделают пару жириновско-рогозинских прививок, то победителем обязательно признают одного из якеменок. Вот вам и все шоу.

К жанру реалити нынешняя российская политика вернется вряд ли. Для реалити нужна реальность. А где ж ее взять? Нынешней отечественной политике проще существовать по законам мыльной оперы. Тем более что рейтинги у длинного "мыла" куда выше, чем у реалити-шоу. Хоть по ящику, хоть в жизни.


http://ej.ru/?a=note&id=1489

27.07.2005


Док. 369880
Перв. публик.: 27.07.05
Последн. ред.: 13.09.07
Число обращений: 247

  • Афанасьева Елена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``