В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Олегом Морозовым в программе `107 минут` с Рустамом Арифджановым на `Русском Радио`. Назад
Интервью с Олегом Морозовым в программе `107 минут` с Рустамом Арифджановым на `Русском Радио`.

Рустам Арифджанов: Здравствуйте! У нас в гостях Олег Викторович Морозов - первый заместитель фракции "Единая Россия" в Госдуме и первый заместитель председателя Госдумы РФ, член президиума генерального совета фракции "Единая Россия". Рады вас приветствовать, спасибо, что пришли, понимаем, что дел невпроворт - началась осенняя сессия Госдумы. Она чрезвычайно занимательна - последняя сессия нынешнего созыва Госдумы - последняя перед выборами нового президента, потому что весенняя сессия Госдумы нового созыва начнется уже видимо позже.

Олег Морозов: Это будет уже избирательная кампания.

Р.А.: И эта сессия. Некоторые говорят, что она будет скучной, потому что вам надо принять 460 законопроектов - по крайней мере, столько вы запланировали...

О.М.:Эта цифра 460 - те законы, которые будут рассматриваться комитетами, будут вноситься - если успеют - на пленарные заседания. Я бы не хотел, чтобы радиослушатели поняли нас, что мы рассмотрим 460 законов и примем их в эту сессию.

Р.А.: Т.е. социалистические обязательства, как раньше говорили, не беретесь?

О.М.: Нет, это мы будем рассматривать, что-то - в первом чтении, что-то - на уровне комитетов. Вообще 33 закона называют сейчас приоритетными - то, что мы точно рассмотрим - законы, которые были приняты в первом и втором чтении - довести начатое до конца, и по максимуму успеть все рассмотреть.

Р.А.: Начну с цитаты - "Популистских инициатив приниматься не будет, даже если у кого-то такое желание возникнет. - Б. Грызлов".

О.М.:Подписываюсь.

Р.А.: Я понимаю, что вы подписываетесь, более того, депутаты "Единой России" тоже подпишутся. Вам зачем популистские законы, вам работать и работать, думаю, что у многих радиослушателей нет сомнений, что в будущем составе Госдумы "Единая Россия" займет центральное положение. Но рядом с вами есть депутаты, для которых осенняя сессия это площадка заявить себя. Они понимают, что - в чем можно соперничать с правящей партией? Что, придумать лучше законы? Вряд ли. У вас такая законоделательная машина, что соперничать с вами трудно. Можно что-то придумать оригинальное вот и начнутся иногда сумасбродные инициативы, законопроекты - но закон на их основе не сделаешь. Принятый закон будет настолько популистский, что его никогда не исполнишь...

О.М.:Вы правильно сейчас сказали. Я ждал - появится ли это самое правильное слово в характеристике популистский закон. Самое важное в понятии "популистский закон" даже не то, что там что-то экстравагантное, а что это абсолютно невыполнимо, бессмысленно и в чем-то вредно. Здорово звучит предложение: давайте в течение года единовременно отдадим все деньги вкладчикам, которые они когда-то потеряли во время гайдаровских реформ в начале 90-х?

Р.А.: Вы подсказываете оппонентам?

О.М.:Это ровно до тех пор, пока вы не возьмете в руки калькулятор. Начинаете считать и появляется вещь, объяснимая любому здравомыслящему человеку. Даже этот наш с вами сегодня 5-кратно выросший по сравнению с предыдущими 5 годами бюджет - только ведь его потратить не это, все равно денег не хватит. Обман и абсурд

Р.А.: Получится- с 1 стороны скучные и правильные депутаты "Единой России" с калькуляторами считают и говорят: невозможно это сделать. С другой стороны, озорные депутаты говорят: вы собираетесь за них голосовать? Они не хотят возвращать вам деньги!

