В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Мельников в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы`, 23 августа 1999 года Назад
Иван Мельников в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы`, 23 августа 1999 года
С. КОРЗУН: Вспомнили мы вдруг 23 августа, что остается примерно неделя до начала нового учебного года. Свои-то дети есть школьного или институтского возраста?

И. МЕЛЬНИКОВ: Есть, у меня трое детей.

С. КОРЗУН: И все в школьном и институтском возрасте?

И. МЕЛЬНИКОВ: Нет, один закончил университет, второй учится на втором курсе, а дочка перешла в шестой класс.

С. КОРЗУН: Значит, если мы говорили: "для первоклассника 2300 рублей, для старшеклассника на тысячу больше, для институтского товарища, наверное, еще больше," - это Вам обойдется баксов в триста - подготовка к 1 сентября.

И. МЕЛЬНИКОВ: Да, подготовка к 1 сентября стоит недешево. Кстати, я должен сказать, что студент, может быть, даже меньше тратит на подготовку к новому учебному году в силу разных обстоятельств.

С. КОРЗУН: А что? У нас бесплатное образование высшее, а начальное и среднее уже не такое уж бесплатное?

И. МЕЛЬНИКОВ: Тоже бесплатное, но дело в том, что если взять проблему обеспечения учебниками школьника и студента - она решается по-разному. В вузах все-таки еще решают эту проблему самостоятельно. В школах, в силу того, что бюджетного финансирования практически нет, школьников обеспечить учебниками не могут и все это ложится на плечи родителей.

С. КОРЗУН: Так что на родительском обеспечении?

И. МЕЛЬНИКОВ: Да, полностью на родительском обеспечении.

С. КОРЗУН: Приходится, на самом деле? Что в вашей школе для младшего приходится делать? Что покупать или деньги сдавать, родительский комитет собирает деньги - или как у вас?

И. МЕЛЬНИКОВ: Нет, учебники мы полностью выкупаем сами, все так называемые школьно-письменные принадлежности сами, ну и все сопутствующее, как и все родители, нужно купить детям к началу учебного года.

С. КОРЗУН: А школа элитная, наверное, какая-нибудь?

И. МЕЛЬНИКОВ: Поскольку я сам сотрудник Московского университета и живу в главном здании МГУ, то есть гимназия при Московском университете - она в этой гимназии и учится.

С. КОРЗУН: И что, даже для своих детей бесплатно ничего? МГУ-то, наверное, выживает как-никак?

И. МЕЛЬНИКОВ: Ну что значит "бесплатно ничего"? МГУ для своих сотрудников, конечно, большую скидку делает, но все равно, какую ни делай эту скидку, все равно затраты довольно большие.

С. КОРЗУН: Госдума - орган законодательный. Все у нас с законами об образовании нормально?

И. МЕЛЬНИКОВ: Ну, сказать, что все нормально, было бы, наверное, неправильно. Но в то же время за последние четыре года создана хорошая законодательная база в области образования. Кстати, должен сразу сказать, что она создавалась вместе с педагогическим сообществом. У нас принцип работы такой: ни один закон, который разрабатывается в нашем комитете, не выходит даже на первое чтение, на обсуждение до того, как мы не получим добро, согласие педагогического сообщества и всех регионов.

С. КОРЗУН: Это вроде как голосуют они между собой?

И. МЕЛЬНИКОВ: Есть разные формы апробации законов: это конференции, это парламентские слушания, в конце концов, это обсуждения в регионах и отзывы, которые они нам присылают. Так вот, за эти годы в области образования.... Вначале, в 96-м году, подписана новая редакция закона об образовании - это основной закон, который регулирует образовательную деятельность Российской Федерации.

С. КОРЗУН: У нас бесплатное осталось образование или нет? По закону?

И. МЕЛЬНИКОВ: У нас бесплатное образование, по закону, среднее бесплатное образование и на конкурсной основе высшее образование бесплатное. В августе 96-го года вышел закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, в 96-м же году вышел закон о выплате пенсий за выслугу лет работникам образовательных учреждений - за что нам педагоги, которые довольно долго работают в школе и всю свою жизнь отдали преподаванию, очень благодарны. Недавно вышел закон о сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений, мораторий на их приватизацию. Так что законодательная база неплохая, но, к сожалению, многие законы, точнее, не законы, а ряд норм, которые прописаны в этих законах, не действуют.

С. КОРЗУН: Например.

И. МЕЛЬНИКОВ: Ну, большинство норм, которые регулируют финансирование системы образования, не действуют.

С. КОРЗУН: То есть законодательная база нормальная, а материальная не подведена еще, мягко говоря?

И. МЕЛЬНИКОВ: Я думаю, что это большой вопрос к исполнительной власти все-таки. Когда обсуждали отставку Виктора Степановича Черномырдина и почему Дума дважды за него не проголосовала, очень много высказывали политических мотивов, но как-то за скобками осталась, мне кажется, одна из главных претензий, которая была высказана в его адрес, в том числе, со стороны нашего комитета и ряда других комитетов, - это, что исполнительная власть грубо попирала действующие законы и не исполняла эти законы.

