В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Латынина: Социалистический план по иностранным инвестициям выполнен! Назад
Юлия Латынина: Социалистический план по иностранным инвестициям выполнен!
В Санкт-Петербурге завершился XI экомический форум. Глава МЭРТ Герман Греф сообщил, что на форуме подписано около 30 соглашений на сумму в 13,5 миллиардов долларов.

Из наиболее значимых Греф отметил покупку "Аэрофлотом" 22 лайнеров Boeing, соглашение о строительстве завода Volvo в Калужской области, завода Pepsi под Ростовом, завода ЛУКОЙЛа в Калмыкии, а также договоры с Suzuki и Peugeot.

Посмотрим на соглашения повнимательней. Тендер "Аэрофлота" на покупку дальнемагистральных лайнеров был объявлен еще в 2005-м году. Старение авиапарка грозило компании катастрофой и в финансовом, и в прямом, техническом смысле.

Выбирали между Boeing (787 Dreamliner) и Airbus (A-350). В сентябре 2006-го тогдашний совладелец "Аэрофлота" Александр Лебедев пригрозил подать на "Аэрофлот" в суд за то, что тот до сих пор не принял решение. "По моему впечатлению, менеджмент компании уже девять месяцев назад был готов подвести итоги тендера", - заявил тогда г-н Лебедев.

Причиной промедления было то, что вопрос о коммерческих закупках авиалайнеров решался в Кремле, а политические решения Кремля все время менялись. К тому же в Кремль приходили отечественные производители и пытались навязать "Аэрофлоту" вместо иностранных лайнеров свои ковры-самолеты.

Таким образом, на форуме подписано соглашение, которое авиакомпания должна была подписать два года назад, если хотела остаться технически и коммерчески состоятельной.

Строительство ЛУКОЙЛом завода в Калмыкии - тоже не новость. Построить что-нибудь в Южном федеральном округе ЛУКОЙЛ просили еще на Сочинском форуме, когда президент лично распределял среди олигархов соцобязательства по инвестициям в околокавказские регионы.

ЛУКОЙЛ открыл и собирается эксплуатировать на северном Каспии шесть нефтегазовых месторождений. Это Хвалынское, им. Ю. Корчагина, Ракушечное, 170 км, Сарматское и Филановское.

Причины, по которым выбрана именно Калмыкия, бросаются в глаза. ЛУКОЙЛ пытается расположить завод как можно дальше от взрывоопасных регионов, но вынужден сделать это на территории ЮФО, чтобы выполнить нормы по президентскому продналогу.

При этом в Кремле лежит законопроект, согласно которому разработкой шельфа смогут заниматься только госкомпании. В случае принятия закона ЛУКОЙЛу придется отдать месторождения. Вряд ли в таких условиях калмыцкий завод будет приоритетом для ЛУКОЙЛа.

Третий проект, названный Грефом - завод "Вольво" в Калужской области. Завод будет собирать ежегодно 15 тыс. грузовиков, инвестиции - 100 млн евро.

Излишне пояснять, что "завод" за 100 млн евро, который начнет работать через год - это эвфемизм для слов "отверточная сборка". Это способ обойти российские пошлины, при котором грузовик ввозится в Россию без бампера и колес, а на сборочной площадке к нему привинчивают бампер и колеса.

Совершенно того же рода соглашение с Suzuki о заводе в Шушарах. Стоимость проекта - 115 млн дол, объемы - до 50 тыс. машин в год. Это не производство - это системная контрабанда, подписанная с санкции властей. Одна часть "питерских", заполучив "Автоваз", лоббирует запретительные пошлины на иномарки, а другая часть "питерских" организует под Санкт-Петербургом отверточную сборку для "Судздуки", "Тойоты" и "Дженерал Моторс".

Кстати, причина, по которой министру Грефу удалось собрать такой урожай автомобильных компаний, очень проста: в июне истекает срок подачи в МЭРТ льготных заявок. Таким нехитрым образом МЭРТ выполнило пятилетний план по иностранным инвестициям в точности к указанной партией и правительством дате.

Сборочное производство (то есть узаконенную и согласованную с Кремлем форму контрабанды) планирует и "Самсунг". Вице-президент его представительства в странах СНГ и Балтии Джан Чанг Дак прямо заявлял, что сборочное производство во Владивостоке будет открыто в случае предоставления компании таможенных льгот на региональном уровне. Ранее сообщалось, что "Самсунг" готов построить в России два "завода" общей стоимостью 100 млн дол.

Теперь сравним упомянутые Грефом соглашения с другими экономическим событиями последних недель. Группа "Евраз", пользуясь, как рычагом, недавними авариями на "Ульяновской" и "Юбилейной", выкупила у своих бывших партнеров их долю "Южкузбассугля". Это сделка существенно меняет расстановку сил в угольной отрасли, вытесняя из нее последних "красных директоров". Вряд ли она могла пройти в рамках форума. В конце концов, первые 50% "Южкузбассугля" "Евраз" купил у его прежнего директора Лаврика, после того как любящий быструю езду "красный директор" опять кого-то задавил и встал перед дилеммой - продать акции или сесть.

Таинственная "Прана" выкупила-таки остатки ЮКОСа, заплатив 4 млрд дол. за здание ценой примерно 200 млн дол. Владелец "Русснефти" Михаил Гуцериев оказался под уголовным делом; по рынку прошла новая волна слухов о том, что любимый менеджер Путина Миллер вот-вот заберет у ТНК-BP Ковыкту, в Госдуму внесли закон об ограничении иностранных инвестиций в 39 отраслей промышленности. И другой - о создании корпорации "Нанотех", и теперь нанотехнологии (или, по крайней мере, бюджетные деньги на их создание) отойдут не кому-нибудь, а близкой Путину семье Ковальчуков. Как сказал на форуме президент Путин: "Мы ведем себя очень ответственно и намерены таким же образом вести себя и в дальнейшем".

Герман Греф и его министерство отчитались в выполнении социалистических обязательств по привлечению иностранных инвестиций. Но оглашенный им список выглядит комично. А экономические процессы, происходящие за пределами форума (распродажа остатков ЮКОСа, угольный передел, проблемы ТНК-ВР), на порядок важней проблемы строительства за 100 млн дол. сборочного производства малолитражек "ситроен".

Благодаря нефтяным деньгам, Россия является хорошим рынком сбыта, в котором можно наладить отверточную сборку или производство чипсов. А, благодаря государственному телевидению, Санкт-Петербургский экономический форум вполне может конкурировать с XXV съездом партии: разве что светских развлечений да радостей жизни в нем больше.


http://ej.ru/?a=note&id=7163

13.06.2007


Док. 368518
Перв. публик.: 13.06.07
Последн. ред.: 11.09.07
Число обращений: 250

  • Латынина Юлия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``