О.М.:Делать будем только 1 - уважать нашего избирателя, российского гражданина, не считать его за дурака, объяснять ему все, как есть на самом деле. Когда я слышу об инициативе, что нужно для территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока отменить подоходный налог - я объясняю жителям, которые там проживают очень просто - это значит, что у вас отнимут 2 трети тех денег, на которые вы живете. 2 трети, на которые живут Хабаровский Край, Якутия - это деньги, которые получают за счет подоходного налога. Это граждане тратят свои 13 %, это 2 трети тех денег, которые получает территория, не в Федерацию они эти деньги отдают, хочу подчеркнуть, как раз подоходный налог это местный налог, он остается на территории, местные деньги это зарплата бюджетникам. учителям, врачам. Партия "Справедливая Россия" говорит - давайте отменим. Я вам объясняю - от Урала и до Дальнего Востока - у вас хотят отнять 2 трети денег, на которые вы живете. Вот ответ. Хотите - соглашайтесь. Я вам такой беды не хочу и не могу поддержать такое решение.

Р.А.: Согласен с вами, но теперь смотрите по регламенту - во что может превратиться сессия - чуть ли не на каждом заседании будут выдвигаться такие инициативы, вы будете объяснять, почему это нельзя сделать, в ответ - еще инициативы. Начнется такое качание, а работать когда?

О.М.: Я думаю, вы заблуждаетесь на счет нашего умения, знания регламента. Прохождение любой законодательной инициативы - процедура, которая имеет свои строгие сроки, там есть соответствующие экспертизы, делают заключение правовое управление Госдумы, правовое управление правительства. Депутатов от разных фракций можно заподозрить в любой вкусовщине - многим нравится одно, а вам - другое. А экспертное управление - и при Селезневе, который был представителем КПРФ, тогда, когда коммунисты были в большинстве в Госдуме - правовое управление в Госдуме всегда пишет заключение на тот или иной закон, руководствуясь абсолютно правовыми и экономическими соображениями... А когда мы берем это заключение на любой закон, написанное юристами, просто надо его прочитать и сказать - этим заниматься бессмысленно.
Вы правы - такие инициативы будут появляться, но они будут проходить свою регламентную процедуру, над ними будут сидеть эксперты, будут писать заключения - эти заключения будут достоянием гласности. Любой человек имеет возможность прочитать и сделать свой вывод. Если вам объяснят, что цена этого закона равна трем нынешним бюджетам, даже человек очень далекий от политики сообразит, что этого делать не надо, поэтому меня это не очень пугает. Недавно вот я увидел предложение, что нужно перейти на другой календарь - по летоисчислению России...

Р.А.:Очень важная сейчас задача.

О.М.: Он находится в Госдуме, наши оппоненты его внесли, можно обсудить эту тему, но уверяю вас, если сделать это заседание гласным, показать его по телевизору, думаю, что любой телезритель инициатора этого закона освищет. Хотя бы на том основании, что есть темы важнее.

Р.А.: С чего начнете? Я знаю, что в этой сессии нужно принять олимпийский закон. Это будет один из первых, а там, как говорится, конь не валялся. Нужно первое, второе, третье чтение.

О.М.: У нас три полных месяца. Это как раз тот случай, где политически отличаться никому не придется. Все болеют за наш спорт, независимо от того, кто какие политические знамена поднимает. Я, например, по олимпийскому закону, с учетом нашей фантастической победы за право проводить Олимпиаду, я не предвижу - думаю, что этот закон мы примем достаточно быстро.

Р.А.: Там много тонкостей - паспортно-визовый режим.

О.М.: Тем не менее, базовые законы потом можно принимать изменения в другие законодательные акты, здесь у меня сердце спокойно, не вижу здесь конфликтов. Разве что каждая фракция будет состязаться в том, чтобы доказать, что она больше любит российский спорт, чем остальные.

Р.А.: Именно в эту сессию Госдума будет рассматривать вопрос о приостановке действия договора об обычных вооружениях, я слышал, что Константин Косачев говорил, что в ближайшее время ...

О.М.: Возможно. Мы помним, как эти события развивались, помним заявление президента на этот счет, но я не видел еще в полном объеме готового юридического документа, поэтому сейчас однозначно сказать -вопрос ли это сентября-октября или это может быть и весна следующего года... Понятно, что политический шаг в этом направлении сделан, внятного ответа от наших партнеров мы не услышали - в чем мы здесь не правы. Слова Путина о том, что одна сторона собирается к нашим границам придвигать любые виды вооружения, а нам, как он сказал - нельзя одну дивизию внутри собственной страны передислоцировать... Даже непредвзятому человеку даю ответ на вопрос: что они хотят от нас и что хотят для себя, при этом - мы хотим равенства.