С. КОРЗУН: А если денег нет, как их исполнять? Может быть, и Дума могла бы подумать, какие деньги направить под это? Если не заложено в бюджет, то как же исполнять-то?

И. МЕЛЬНИКОВ: Вы знаете, принятие закона - это процедура непростая. На каждый закон мы получаем заключение правительства, чтобы принять закон, он трижды проходит в Государственной Думе, в Совете Федерации. В конце концов, далеко не каждый закон подписывает президент. Я бы мог привести ряд очень важных законов, которые президент за эти годы не подписал. Так все-таки те нормы, которые записаны в принятых и подписанных законах - они реальны. Другое дело - что исполнение этих законов автоматически влекло необходимость изменения - то, о чем мы сейчас говорим, - так называемого социально-экономического курса, который проводится в стране. А вот этого исполнительная власть делать не хотела. Она шла на нарушение, неисполнение законов ради сохранения того курса, который она выбрала и который последовательно проводила в жизнь, и мы видим, до чего этот курс нас сейчас довел.

С. КОРЗУН: Но ведь бюджет в руках Думы, представляет его, конечно же, правительство, а утверждает-то, конечно же, Дума.

И. МЕЛЬНИКОВ: Готов и по этому поводу дать свои пояснения. Дело в том, что тот бюджет, который мы получаем от правительства, кардинально переработать нельзя. Можно внести в него какие-то коррективы, с более или менее существенной... Все эти годы Государственная Дума, получая бюджет от правительства, что касается сферы образования, вносила в него очень существенные коррективы, и об этом большинство работников образования, кто финансируется из федерального бюджета, - я имею в виду вузы, ПТУ, техникумы - знают, и они с большой благодарностью к нам относятся. Я приведу пример по бюджету этого года. Бюджет этого года, по сравнению с бюджетом прошлого года, увеличен на 21% в сфере образования, хотя в целом расходная часть бюджета увеличена существенно меньше.

С. КОРЗУН: То есть пролоббировали, удалось?

И. МЕЛЬНИКОВ: Удалось пролоббировать, и это, я считаю, большой плюс. Еще, уже после того, как закон о бюджете был внесен в Государственную Думу, мы существенно изменили параметры финансирования зарплаты преподавателям. Потому что, оказывается, в проекте бюджета оплата труда была заложена в размере 70% от нормы, а со второго квартала планировалось повышение на 50% - то, что нужно было делать, - но не от полной зарплаты, а от этих 70%, то есть выход просто на нормальную зарплату. Мы, естественно, с этим не согласились и отдельной строкой заложили в бюджет полностью зарплату и полностью добавку с 1-го апреля. Мы в этом году, в результате работы над бюджетом, добились того, что впервые выполнен закон об образовании в части выплаты стипендий для студентов вузов. Теперь он составляет два минимальных размера оплаты труда, до сих пор мы выплачивали один минимальный размер - это где-то 85 рублей. В результате доработки в Государственной Думе мы добились того, что те средства, которые зарабатывают сами образовательные учреждения, остались в распоряжении самих образовательных учреждений, хотя была попытка исполнительной власти их централизовать, обобщить, ну а там... Может быть, что-то к ним назад вернулось, а скорее всего, ничего не вернулось. Это не значит, что все нормально с бюджетом. Масса проблем, и главные проблемы, которые не решены в бюджете, - это оплата коммунальных платежей для образовательных учреждений.

С. КОРЗУН: Вопрос на пейджер: "Будут ли изменения в оплате труда преподавателей вузов?".

И. МЕЛЬНИКОВ: Небольшие изменения произошли совсем недавно: оплата труда была увеличена в полтора раза. Я повторяю, что эти средства в полном объеме заложены в федеральном бюджете отдельной строкой и никто не может эти деньги расходовать никак по-другому. Но и то повышение, которое произошло, - оно, конечно, недостаточно и мы это понимаем. Трижды Государственная Дума принимала закон об оплате труда педагогических работников. Речь шла о том, чтобы этот закон прописывал механизм реализации того положения, которое было записано в Указе No1 президента, где речь шла о том, что оплата труда профессорского-преподавательского состава, преподавателей школ, учителей школ должна быть не менее средней в промышленности. Мы трижды этот закон принимали, прописали, на мой взгляд, достаточно аккуратно и реалистично механизм введения этого закона в действие, но, к сожалению, один раз Совет Федерации, а дважды президент наложил вето на этот закон, и он не вышел в свет.

С. КОРЗУН: Образование бесплатное, среднее, по крайней мере, и конкурсное высшее. Тем не менее, родители тратят довольно большие деньги. Может быть, отказаться то этого остатка советского строя - бесплатного образования? Может быть, действительно, сделать его платным и тогда вопрос с коммунальными услугами и с зарплатами преподавателям решится, не надо будет репетиторствовать, тяня из себя последние жилы, а можно будет нормально с работать этим. Стоит или не стоит?

