В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Кезина: На фоне других регионов России в Москве сейчас самое качественное образование Назад
Любовь Кезина: На фоне других регионов России в Москве сейчас самое качественное образование
В этом году стены столичных школ покидают 68 тыс. выпускников. Около 5 тыс. из них получат золотые и серебряные медали. Об итогах уходящего учебного года, о проблемах и перспективах столичной системы образования рассказала в интервью "Интерфаксу" руководитель департамента образования Москвы Любовь Кезина.

Любовь Петровна, сколько у нас выпускников в этом году и как будет проходить выпускной вечер?

Выпускные вечера пройдут в ночь с 23 на 24 июня. В этом году в Москве 68 тыс. выпускников и все эти дети будут сначала отмечать выпускной у себя в школах, а затем, в соответствии с планами, которые разработаны совместно детьми, родителями и педагогами, они отправляются на экскурсии на теплоходах или на автобусах. Есть у нас такие школы, которые выезжают и в другие города.

Все эти экскурсии готовят они сами, родительский комитет, а мы передаем все сводки и информацию в отделы ГУВД, в департамент здравоохранения, в МЧС, т.е. во все службы, которые обеспечивают безопасность детей.

Кроме этого, у нас будут организованы выпускные городские площадки. Среди них: Государственный Кремлевский дворец, где будут 4219 человек из 90 школ в количестве 4219 человек, Московский Дворец молодежи - 1132 ученика из 26 школ, Московский международный Дом музыки - 894 выпускника из 18 школ, Российская Академия наук (Большой зал) - 995 человек из 25 школ, Зал торжеств "Форум Холл" - 927 из 22 школ, Малая спортивная арена "Лужников" - 1383 выпускника из 35 школ.

1516 выпускников из 28 школ выезжает у нас на теплоходах, а на экскурсии по Москве на 556 автобусах выезжают 16 тыс. 962 выпускника из 373 школ. В Московскую область выезжают ученики восьми школ, в Калужскую область - двух, в Санкт-Петербург - пяти. Всего 698 выпускников выезжают в эти города.

Впервые в этом году также будут работать городские площадки, куда могут приехать в любое время в течение ночи выпускники из любых школ. Это - Воробьевы горы, Поклонная гора, Красная площадь и Лужники. Концерты пройдут на Воробьевых горах и в Лужниках.

Расскажите, пожалуйста, о том, сколько в этом году у нас ожидается золотых и серебряных медалистов, и как будет проходить бал медалистов?

Совместный бал золотых и серебряных медалистов пройдет 26 июня в Гостином Дворе. Медалистов будет около 5 тысяч. Точно сказать пока нельзя, потому что еще идут экзамены. После экзаменов в окружных управлениях пройдут заседания комиссий по присуждению серебряных медалей, после этого - городских комиссий по золотым медалям, и вот, уже тогда мы будем знать точное количество медалистов. Но практика показывает, что их количество у нас стабильно. Это, как правило, где-то 6% от общего числа выпускников.

А кого больше среди медалистов: мальчиков или девочек?

Девчонок. Девчонки учатся лучше, чем мальчишки. И когда вы придете к нам на бал медалистов вы увидите, что это просто несчастье: в основном это девчонки и им просто не с кем танцевать.

Какова программа бала?

Мы в этот раз хотим немножечко изменить режим проведения выпускного бала медалистов. Обычно мы собирали их сразу в Гостином Дворе, там выступали префекты. Юрий Михайлович Лужков их, конечно, поздравлял, потом были танцы и разные игры. В этот раз мы сделаем немножко по-другому. Мы хотим, чтобы начинались эти балы непосредственно в округах. Каждый округ выбирает для себя площадку, собирает золотых и серебряных медалистов, перед ними выступает префект. Он вместе с начальником окружного управления вручает им медали, потому что в Гостином Дворе это делать просто нереально. Мы первое время это делали, но 5 тысяч ребят - это представляете сколько? Даже если по полминуты на каждого, сколько время уйдет на то, чтобы вручить все медали. И в то же время мы понимаем, что не вручить эти медали в такой торжественной обстановке тоже нельзя.

Может быть, вручать их непосредственно в школах?

