В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Коваль: `Ужесточение надзора - идея совершенно правильная` Назад
Александр Коваль: `Ужесточение надзора - идея совершенно правильная`
Через пять лет количество местных игроков российского страхового рынка может сократиться на треть - примерно до 400 страховых компаний, рассказал специальному корреспонденту ГАЗЕТЫ Анастасии Герасимовой депутат Госдумы РФ, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. Он считает подобный сценарий объективным процессом, обусловленным и грядущей экспансией иностранных страховщиков, и масштабной корректировкой страхового законодательства.

"Временные рамки для создания нового закона о страховом деле - один год"

- Александр Павлович, в ходе весенней сессии депутаты рассмотрели блок поправок к страховому законодательству. Насколько позитивными оказались итоги работы?
- Кое-что депутатам удалось сделать - провести идею выплат из гарантийного фонда в случае отзыва лицензии страховщика, блок поправок по ОСАГО. Однако процесс идет слишком медленно. В декабре прошлого года мы внесли объемный массив поправок, подготовленных в том числе и с участием Российского союза автостраховщиков. Но две недели назад на них было получено отрицательное заключение. Хотя все, что там написано: упрощение процедуры оформления, увеличение выплат при нанесении вреда жизни и здоровью и так далее. Ровно об этом же говорилось на заседании правительства в минувший четверг. То есть теперь правительство собирается делать то, что мы сделали гораздо раньше и могли бы уже принять. В итоге я не думаю, что до конца года они успеют что-либо написать.

- Почему же так получилось?
- Есть ощущение, что у правительства не очень много желания помочь потерпевшим в ДТП или, может быть, не хватает квалификации. Здесь уже не о правительстве в целом надо говорить - страхование ведь довольно узкая отрасль, - а о наличии профильных специалистов, которые должны быть в составе правительства. Кроме того, сегодня все признают, что административная реформа до конца не завершена и была проведена слишком поспешно. Раньше нормотворческая и контрольная деятельность велась департаментом страхового надзора Минфина. Теперь правоустанавливающие функции осуществляет департамент в составе Минфина, надзор - Федеральная служба страхового надзора. Хотя в США, например, служба страхового надзора занимается нормотворчеством и выполняет контрольно-надзорные функции. И ничего. А мы вот решили изменить положение, разделив основные функции, несмотря на специфику страхового дела.

- А нет ли необходимости кардинально пересмотреть закон о страховой деятельности?
- Да, ведь он был принят еще в 1992 году. С тех пор многое поменялось. Мы сразу задали себе высокую планку исходя из того, что рано или поздно случится вхождение в ВТО, значит, придется приводить закон в соответствие с международным законодательством. Необходимо создать и модельный закон для стран ЕврАзЭС, чтобы унифицировать нормы для использования на пространстве СНГ. Говорить об этом начали еще года три назад. Я же еще и председатель общественного совета исполкома СНГ по страхованию. В сентябре едем в Казахстан, там самое продвинутое страховое законодательство. Мы берем все, что есть там, в Эстонии и Латвии, некоторых других странах. Временные рамки для создания нового закона о страховом деле - один год. Главное, сделать его таким, чтобы минимум лет 5-7 к закону не возвращаться вовсе. Насколько основательной редактуре подвергнется нынешний вариант закона, будет ясно недели через три.

"ВСК, страховавшая риски Петелинской птицефабрики, просто обязана подать регрессный иск"

- Каким образом повлиял последний энергокризис на состояние страхового рынка?
- Регрессных исков к РАО "ЕЭС" от страховщиков не было из-за того, что в этой сфере не было застрахованных объектов. Энергосистема либо ее отдельные объекты могли страховать свою ответственность за сбой в подаче электроэнергии. Либо сами потребители энергии могли застраховать свое производство от перерывов в работе в связи с тем, что не было подачи электроэнергии. Видимо, ни те, ни другие не застраховались. Прецедент - Петелинская птицефабрика в Подмосковье. Страховщики, выплатив возмещение фабрике, вправе предъявить регрессный иск к тому субъекту энергосистемы, который за это ответственен. Я думаю, что ВСК (Военно-страховая компания. - ГАЗЕТА), страховавшая риски птицефабрики, просто обязана подать регрессный иск. Иначе всякий коммерческий смысл в деятельности теряется. Впрочем, надо смотреть условия договора.