Р.А.: Меня больше поразило, что до сих пор оказывается (в 1992 году заключили!) считают вооруженные силы Венгрии, Польши, Чехии в нашу пользу, как бывшие страны Варшавского договора. Хотя все они в НАТО уже давно или рядом, а пересчет идет как будто это с нашей стороны вооруженные силы.


О.М.: На мой взгляд, это вообще такой военно-правовой конфуз и видимо мы жили в условиях этого конфуза просто потому, что нас до поры до времени не загоняли в угол, а вот когда начали все эти события разворачиваться по поводу ПРО, по поводу расширения НАТО на Восток, и когда казалось бы, что все наши разумные аргументы, которые в переводе на простой обывательский язык звучат так "ребята, что вы делаете-то, для чего вам это нужно, чем мы вам угрожаем, почему нужно действительно приближаться так активно к нашим границам, и если мы ваши партнеры, если мы вместе боремся против террористической угрозы, то почему вы так себя ведете?" И когда мы не слышим на такого рода простые вопросы внятных ответов, тогда мы должны начать уже заниматься, в том числе и этими историческими конфузами. Выглядит этот договор, как исторический конфуз.

Р.А.: Да, но, тем не менее, наши партнеры не спешат его пересмотреть.

О.М.: Это знаете, может быть не совсем по теме, я недавно в Санкт-Петербурге проводил комитет парламентского сотрудничества "Россия - Европарламент", где, с одной стороны, присутствует Дума с Советом Федерации, а, с другой стороны, представлены все фракции Европарламента. Одна дама говорит мне: почему все-таки Россия занимает такую неконструктивную позицию по Косово, почему вы не хотите признать независимость Косово? Я ей говорю: вы же должны понимать, что это ящик Пандоры, если вы настаиваете на этом, у нас есть, что сказать в ответ - есть Абхазия, Южная Осетия. Вдруг она буквально подпрыгивает на стуле и говорит: "Это совершенно разные темы? Почему вы их смешиваете?" Я говорю: "Как же разные, это абсолютно вопросы одного порядка". Также мы будем ставить эту систему ПРО в Чехии, а вы будьте любезны ничего в ответ не делайте, потому что это разные темы.

Р.А.: Найдутся люди, которые будут против того, что Дума рассматривает вопрос о приостановлении действия договора о обычных вооруженных силах?

О.М.: В Думе, думаю - нет. Хотя, может, правы вы вот в чем - сложно представить, как может развернуться любая дискуссия по самому безобидному вопросу, когда это будет происходить уже на фоне развернувшейся избирательной кампании.

Р.А.:Есть вопросы конфликтные - российско-латвийская граница, поправки в 3 чтении в закон об экстремистской деятельности, закон об эротике в СМИ. Уже Митрофанов говорил, что имеют предвыборное значение поправки закона о СМИ, которые сдвинут эротику с экрана

О.М.:За исключением Латвии, где есть повод, чтобы серьезно поговорить об этой теме, хотя она сейчас в стадии своего окончательного решения. Тут надо по-другому вопрос ставить - зачем нам проблема там, где ее можно окончательно и навсегда решить? Если мы ратифицируем, мы как бы косвенно признаем, ведь можно как проблему повернуть - что мы недовольны состоянием наших пограничных дел со странами Прибалтики, в частности, с Латвией, а можно сказать наоборот - они справедливо настаивают на территориальных претензиях к нам, поэтому нет этого соглашения. И то, и другое, звучит пугающе. Если мы ратифицируем это соглашение, значит - нет ни к кому обоюдных претензий, но то, что отпляшутся вокруг нее, так сказать, к бабке не ходи.

Р.А.: Мы говорили о тех законах, которые Дума будет принимать. Я назвал некоторые, но вы понимаете, это журналистский взгляд, я выделял законы, которые мне интересны, наверное, упустил что-то, что вы считаете важным.

