В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Представитель Ульяновской области в Совете Федераций Рустем Шиянов комментирует решение законодателей об ограничении роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Назад
Представитель Ульяновской области в Совете Федераций Рустем Шиянов комментирует решение законодателей об ограничении роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги
Отыскать "золотое сечение" для ЖКХ

Представитель Ульяновской области в Совете Федераций Рустем Шиянов комментирует решение законодателей об ограничении роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Совет Федерации на 166-м заседании одобрил принятый Госдумой закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Тем самым законодатели дали полномочия правительству РФ с 1 января 2006 года централизованно ограничивать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

- Рустем Викторович, какова главная цель такого ограничения?

- Главная цель - защита интересов граждан. Благодаря внесенным в закон поправкам будет создана более стройная система органов, регулирующих тарифы организаций коммунального комплекса. Также перераспределяются функции между разными уровнями власти. Смысл и суть нововведений: в интересах граждан государство отныне не ограничивается контролем за тарифами естественных монополий -железнодорожников, газовиков и энергетиков; столь же активно оно участвует в ценообразовании на рынке услуг ЖКХ. Социальная значимость закона еще и в том, что он становится реальным механизмом сдерживания инфляции в стране. В последние годы зачастую именно неудержимый рост тарифов на услуги ЖКХ был системным стержнем инфляционного процесса. В результате действия закона, по нашим расчетам, жилищно-коммунальные тарифы в 2006 году будут расти вдвое медленней ранее прогнозируемых регионами величин, составляющих в некоторых случаях 35-40%.

Закон дает право Федеральной службе по тарифам (ФСТ) устанавливать предельные (минимальные и максимальные) уровни муниципальных тарифов на услуги ЖКХ на следующий финансовый год. Централизованному регулированию будут подлежать все основные товары и услуги, предоставляемые локальными монополиями гражданам и предприятиям -газ, электроэнергия, коммунальные услуги, плата за жилое помещение.

При этом срок действия положений, регулирующих установление и применение предельных индексов, по времени ограничен 1 января 2009 года. Таким образом, закон вводится на срок действия переходных положений нового законодательства по местному самоуправлению. То есть с 2009 года регулирование тарифов науслуги ЖКХ войдет в перечень полномочий органов местного самоуправления.

- Какие факторы, по мнению сенаторов, могут считаться обоснованными для принятия решения о повышении жилищно-коммунальных тарифов?

- Повышение тарифов сегодня возможно только в одном случае - если существует угроза энергетической, коммуникационной безопасности науровне региона или муниципалитета. С учетом многолетнего кризиса в коммунальной сфере Ульяновской области, а также постоянного для нее бюджетного дефицита износ коммуникаций и оборудования в регионе, конечно, очень серьезный. Иногда складываются и просто кризисные ситуации. Тем не менее любая коррекция тарифов сегодня возможна только в рамках нового закона, под контролем государственного органа. Остается вопрос, что делать, если тарифы определяются ниже себестоимости, кто будет компенсировать разницу, какой бюджет? Это "белое пятно" проблемы, которое законодателям и региональной власти еще предстоит устранить.

- А что произойдет, если муниципалитет проигнорирует предписание контролирующего органа?

- В таком случае решение о тарифах будет приниматься вышестоящей уполномоченной организацией или, в случае неподчинения, арбитражным судом. Суд будет принимать решение и в случаях непредоставления (некачественного предоставления) населению услуг ЖКХ, предусмотренных договором с уполномоченной организацией.

- Что ждет теперь частные организации, пришедшие на рынок услуг ЖКХ? Ведь зачастую они прибегают к использованию банковских займов, а при "стоящих" тарифах, согласитесь, своевременно возвращать кредиты станет весьма проблематично...

- Я вовсе не призываю коммерческие фирмы и организации работать себе в убыток. Напротив, считаю, что реформу ЖКХ, как это ни трудно, нужно довести до конца, в том числе -сформировав рынок альтернативных поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Однако правила игры сегодня формулируются таким образом, чтобы в выигрыше были люди.Следовательно, частным компаниям нужно встраиваться в новую схему, сживаться с нею, чтобы, безупречно исполняя контрактные обязательства, тем не менее работать с прибылью. В конечном счете, совместными усилиями мы должны отыскать некое "золотое сечение" для показателя "цена-качество" на рынке услуг ЖКХ. Пока же цены высоки, а качество - низкое. Надо сказать и о том, что законодательная база, определяющая развитие ЖКХ как отрасли, в том числе как объекта приложения инвестиций, до сих пор несовершенна. В частности, спорны отдельные положения закона о концессиях. Это следующая задача российских законодателей. Кроме того, Советом Федерации принято решение о проведении в 2006 году постоянного мониторинга в субъектах Федерации за ходом реализации принятого закона о регулировании тарифов на услуги организаций ЖКХ. Законы хороши, когда они действуют, не так ли? А в отношении наведения порядка на рынке услуг ЖКХ, скажу прямо, сенаторы настроены очень решительно.

Олег ОБНОРСКИЙ, "Ульяновская Правда"

Док. 368631
Опублик.: 11.09.07
Число обращений: 341

  • Шиянов Рустем Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``