В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Мельников: Других сил сегодня нет Назад
Иван Мельников: Других сил сегодня нет
Компартия - это не отдел администрации президента по работе с оппозицией. Так заявил в беседе с обозревателем "Политбюро" Виктором Хамраевым зампред ЦК КПРФ Иван Мельников

- Ваша думская фракция уже в который раз напоминает, что собрала подписи 125 депутатов, которые не доверяют правительству, но вопроса ребром так и не ставит. По регламенту достаточно и 90 подписей, чтобы вынести на пленарное заседание Думы вопрос о доверии кабинету Михаила Касьянова. То есть процедура проста и хорошо вам известна. Чего же вы тянете?
- Когда мы почувствуем, что ситуация для расставания с кабинетом Касьянова в должной степени подготовлена, тогда и вынесем вопрос на голосование.
- Выходит, у вас есть все законные возможности ставить вопрос об отставке правительства. Но вы избегаете официальной процедуры, предпочитая грозить со стороны. Это что, PR-ход?
- Если бы нам был нужен такой PR, мы бы уже поставили вопрос на голосование, зафиксировали 150-160 голосов "за", а потом рассказывали: "Мы вопрос поставили, нас тут не поддержали, вот теперь и получайте от этого правительства холод, голод и телевизионную пыль в глаза". Но у нас другая цель - мы хотим использовать все возможности, чтобы реально отправить это правительство в отставку. И мы тщательно продумываем план действий для достижения нужного результата. Постараемся оказать такое давление граждан на депутатов других фракций, что у "народных избранников" не останется выбора.
- Депутатское большинство в нынешней Думе - пропрезидентское и проправительственное. Давление граждан ему - нипочем.
- Было нипочем. Примерно с ноября прошлого года все депутаты, в том числе и думское большинство, стали все чаще задумываться о будущих выборах и о реакции избирателей на их голосования. Даже во фракции "Единство" нет теперь прежнего единства при голосовании. И чем ближе выборы, тем сильнее будут дробиться голоса внутри проправительственных фракций. Давление на них "снизу" можно осуществлять и через региональные законодательные собрания, ведь именно на регионы власть спихивает сейчас все кричащие проблемы, и через профсоюзы, и через трудовые коллективы. Но мы не собираемся оттягивать вынесение вотума недоверия правительству до выборов. Постараемся начать процедуру в конце февраля.
- На эти же дни намечена всероссийская акция протеста сразу трех профсоюзов: работников образования, здравоохранения и культуры. Однако профсоюзные протесты не свергали правительства даже в тяжкие для экономики времена. Отправить правительство в отставку может только президент. Вы полагаете, что к концу февраля Владимир Путин будет готов к расставанию с кабинетом Касьянова?
- Будем делать все, чтобы добиться нужного результата, несмотря на все разговоры о том, что это - нереально.
- Если такое и станет реальным, то вряд ли по причине невыносимого "давления снизу". В высших эшелонах власти многое решается в ходе аппаратных битв между различными группировками, желающими влиять на президента. Ваша инициатива помимо вашей воли может быть использована в чужой игре.
- В какой-то степени это неизбежно. Любую ситуацию какая-нибудь группировка всегда стремится использовать в своих интересах. Но нас будет волновать только одно - чтобы на смену нынешнему непрофессиональному правительству пришло правительство национальных интересов. Без такого правительства дело кончится плохо и для страны в целом, и для каждого гражданина в отдельности.
- Под "правительством национальных интересов" вы, конечно же, имеете в виду свое, так называемое теневое правительство?
- Вообще-то мы выступали и выступаем за то, чтобы в стране формировалось профессиональное правительство, действующее в интересах государства и всех граждан, за то, чтобы правительство формировалось парламентским большинством, за то, чтобы было реальное разделение властей. Нынешняя исполнительная власть намерена работать исключительно с послушными ей фракциями в Думе. Нам же предлагается своеобразная модель - пусть КПРФ будет отделом администрации президента по работе с оппозицией. Не дождутся.
- Ходят слухи, что ваша партия уже стала таким отделом по работе с оппозицией.
- На то они и слухи, чтобы ходить. Если ходят, значит, все обстоит совсем не так, как передают слухи. Соглашательство с разрушительной политикой нынешней власти для нас невозможно. Именно поэтому против нашей партии разрабатывают самые изощренные планы с целью спровоцировать внутренние конфликты, отвлечь от реальных проблем и в итоге ослабить наши позиции в обществе и на предстоящих выборах.
- Вы имеете в виду конфликт с Исполкомом НПСР?