О.М.: Вы ничего такого не упустили. Незаметно для болельщиков наших, кто наблюдает за работой парламента, пройдут очень важные законы - законы, которыми фиксируются технические регламенты. Мы должны принять несколько сотен законов, которые установят технические параметры всего того, что нас окружает, чем мы живем, что кушаем, что раньше называлось ГОСТом. Это очень важно. Это системное, крупнейшее решение, когда оно в целом состоится, любой производитель, продавец, гражданин будет обязан жить в этой системе координат и это очень трудная задача. Мало кто в ней сегодня глубоко разбирается, но Дума скрупулезно над этой темой работает. Это то, что незаметно, но очень важно для страны.

Р.А.: Не согласен, что это незаметно. Это для потребителя и производителя важно. Тут борьба и лоббирование со всех сторон.

О.М.: В совокупности - это техническая конституция страны. Мы в самом начале этой работы, из того, что вы не сказали...

Р.А.: Это будет шаг за шагом приниматься?

О.М.: Только по мере готовности каждого технического регламента. Они - от молока до космоса.

Р.А.: Объясните мне такую ситуацию - в современной России Госдума активно работает, но только на 16-ом году существования РФ дошли до ГОСТов, чего раньше не принимали?

О.М.: Очень долго жили по старым меркам, долго смотрели - как это устроено в мире. Давайте честно скажем, когда 14 лет назад состоялось первое заседание Госдумы, российское законодательное поле в новой России оно было чистым, как белый лист. За эти годы создавалось законодательство, необходимое, чтобы страна вообще могла существовать, оказалось, что это сложнейшая задача. Каждый технический регламент разрабатывается по нескольку лет, прежде, чем приобретает форму закона. Задались мы этой задачей пять лет назад и сейчас выходим на принятие одного закона.

Р.А.: Опять про 14 лет работы Госдумы. В новом государстве в 14 лет дети паспорт получают . Есть ли еще белые поля, где еще не ступала нога депутата - в нашем законодательстве сейчас интенсивно идет принятие закона, но есть еще такие места, где вы чувствуете - там еще столько нужно законов принимать?

О.М.: Сказать, что есть такие поля - сказать нельзя, потому что по всем сегментам жизни нашего общества уже базовые законы, кодексы ведет к кодификации ко всему прочему нашего законодательства. Гражданский кодекс, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Кодекс административных нарушений - это огромная работа, которая требовала не одного года законодательной серьезной работы. Есть даже такая наука - пробелы в праве. Люди специально занимаются сегментами нашей жизни, чтобы определить - какие есть пробелы в праве. Я думаю, что у нас есть такие пробелы. Кричащий пример - сейчас браво раздастся с той стороны микрофона - законодательство о коррупции. Базового закона о коррупции нет. Я - автор одного из первых вариантов закона о коррупции, он был принят в первом чтении. После этого шел долгий спор - можно ли вообще написать закон о борьбе с коррупцией или это должно быть разбросано по другим законам, пока мы не приняли конвенцию. В этом году весной мы приняли рамочную Международную конвенцию о противодействии коррупции. Это значит, что мы приняли те правила, по которым должно развиваться наше отечественное законодательство в области борьбы с коррупцией. Теперь мы будем все это менять в соответствии с этой конвенцией. Сейчас любой человек может бросить в меня камень - что вы делали 14 лет? Пытались писать закон, у него было очень много противников. Не только тех, кто сопротивлялся этому, потому что от них немножко дурно попахивает, а потому что были юристы, которые говорили - этот закон нельзя применить на практике, он слишком рамочный. Не надо базовый закон писать, а надо вносить точечные коррективы. Оказалось, это непростой вопрос. Коррупция - вещь интимная. Для нас - это страшная и хроническая вещь. Моя партия так считает - мы написали в своем программном заявлении - на 10 лет, когда мы себе ставили главную задачу, из трех задач, без которых как мы считаем, невозможна суверенная современная Россия, из трех важнейших задач первой мы назвали преодоление коррупции.

Р.А.: Вы сказали - моя партия, мы приняли решения. Для радиослушателей даже для тех, кто не симпатизирует партии "Единая Россия" все равно важно, что думает "Единая Россия". Мы понимаем, что "Единая Россия" сейчас принимает в основном законы, так и в следующем составе Госдумы, заняв большинство депутатских мест, будет определять какие законы будут. Поэтому важно: какой станет партия в следующем составе Госдумы, кто войдет в состав депутатов. Вот вы - будете?