Школа она есть школа. Школа вручает аттестаты о среднем образовании. А здесь в округах пройдет торжественное вручение, поздравления, потом ребята сядут в автобусы и приедут к нам на бал, где мы будем ждать их уже в Гостином Дворе. Здесь их поздравит Юрий Михайлович Лужков и бал начнется.

Запланированы ли подарки для медалистов?

Как правило, префекты дарят им подарки. Это либо какая-то электронная техника, либо очень интересные книги. Фейерверка не будет потому, что сейчас темнеет поздно, и он просто не будет смотреться.

Любовь Петровна, давайте вернемся с Вами к образовательному процессу. Как вы сами оцениваете эффективность системы ЕГЭ, ее плюсы и минусы?

Минусов много, плюсов много. В 1992 году был принят закон об образовании, он был очень прогрессивный, шел с большим скрипом, очень многие статьи этого закона не выполнялись долгие годы, в него постоянно вносились дополнения, изменения, коррективы. Но то, что такой закон появился в системе образования - это было огромным плюсом. И в этом законе наравне с хорошими прогрессивными демократическими статьями была статья, она и остается до сих пор, которая говорит о том, что оценивание учащихся должно идти независимыми комиссиями. То есть учитель, который учит ребенка, не может оценивать его знания. Это он оценивает свою работу.

А сейчас, когда мы говорим о том, что необходимо в системе образования ввести новую отраслевую систему, то одним из критериев этого будет качество знаний учащегося. Как оценить качество знаний учащегося? Сам учитель этого не может сделать, это будет не объективно. А вот сдача независимой комиссии ЕГЭ - вот тут будет уже понятно, какой учитель как научил детей и отсюда можно будет сделать вывод о том, насколько профессионален этот учитель и насколько он хорошо учит детей.

Поэтому с этих позиций ЕГЭ, я считаю, просто необходим. Ведь первоначально планировали, что ЕГЭ станет основой для введения государственных именных федеральных обязательств, так называемых ГИФО. Но ГИФО не пошло, оно было в трех регионах России, проходило экспериментальную апробацию и успешно провалилось. Поэтому сейчас уже ЕГЭ не рассматривается как основа ГИФО.

ЕГЭ - это очень сложная система. Задействовано огромное количество людей, которое обслуживает проведение ЕГЭ. Система прохождения всех кимов (контрольно-измерительных материалов) такова, что вскрыть заранее пакет и узнать, какие задания даются ребятам, - просто нереально. Это значит, что человек идет заведомо на преступление.

Существует специальная организация, которая выиграла конкурс по обеспечению доставки этих материалов во все регионы. Заранее ни один регион не знает, когда эти материалы будут к ним доставлены. Они звонят нам, в Москву, и говорят, что через час нам доставят материалы, в наш центр тестирования. Центр тестирования их принимает, убирает их в комнату, которая находится под видео-наблюдением и никто войти в эту комнату не может. И, кроме этого, стоит еще милицейский пост и на окнах еще решетки, то есть войти в эту комнату нереально. Затем этот центр раздает материалы округам.

Вот, к примеру, по русскому языку они дали нам работы накануне экзамена, в 6 часов вечера. По другим предметам, учитывая, что нет такой массовости ребят, они дают материалы с утра, начиная где-то в 5:30. Приезжают комиссии из округов, забирают материалы и везут их сразу в школу. А материалы по русскому языку привезли и убрали тут же в сейф. Все материалы опечатаны, опечатаны целлофановые пакеты, их невозможно вскрыть. Там одних расписок - 28 штук. Представляете? И когда начинается экзамен, этот большой пакет вскрывается, из него достаются материалы и раздаются ученикам. И ученик получает запакованный, так называемый, суперпакет. Там все упаковано и закрыто.

Кто, когда и где мог вскрыть такой пакет, это я о той утечке, что прошла сейчас в Ленинградской области, это уму просто непостижимо! Поэтому все эти выдумки журналистов относительно того, что есть коррупционные структуры, которые продают эти ответы - это ерунда. Это настолько серьезно выстроенная система, что она проводится под неусыпным взором ФСБ и милиции. И что-либо заранее вскрыть и узнать - это просто не реально. Поэтому я говорю, что если человек пошел на нарушение, то заведомо он пошел на преступление.