- О причинах этого конфликта ясно и открыто сказано в последнем Постановлении Президиума ЦК КПРФ. Исполком шаг за шагом превышал свои полномочия хотя это всего лишь исполнительный орган. В НПСР входят 14 организаций, поэтому политические решения принимает орган коллегиальный - Координационной совет. Так, "кабинет министров" Народно патриотического союза России может формировать только этот высший руководящий орган движения. Исполком же в обход Координационного совета сформировал свой "теневой кабинет", создал при себе Центр избирательных кампаний и Координационный совет СМИ. В итоге НПСР стала нарастать угроза двоецентрия, и Президиум ЦК был вынужден потребовать большей ответственности с коммунистов, работающих в народно-патриотическом движении.
- Все инициативы Исполкома наверняка исходят от его председателя Геннадия Семигина. Как человеку дела г-ну Семигину, по всей видимости, недостаточно руководит вспомогательной структурой.
- В постановлении Президиума ЦК КПРФ фамилии Семигина нет. И мне не хотелось бы обсуждать позицию отдельных личностей. Скажу лишь, что, по мнению членов Президиума, ряд шагов со стороны Исполкома облегчает власти задачу расшатать НПСР и столкнуть КПРФ с ее принципиальных позиций на путь соглашательства с губительной для народа политикой.
- Геннадий Семигин, можно сказать, представитель бизнеса. Он не член КПРФ, но с его помощью ваша партия наверняка решает финансовые вопросы. А кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку.
- С представителями бизнеса у нас свои взаимоотношения. В тех вопросах, где интересы совпадают, мы объединяем усилия, поддерживаем друг друга. Например, мы заинтересованы, чтобы отечественному товаропроизводителю был дан зеленый свет. Мы заинтересованы в том, чтобы не душили средний и малый бизнес. Мы за реальную демократию и защиту прав и свобод граждан. Но партия категорически против того, чтобы вмешивались в наши внутренние дела, выставляли какие-то неприемлемые политические условия и использовали финансовые вопросы для решения вопросов политических.
- Извините, но складывается ощущение, что вашу партию в принципе не устраивают самостоятельные политические личности. Слишком много известных стране людей в вашем стане разошлись в последнее время с генеральной линией партии.
- Я считаю, что в партии должна быть атмосфера открытого обсуждения, возможность высказывать и отстаивать свою позицию. Но нарушать выработанные в итоге решения, не уважать Устав и не соблюдать дисциплину непозволительно ни "известным стране людям", ни "рядовым членам партии". Повторяю, с приходом Путина и его команды власть активнее, чем прежде, стремится столкнуть партию с принципиальных позиций и выбирает для этого слабые звенья. Звенья такие есть. И причин тому много. Накопившаяся усталость, проверка властью... Десять лет тяжелой борьбы - это не просто. Поэтому и появляются люди, склонные пойти по пути соглашательства с властью.
- Мне всегда казалось, что любая организация обречена, если она избавляется от тех людей, с которыми возникают разногласия.
- Согласен, но разногласия разногласиям рознь. Например, Геннадия Селезнева исключили из партии не за разногласия, а за отказ выполнить принятое партией важное политическое решение. С Исполкомом
НПСР возникло трудно преодолимое разногласие по вопросу формы участия в будущих парламентских выборах. Исполком буквально навязывал нам блок КПРФ- НПСР, не имея точной юридической оценки возможных последствий.
- Неужели от объединения вашей партии с вами же созданным движением на выборах для вас же возможны неприятности?
- Мы обязательно пойдем на выбор вместе с нашими союзниками, но орган зационно-правовая форма такого союза должна быть тщательно продумана. Блок КПРФ-НПСР может поставить под угрозу саму возможность участия КПРФ выборах. НПСР - юридическое лицо, созданное при нашем участии. КПРФ - коллективный член НПСР. В законе о политических партиях говорится, что партия может создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями "без" образования юридического лица. То, что рядовым партийцам разрешено, партии в целом не разрешается. И нам до сих пор ни в ЦИКе, ни в Минюсте не разъяснили, нарушает ли закон КПРФ, оставаясь коллективным членом НПСР. Схожие проблемы, насколько мне известно, есть у СПС, у "Яблока". На просьбу дать трактовку этой норме закона Минюст прислал своеобразный ответ: трактовать норму должен тот орган, который принимал закон, то есть Дума. Легко догадаться, какую трактовку даст нынешнее прокремлевское большинство Думы в разгар избирательной кампании. Другая проблема кроется в тонкостях закона о выборах. По новым правилам избирательным блоком является союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем с двумя или одним общероссийским общественным объединением. То есть две партии и одно общественное объединение или одна партия и два объединения. Таким образом, в избирательный блок вправе объединяться не больше трех организаций. В НПСР входят, как я уже говорил, 14 организаций. И если создать блок КПРФ-НПСР, не упрекнут ли нас в том, что мы специально создали промежуточную структуру, и не снимут ли на этом основании с избирательного марафона? Не можем мы себя и тех, кто видит в нас последнюю надежду на исправление ситуации в стране, подвергать такому неоправданному риску. Кстати, при желании можно будет придраться даже к названию КПРФ-НПСР. Закон требует, чтобы в названии избирательного блока было не больше семи слов. И это далеко не весь перечень юридических нюансов.