О.М.: Я четырежды избирался, когда проходили выборы в Госдуму, я избирался в округе одномандатном. Поскольку сейчас изменилась система выборов - теперь выборы будут только по партийному списку, теперь округа у меня не будет. Вопрос - как решит партия?

Р.А.: Когда у вас съезд?

О.М.: 1 октября, скорее всего. До этого пройдут конференции региональных отделений партии.

Р.А.: У вас были предварительные выборы, да?

О.М.: Это было предварительное партийное голосование. Потенциальные кандидаты, которые окажутся в списках партии, они должны были знать: как к ним относятся однопартийцы.

Р.А.: Потом принять решение - если относятся не очень хорошо, что тогда делать?

О.М.: Тогда велика вероятность, что избиратель тоже плохо отнесется. В Татарстане, где я четыре раза избирался, я поддерживаюсь партийной организацией первой "тройки". Ее конфигурация уже сейчас понятна - президент республики Татарстан - Шаймиев, Морозов и Мухаметшин - председатель Госсовета Татарстана. Всего в списке будет больше 20 кандидатов.

Р.А.: У вас там трудное было предварительное голосование- там есть очень сильные ребята - Айрат Хайрулин...

О.М.: Он член "Единой России", депутат - они все получили поддержку партийных организаций татарстанских, они будут в списке "Единой России", я подозреваю, на проходных местах. Если партия хорошо выступает, получает достойный процент, то пропорционально полученным голосам в данном Субъекте Федерации и региональном списке начисляются мандаты. В Татарстане если мы получим результат, близкий тому, что было четрые года назад - "Единая Россия" получила тогда почти 60% - мы по спискам получили 11 мандатов.

Р.А.: В Москве вы не знаете результатов?

О.М.: Я знаю результаты везде, но сейчас не скажу. У них еще подведение итогов, но сейчас мы в партии примерную конфигурацию партийного списка все 600 кандидатов, которые будут в нашем списке, примерно представляем.

Р.А.: И даже первую тройку?

О.М.: С этим сложнее, это решение, которое будет приниматься ближе к съезду, если бы я знал - я бы еще не сказал.

Р.А.: У нас после выборов в Госдуму - выборы президента РФ. Владимир Владимирович неоднократно заявлял, что третьего срока не будет, и конституция не позволяет, и добавил себе еще больше голосов уважения как президент, который начал свое президентство с заявления, что будет диктатура закона, Конституции. До последних дней своего нынешнего президентства повторяет и думаю, что с этого пути не свернет. Значит, будет кто-то другой. Зная об уважении избирателей к Путину, можно предположить, что человек, которого поддержит Путин, наверное, получит большие преференции.

О.М.: Все социологические исследования об этом говорят, многих избирателей спрашивают: будете ли вы голосовать за кандидата, в пользу которого выскажется Путин, они отвечают - Да.

Р.А.: "Единая Россия" видимо тоже захотела бы, чтобы этот кандидат был из "Единой России", а еще лучше - входил бы в первую "тройку" "Единой России" на выборах в Госдуму.

О.М.: Да, такой вариант возможен.

Р.А.: Значит вы знаете, кто будет преемником!

О.М.: Скажу вам сокровенную вещь - ее оспаривают руководители других политических партий, но я цитирую Путина. Он сказал, что "Единая Россия" это его партия, и он принимал участие в ее создании. Ни про одну другую партию, возможно, он симпатизирует и партии С.М. Миронова в каком-то смысле, потому что это явно не антипутинская партия, тем не менее он ни про одну из этих партий он такого не сказал.

Р.А.: Но он и не участвовал в создании "Справедливая Россия"?

О.М.: Было бы смешно, если бы я ответил на ваш вопрос - предварительно не оказавшись в ситуации, где будут сидеть руководители нашей партии, а может быть и я. С участием человека по фамилии Путин, мы будем обсуждать эту тему, мы этого пока не делали, поэтому и говорить нечего. Говорить на эту тему, не посоветовавшись с Путиным, на мой взгляд, абсурдно. Не потому, что он президент страны и просто человек, который заслуживает уважения, а потому что он член нашей команды. Я хочу это подчеркнуть. Он - лидер нашей команды, моральный, политический. Мы уверены, что такой разговор состоится и тогда у нас будет единая позиция - у Путина, Грызлова, Лужкова, Шаймиева - всех лидеров нашей партии.