Каковы, по-Вашему, плюсы системы ЕГЭ?

В этом году практически все вузы Москвы, за исключением МГУ, принимают результаты ЕГЭ. Для ребят-выпускников это благо. Вот он сдал экзамен один раз и отдыхает, и может так случится, что его могут зачислить одновременно в несколько вузов. А потом уже он выбирает, в какой вуз ему идти. А ведь раньше, смотрите, июнь - экзамены, июль - экзамены и бедные наши ребята-выпускники к 1 сентября приходят утомленными.

А почему МГУ не работает с этой системой?

Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий считает, что ЕГЭ - это форма, которая имеет право на существование вместе с другими формами. В частности, он поддерживает предметные олимпиады, и наших ребят принимают в вузы по результатам олимпиад. Это тоже очень хорошее дело. Мы считаем, что это можно делать, когда ребята - победители Российских международных олимпиад могут без экзаменов поступать в вузы. Уже принято постановление правительства РФ о том, что эксперимент с введение системы ЕГЭ закончится в 2008 году и начиная с 2009 года все выпускники в обязательном порядке будут сдавать экзамен в форме ЕГЭ.

Любовь Петровна, давайте коснемся темы дошкольных образовательных учреждений города. Насколько нам известно, каждый год число детских садов в Москве растет, а очереди в них не спешат уменьшаться.

Так сложилось, что действительно, многие ведомственные детские сады были практически уничтожены: они были распроданы и отданы в аренду, в них были открыты какие угодно учреждения. Москва потеряла около 800 ведомственных садов. И тогда встал вопрос о том, что надо компенсировать эти ведомственные сады, с одной стороны. С другой стороны, в Москве увеличилась рождаемость, детей стало больше, поэтому образовалась очередь. К моменту, когда правительство Москвы и Юрий Михайлович начали заниматься этим вопросом, на очереди стояло 15 тыс. детей. По мере того как все больше стали говорить о детских садах, у родителей, видимо, появился к ним интерес. И они стали пытаться отдать своих детей в детские сады, но мест в садах не хватало.

И вот Юрий Михайлович принимает решение в 2006 году построить 95 детских садов. Они построены, они заселены детьми, это хорошие детские сады и очередь, естественно, должна была уменьшиться. Она уменьшилась. Но к моменту заселения этих детских садов у нас вдруг образовалась очередь более 30 тыс. детей. Получив 12 тыс. мест, перепрофилировав группы в детских садах, отремонтировав детские сады, мы сумели найти более 20 тыс. мест, а точнее 24 тыс. Но опять таки детское население растет, и у родителей не иссякло желание отдавать детей в детские сады, поэтому на сегодняшний день у нас очередь 15 тыс. человек. В этом году опять принято решение построить 100 детских садов. И Юрий Михайлович сказал, что мы будем строить детские сады до тех пор, пока полностью не ликвидируем очередь.

С введением еще 100 детских садов в этом году насколько уменьшится очередь?

Очередь должна уменьшиться, но я не скажу, что она полностью исчезнет. Она уменьшиться намного. Я думаю, что перспектива такова, что можно будет отказаться от строительства 100 детских садов и строить где-то 40 детских садов в год. Сады нужны, потому что сегодня они стали авторитетными для родителей. Родители убедились, что в детских садах детям лучше, они лучше развиваются, общаются и им интереснее играть. В детском садике ребенка лучше готовят к школе.

Вот сейчас мы примем в 1 класс 73% выпускников детских садов. Никогда такого процента не было. Это процент детей, которые находятся в подготовительных группах (старших). Мы стремимся к тому, чтобы 100% ребят старших групп охватить, чтобы их готовили к школе. А если брать в целом, то у нас более 60% всех детей в Москве находятся в детских садах. До этого было 50%.

Любовь Петровна, в столичной системе образования были прецеденты нарушения финансовой дисциплины в школах. Как с этим обстоит дело сейчас?