- И все же, расставаясь с известными личностями, не теряете ли вы избирателей? Личности не сидят, сложа руки, создают собственные партии и тоже готовятся к выборам.
- Еще неизвестно, кто создает эти партии: сами "личности" или же - при их участии
- президентская администрация. То, что создано для Геннадия Селезнева или для внука Леонида Брежнева, - это партии-муляжи. Ни та, ни другая партия для КПРФ не опасны, так как они находятся в тисках естественных противоречий. С одной стороны, они должны обслуживать власть, с другой - показывать, будто действуют в интересах большинства граждан. Это несовместимые задачи.
- Но есть еще Народная партия, имеющая в нынешней Думе 50 депутатов-одномандатников. Точно не муляж.
- Думаю, и этой партии не удастся целый год быть овцой и волком одновременно. В последнее время Народная партия красуется как завалившая реформу жилищно-коммунального хозяйства защитница народа. На самом деле представители этой партии просто воспользовались тем, что у избирателей не всегда есть возможность : узнать точные результаты голосования. У меня такая возможность есть. Так вот, со времени первого обсуждения этого закона до второго прошло всего два дня, а депутатов, одобряющих закон и входящих в Народную партию, за эти два дня стало на 18 человек больше. В законе никаких изменений не произошло. Изменения произошли с представителями партии, которые по указке администрации президента кардинально изменили свои взгляды, расписавшись тем самым в их полном отсутствии.
Считаю, что кроме КПРФ и близких к нам народно-патриотических организаций, на левом фланге других серьезных политических сил сегодня нет. Только мы категорически отказываемся от соглашательства с социально-экономическим и политическим курсом президента и правительства. Только мы имеем реальную программу действий и профессиональные кадры для выведения России из кризиса. Только мы действительно знаем, как построить социально-ориентированное справедливое государство в современных условиях.
- Но россияне доверяют президенту больше, чем вашей партии.
- Все надо рассматривать в динамике, а ситуация развивается не в пользу президента. Наши позиции укрепляются, хотя электорат меняется. К сожалению, мы теряем поддержку сельского избирателя. Жизнь на селе так устроена, что простые люди во многих бытовых мелочах зависят от воли чиновника. Это сказывается и на выборах - как власть прикажет, так и голосуют. Но при этом растет поддержка среди горожан, все больше симпатизируют нам учителя, преподаватели вузов, медики - люди в трудоспособном возрасте. Растет интерес к нашим идеям среди студенческой молодежи.
- А также среди ученых. К примеру, заинтересовался вами доктор математических наук Борис Березовский, который теперь ищет контакт с вами.
- К его интеллектуальным поискам, которые он выплескивает на страницы газет, я отношусь с уважением. Другой вопрос, что средства массовой информации все эти поиски стараются свести к денежному вопросу, который для нас изначально был предельно ясным. Могу точно сказать, что вопрос финансирования не обсуждался и не обсуждается.
Меня же в этой ситуации позабавила нервная реакция власти на саму возможность подобного альянса. Власть напугана
- и напугана страшно. Почему? Известно, что Борис Березовский был соратником Бориса Ельцина, отцом-основателем "Единой России", стратегом и тактиком прихода к власти Владимира Путина. Естественно, они теперь боятся, что он расскажет обо всех тех аферах, с помощью которых они вот уже более десяти лет грабят страну и водят за нос избирателя. Но их пугает только это. Их пугает сам факт того, что люди, которые способствовали их приходу к власти, выражают им недоверие. Ведь если вынести за скобки резко негативное ношение в обществе к фигуре Березовского, можно сказать, что он отражает точку зрения определенного круга влиятельной либеральной интеллигенции.
Что же касается контактов коммунистов и "либеральных патриотов", то с нашей стороны диалог никогда и не прерывался. Мы вынесли много полезного из общения с творческой интеллигенцией, для которой именно либеральная идея имеет вес. Например, мы чаще других обращаемся к трудам философа Александра Зиновьева, публикуем его работы. Ну а теперь мы получили сигнал с обратной стороны. Думаю, это в достаточной мере закономерно. Обмен мнениями и идеями, о котором говорят Проханов и Березовский, еще никому не вредил.





Журнал "Политбюро" No6
11.02.2003
http://www.cprf.info/melnikov/articles/6484.shtml

Док. 368455
Перв. публик.: 11.02.03
Последн. ред.: 11.09.07
Число обращений: 446

  • Мельников Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``