Р.А.: Вы сказали, что съезд партии 1 октября. На съезде будет определяться 1-я "тройка". До этого вы сказали, что хотелось бы, чтобы будущий кандидат в президенты, которому симпатизирует Путин - хорошо бы, чтобы он вошел в первую "тройку". Значит, что не исключено что 1 октября 2007 мы узнаем имя этого человека?

О.М.: Все возможно. Моя долгая жизнь в политике научила меня одной вещи - все то, что не относится к области фантастической, все возможно. Здесь есть разные варианты, которые мы обсуждаем, есть очень интересные. Не скажу.

Р.А.: А мне какого скажете?

О.М.: Вам поближе к 1-му шепну на ухо...

Р.А.: Где вы съезд проводите?

О.М.: В Москве. У нас есть традиция - последнее время мы съезды проводим не в Москве - был Красноярск, Екатеринбург. Но этот съезд предвыборный, каждая минута дорога, и мы будем проводить съезд в Москве. Съезд утверждает предвыборную программу, списки, которые передаются потом в ЦИК, функция на этом заканчивается. Съезд нужен, чтобы выполнить законодательством предусмотренные процедуры, чтобы партия приняла участие в выборах. На предыдущем съезде мы обсуждали программу развития Сибири и Дальнего Востока, как развивать Урал - мы говорили о глобальных проблемах развития страны. Здесь задача другая.

Р.А.: Владимир Евгеньевич Чуров - частый гость у нас - здесь у него часть работы, он ведет передачу "Команда Ч" - я помогаю ему. Недавно мы говорили в эфире, и он сказал, что после указа президента появляется время, когда любой человек - не член партии, может написать заявление в региональную организацию и сказать - я предлагаю себя в депутаты. Уже поступают такие заявления и как это будет?

О.М.: Такое право есть у каждого. Есть только одна безусловная процедура, которую каждая партия должна выполнить - до федерального съезда партии, должны состояться конференции региональных отделений, где тайным голосованием они должны расставить своих кандидатов уже по тем местам, которые они получат в избирательном бюллетене. Федеральный съезд может кого-то вычеркнуть или поменять, я плохо себе представляю ситуацию, она скандальная - раз местные партийцы выдвинули, они головой думали, и могут быть совсем плохие обстоятельства - человек совершил уголовное преступление, его решили не ставить в список. А так в ходе обсуждения на конференции любой человек, не член партии или член партии, если у него есть доверие со стороны местных партийцев, может быть поддержан голосованием, тем более оно тайное - так же как и на выборах. И он может оказаться в проходном списке.

Р.А.: Список "Единой России" будет состоять из 600 кандидатов?

О.М.: Да.

Р.А.: Что же делать тем достойным людям, которые понимают, что всех парламент не вместит?

О.М.: Отличный вопрос! Мы избираем партию, а не Петрова, Иванова, Морозова. Это значит, что если Морозов находится на непроходном месте, но он болеет за свою партию и является ее кандидатом, то он ведет избирательную кампанию в пользу не себя лично, а в пользу партии. Поэтому все 600 товарищей, которые попадут в избирательный список, это люди, которые являются лицом партии - их фамилии будут опубликованы. Если это чиновники - они должны будут взять отпуск на время избирательной кампании, они все получат удостоверение кандидата в депутаты. Все они будут проводить избирательную кампанию.

Р.А.: Вы сказали - если чиновники. Партия "Единая Россия" - партия власти, понятно, что многие люди, находящиеся сейчас в органах исполнительной власти, или являются членами "Единой России" или симпатизируют ей. Это достойные люди, которые могут работать в парламенте. Не получится ли так, что в отличие от других партий, у вас количество чиновников.