Были прецеденты. Каждый случай мы рассматривали и до сих пор рассматриваем у себя на коллегиях. За это мы очень серьезно наказываем руководителей и детских садов, и школ, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Я могу вот что сказать, что сегодня ни учителя, ни директора школ не собирают никакие деньги. Сейчас мы стали получать жалобы другого характера. Жалуются родители на родителей. На то, что родительские комитеты, попечительские и управляющие советы собирают деньги на нужды школы, что сегодня, по положению о попечительских советах, не запрещено. И когда Борис Николаевич Ельцин подписывал указ о попечительских советах, то один из пунктов положения о попечительском совете как раз таки предусматривал привлечение внебюджетных средств в образовательные учреждения.

Вот это сейчас происходит. Создаются фонды различные, фонды просвещения, фонды поддержки школы и т.д. Это фонды, которые не имеют непосредственного отношения к тому или иному образовательному учреждению. В эти фонды родители на добровольных началах сдают деньги. И, тем не менее, любую жалобу, которая приходит в департамент или появляется печати - я обязательно рассматриваю.
С начала года были такие прецеденты?

С начала года таких жалоб было немного, но оснований наказывать руководителей абсолютно не было. Здесь приходится проводить разъяснительную работу с родителями, и мы просим наш родительский городской совет работать с родителями и объяснять им многое. Нельзя объявлять, что все должны сдать деньги. Это должно идти на добровольной основе. Хотят - сдают, не хотят - не надо с них требовать деньги.

Еще один момент: есть семьи, которые не в состоянии сдавать деньги, поэтому к этим семьям надо быть более внимательными и не требовать у них никаких денег на школу. В этом году я не наказала ни одного директора. А в 2006 году я сняла 20 руководителей за то, что они нарушали финансовую дисциплину. Они не брали себе взятки. Я сняла их за то, что деньги собирались внутри школы, что категорически запрещается. Категорически нельзя, чтобы какие-то деньги ходили внутри школы, даже если их собирают родители. Все должно идти через банк, через платежки. Правда, иногда родители говорят о том, что там приходится платить проценты за услуги банка. Но что делать? Приходится, значит надо платить. Школу подставлять нельзя!

Сколько ребят придут в этом году в школу?

Я должна сказать, что в связи с демографической ситуацией, сложившейся в 1990-е годы, мы ежегодно пока еще теряем своих учеников. Их становится все меньше. В этом году мы потеряли 8 тыс. 11-класников-выпускников и 20 тыс. девятиклассников и такая потеря будет продолжаться. У нас приходит пополнение в школы учащихся 1-ых классов и 2-ых. Еще несколько лет назад у нас была катастрофа, когда многие школы не набирали ни одного первого класса. Сейчас дети пошли, дети уже выросли из детских садов.

Любовь Петровна, над чем департамент образования и столичные власти будут работать в новом учебном году?

Проблем у нас очень много. С чем мы будем входить в новый год и что будем обсуждать: первое - это участие в национальных проектах. Это касается тех грантов, которые президент выплачивает лучшим учителям, лучшим школам, лучшей молодежи и вместе с грантами президента выплачиваются гранты правительства Москвы. 394 учителя получат гранты президента и 394 получат гранты правительства Москвы. И там, и там по 100 тыс. рублей. Согласитесь, это достаточно хорошее внимание к учителям.

В рамках национального проекта мы сейчас работаем над двумя видами общеобразовательных школ: школа информатизации и школы будущего. Вот эти два проекта должны начать реализовываться с 1 сентября. Прошли необходимые для этого конкурсы. Отобраны эти школы, которые принимали участие в этих конкурсах. Одну из школ мы откроем к 1 сентябрю, это новостройка в районе Пресня, школа 2030. Она построена необыкновенно с точки зрения архитектуры, и в рамках этой школы мы хотим сделать "школу будущего". Но она будет одна такая. Будут еще "школы будущего", их около 15, куда будут входить еще 37 школ. Проект "школы будущего" включает головную школу и еще школы, которые войдут в этот проект, но уже со своими модулями. Скажем, одна школа хорошо решает вопросы, связанные с содержанием образования, вторая - проблемы организации полного дня, третья - вопросы оздоровления детей. И таким образом мы закрываем весь комплекс вопросов, которые сегодня очень нужны детям. Вот таких 15 модульных "школ будущего" мы откроем с 1 сентября.