И. МЕЛЬНИКОВ: Я сторонник того, что нужно, конечно, не переходить к платному образованию, а выполнять те нормы, которые записаны в Конституции, которая действует сейчас в Российской Федерации, в тех законах, которые сейчас действуют в Российской Федерации. А если говорить по существу, то идея платности образования - она постоянно витает. И не один раз разные составы правительства - в основном инициатива исходила от правительства Черномырдина и Киреенко - выбрасывали те или иные инициативы, которые фактически вели к переходу на платное обучение. Я имею в виду очередной этап реформирования системы образования и идею приватизации образовательных учреждений. Я должен сказать, что не только депутаты, но и все педагогическое сообщество, причем единодушно, высказалось категорически против этого. Причины, я думаю, очень простые. И сейчас с получением образования, как Вы правильно сказали, у нас очень много проблем. Но если мы перейдем полностью к платному образованию, это приведет к тому, что большая часть населения вообще не сможет обучать своих детей, не смогут дети получать образование, поскольку вы знаете о том, что большая часть населения в нашем обществе - 80 с лишним процентов - это низший класс и они вряд ли могут обеспечить своих детей платным образованием.

С. КОРЗУН: У нас совсем нет людей, которые не охвачены образованием? Ну, понятно, что в некоторых семьях могут отдельные находиться, кто никуда не отдает - я имею в виду северные регионы...

И. МЕЛЬНИКОВ: К сожалению, у нас очень много детей, которые не охвачены образованием. И это большая беда для нашего сегодняшнего общества. И беда еще в том, что наше государство находится в таком состоянии, что даже нет точной статистики, сколько таких детей. Даже официальные органы власти - я имею в виду представителей Министерства образования, представителей правительства - высказывают разную цифру: от 500 тысяч детей школьного возраста не посещают школу до 4 млн.

С. КОРЗУН: Причины экономические или другие?

И. МЕЛЬНИКОВ: Причины экономические, причины - неблагополучные семьи, которые тоже, конечно, возникли в основном из экономических причин. Причина в том, что разрушена сеть дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного профессионального образования, дополнительного дошкольного образования, в том, что многие дети вообще без присмотра.

С. КОРЗУН: Вопрос на пейджер: "Как вы относитесь к платным переэкзаменовкам в вузах?" А что, хороший вопрос: если учишься плохо, то - чего уж там - за экзамен плати дополнительно.

И. МЕЛЬНИКОВ: Я к этому отношусь не просто негативно. Это незаконно, это неправильно. Естественно, что в системе образования не может быть так, что у студента все идет гладко и он все экзамены, все зачеты сдает с первого раза. Естественно, что бывают ситуации, когда он получает неудовлетворительную оценку, и все это учитывается, закладывается, и студент должен пересдавать это все в рамках того финансирования, которое выделяется вузу из государственного бюджета. Поэтому я к этому отношусь крайне негативно. Более того, когда мы узнаем о таких фактах, мы стараемся сначала с ректором напрямую, если с ректором не удается, через Министерство образования внести поправки, коррективы, и все-таки этого не допускать.

С. КОРЗУН: А почему все-таки? Государство тратит деньги на обучение этого студента, и если он не хочет учиться, хотя бы часть возместить того, что государство вложило в него?

И. МЕЛЬНИКОВ: Насчет того, что не хочет учиться - я с этим согласиться не могу. Недавно закончился новый прием в высшие учебные заведения, и статистика говорит о том, что количество молодых людей, кто хочет получить образование, из года в год растет, и абсолютные цифры, и даже конкурс в высшие учебные заведения немного, но растет. Причем речь идет не только о специальностях "журналисты", "экономисты", но и о многих технических специальностях. Это значит, стремление есть, молодые люди хотят учиться, и я как преподаватель вуза могу подтвердить, что действительно, молодые люди хотят учиться. Но процесс обучения - сложный процесс, особенно на младших курсах. Этот переход от средней школы к высшей - он сложный переход, и не каждому молодому человеку удается легко этот барьер преодолеть. И не нужно уж такие драконовские меры по отношению к студентам. Нужно ему дать право на ошибку. Мы, кстати, важный еще один закон приняли, вопреки тому проекту, который внес президент: мы студентов освободили на время учебы от службы в армии. И даже там мы заложили право на ошибку для студента. Если студент решил поменять свою профессию или вуз, мы считаем и в этом случае право на отсрочку от службы в армии должно сохраниться. Правда, мы такую ошибку допускаем однократно. В вузах, как правило, разрешается пересдача одного экзамена три раза. Это нормально. Если сверх этих трех раз - можно думать о том, что либо студент неспособен и вообще его надо исключать и предлагать ему обучение в другом вузе, либо, действительно, искать какие-то другие формы оплаты дополнительных услуг, которые он должен получить.

С. КОРЗУН: Заседает Госдума скоро?

И. МЕЛЬНИКОВ: Первое заседание в середине сентября начнется.

С. КОРЗУН: Так что и у Вас каникулы скоро кончаются. Но до этого еще своих детей отправите в школу и в институт. Спасибо, удачи Вам.


"Эхо Москвы"
23.08.1999
http://www.cprf.info/interviews/5465.shtml

Док. 368465
Перв. публик.: 23.08.99
Последн. ред.: 11.09.07
Число обращений: 434

  • Мельников Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``