О.М.: Сразу говорю - нет. У каждого своя работа. Где-то прозвучало, что чуть ли не синоним - депутат и чиновник. Абсолютно это разные профессии. Я вряд ли смог бы работать чиновником. Надеюсь, что в силу того, что 4 раза меня люди поддерживали, не очень плохой депутат. Депутат - более публичная, политическая профессия. Я вас уверяю - многие чиновники, которые попадут в наш список и поведут свои региональные списки на выборах, идут туда не для того, чтобы получить депутатский мандат, а чтобы провести своих соратников, однопартийцев в парламент. Шаймиев - президент республики, которая поведет свой татарстанский список - он же публично заявит, что он не берет депутатский мандат заранее. Или Борис Громов, который поведет список Московской области. Есть много примеров, когда меры крупных городов будут в этих списков и тоже с пониманием того, что они остаются мерами и не пойдут в Госдуму. Но мы теперь одна большая команда, которая работает на большой результат.

Р.А.: Я уже седой совсем, но цепляюсь за свои молодые годы, поэтому это важный для меня вопрос. "Единая Россия" объявила о том, что чуть ли не пятая часть депутатов будут молодые люди...

О.М.: Мы будем стараться, чтобы максимальное число этих людей до 35 лет попали в парламент, мы завяли публично, что мы ставим перед собой задачу, чтобы каждый 5 кандидат от нашей партии были люди молодые

Р.А.: Не получится ли так - вы уже прошли предварительные опросы ваших однопартийцев - с симпатией относясь к молодежи, все равно региональная организация выдвигает людей поопытнее, старше. Эта попытка дать молодым дорогу столкнется с решением региональной организации оказать доверие более страшим товарищам.

О.М.: Мы поправляем, договариваемся, находим общий язык. Я отвечаю за один - не знаю, будет ли каждый 5-й, но то, что количество молодых парламентарием в рядах "Единой России" будет больше, чем в прошлый раз - я вам гарантирую. Я сам противник - этой голой арифметики, но неправильно другое - когда мы такие как я - поседевшие - будем политической пробкой в этом узком горлышке, куда невозможно будет пробиться человеку, который меньше нас только потому что у него меньше опыта или он никогда раньше не был депутатом Госдумы. Но когда-то ведь он должен им стать. Ему надо дать такую дорогу. Принцип партийного голосования, когда партия формирует список, он позволяет это сделать. Когда можно поставить на проходное место человека моложе, при равных прочих. Конечно, если я буду понимать, что молодой уступает более возрастному человеку по рейтингу доверия избирателей, я всегда выступлю в пользу партии.

Р.А.: Зачастую уступают, потому что у опытного товарища есть умения, опыт, избиратель его знает. Они знают депутата Морозова, они знают депутата не Морозова.

О.М.: Я один раз становился депутатом Госдумы, когда мне было 39. Мы такую задачу поставили, результат будет в пользу этой задачи. Молодых будет больше в нашей фракции, чем сегодня.

Р.А.: Вы против арифметики, но мой последний вопрос будет математический - вы же планируете, считаете - сколько будет депутатов в будущей Госдуме от "Единой России", т.е. какую планку вы себе ставите?

О.М.: Я не играю в карты, но знаю, что есть такая поговорка - знал бы прикуп, жил бы в Сочи.

Р.А.: А то не считает?

О.М.: У нас есть 2 показателя, на которые можно опираться. Есть результаты региональных выборов, где мы из раза в раз показываем результат в районе 45-46 %. Есть соц. опросы, которые как ни странно очень близко совпадают с этими результатами, из чего я заключаю, что социологи не врут и где-то показывают правильные настроения общества. Если мы подтвердим это, и наша партия на выборах федеральных получит 45-46-47 % голосов избирателей, как мы это планируем, это даст нам большинство мандатов в Госдуме.

Р.А.: Я записал цифру 47%, 3 декабря, я надеюсь, что отпразднуем.

О.М.: Я надеюсь, что мы будем обсуждать я в прямом эфире и вы скажите, что мои прогностические таланты были не такие хорошие, потому что результат будет выше

Р.А.: Спасибо, у нас в студии был Олег Викторович Морозов - первый заместитель фракции "Единая Россия" в Госдуме и первый заместитель председателя Госдумы РФ.





http://www.morozov-ov.ru

Док. 369320
Перв. публик.: 04.09.07
Последн. ред.: 12.09.07
Число обращений: 460

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``