Другая проблема, над которой мы сегодня работаем, - это более активное привлечение общественности в систему управления образованием. Мы говорим о том, что наши системы открытые, что мы считаем невозможным работать без участия старшеклассников, у нас очень активно идет развития органов самоуправления. Мы даже открываем в этом году загородный лагерь лидеров самоуправления, ребята участвуют в управлении своими школами. Есть также родительские окружные советы, есть городской совет и сейчас мы ждем распоряжения правительства о создании общественной палаты в образовании. То есть, наша задача как можно больше привлекать общественность к нашим образовательным учреждениям.

Следующее направление, которое тоже требует пристального внимания, - создание системы, отслеживающей качество образования. Сейчас мы открыли Центр качества, и вот вокруг этого Центра качества идет наработка того, как все-таки сделать, чтобы мы могли видеть результаты работы учителей, школ, как повысить качество образования и т.д.

Известно, что в этом году иностранный язык в школах будет преподаваться с начальной школы...

Да, мы планируем более интенсивное внедрение иностранного языка. Принято постановление правительства Москвы о том, чтобы были увеличены часы на изучение иностранного языка в базисном плане и, начиная с начальной школы, со 2 класса, у нас по 3 часа будет отводится на иностранный язык. Мы откроем 10 школ, где будут изучать японский язык. Также открываются школы, где будет активно изучаться китайский язык. То есть идет широкая такая палитра школ, где ребята будут активно изучать иностранный язык. Я должна сказать, что сегодня в наших школах изучают уже 13 иностранных языков. Если раньше были только английский, французский и немецкий, то сегодня этот список расширен до 13. Это и испанский, и итальянский, и китайский, и т.д.

Насколько остро стоит вопрос подготовки молодых кадров в системе образования?

Вопрос подготовки молодых педагогических кадров для работы в школах нас очень волнует. У нас созданы свои педагогические вузы, которые хорошо работают, даже лучше, чем многие вузы федеральные, и готовят хороших педагогов. Это тем более очень важно, потому что сегодня 19% учителей в наших школах пенсионного возраста. Я хорошо понимаю перспективу выхода этих людей на пенсию, она плачевная, потому что пенсии недостаточные. В этом плане, конечно, многое делает правительство Москвы, доплачивает пенсионерам надбавки.

Но, тем не менее, пока еще учителю, а тем более одинокому учителю, очень сложно уйти на пенсию и он обрекает себя на жалкое существование. А у нас специфика работы учителя сегодня такова, что 30% женщин-учителей остаются без семьи. Они работают в школе и отдают ей все время и все свои силы, и не находят время на то, чтобы создать и устроить свою семью. Получается так, что, воспитывая других детей, они не успевают ни выйти замуж, ни родить своих детей, и одинокие выходят на пенсию. Поэтому их судьба нас тоже волнует. Мы здесь многое делаем: у нас есть и Дом ветеранов педагогического труда, в окружных управлениях тоже есть дома ветеранов, мы о них много заботимся и многое делаем для них, они в этом плане чувствуют заботу. Но, тем не менее, это конечно не то. Нужно, чтобы государство заботилось об учителях, которые свои силы и здоровье отдали воспитанию детей.

А какое количество молодежи из педагогических вузов сейчас идет работать в школы?

Я должна сказать, что в этом году мы будем принимать из московских и федеральных педагогических вузов и колледжей около 3 тыс. молодых учителей.

Я могу очень много называть проблем, которые сегодня есть, но мне бы хотелось закончить, все-таки, на мажорной ноте. Прошел комплексный конкурс регионов, который рассмотрел результаты работы образовательных систем регионов. В этом конкурсе участвовало 58 регионов, и Москва вышла победителем. На фоне других регионов России в Москве сейчас самое качественное образование. Но это не значит, что мы все сделали. Нам сделать надо больше, чем мы сделали.



Интерфакс
15 июня 2007 года
http://www.kezina.ru/interview/background.htm

Док. 368966
Перв. публик.: 15.06.07
Последн. ред.: 11.09.07
Число обращений: 300

  • Кезина Любовь Петровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``