- Есть ли основания полагать, что в связи с энергокризисом у страховщиков появится больше клиентов?
- Я думаю, речь нужно вести о том, что энергетики должны были застраховать ответственность перед потребителями. Однако эти затраты нельзя отнести на себестоимость. Если б это был обязательный вид страхования, тогда бы действовал режим льготного налогообложения в рамках Налогового кодекса. Сегодня страховые компании, может быть, и готовы были бы взять на себя риски, связанные с энергопотреблением. Но эти риски никто объективно не исследовал, а ответственность высока. На примере Москвы мы знаем, что ущерб был огромным, хотя суммы называются разные - и 600 млн. рублей, и миллиарды. Значит, есть проблема установки адекватной тарифной ставки - мало необходимых данных. Может быть, эта услуга и вовсе не по силам энергетическим компаниям, если только эти затраты не будут относиться на себестоимость. Поэтому, возвращаясь к итогам сессии, мы рассматривали и закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", а энергетика - это опасные объекты. Думаю, в осеннюю сессию закон может быть принят. Мы долго с ним работали, было несколько совещаний с заинтересованными министерствами и ведомствами, была подготовлена исправленная версия. Сейчас ответственным за него является Минфин РФ, все согласования уже собраны и, по моим данным, заключение правительства должно быть положительным.

"Зарубежные страховщики не торопятся с принятием решений"

- Возвращаясь к пересмотру законодательства о страховом деле в связи с вступлением в ВТО. Чем может обернуться интерес западных игроков для российских страховщиков?
- Усилением конкуренции, что должно их подстегнуть к более качественной работе, увеличению степени надежности. С другой стороны, нашему рынку и старейшим компаниям постсоветской эпохи не так много лет. Опыт некоторых из западных игроков насчитывает несколько сотен лет. Плюс финансовая мощь. Но слабое место зарубежных игроков - незнание местных нюансов и специфики. Пока нельзя говорить о повальном интересе западных страховщиков к нашему рынку. Скажем, по одной компании из каждой страны. Сейчас они изучают рынок, открывая здесь свои представительства. Впрочем, с руководством AVIVA, намеревающейся в ближайшее время открыть свое представительство в Москве, мы впервые встречались полтора года назад. Так что зарубежные страховщики не торопятся с принятием решений.

- Какими сегментами рынка интересуются западные страховщики в первую очередь?
- Прежде всего они собираются работать в сфере реального страхования жизни. Этот рынок развит менее всего. По разным оценкам в России 10-14% населения думает о будущем вложении денег. Актуально и корпоративное страхование жизни, когда за работника платит работодатель. Таких работодателей немного. Это в основном крупные корпорации. Так или иначе, иностранцы строят свою стратегию из расчета первые 5-7 лет работать себе в убыток.

"На рынке останется не более 400 российских компаний"

- Некоторые из страховщиков полагают, что ужесточение норм и требований к страховщикам связано с тем, что расчищается место для пришлых компаний. В свою очередь, надзорные органы уверяют, что речь идет исключительно об оздоровлении рынка. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
- Надзор прав. Период становления прошел и теперь надо нормально работать. На рынке места для слабых компаний или созданных для выполнения сиюминутных задач нет. Поэтому ужесточение надзора - идея совершенно правильная, хотя в итоге количество компаний и сокращается. Известно, что в прошлом году были отозваны лицензии больше чем у 200 компаний из-за невыполнения нормативов по уставному капиталу. А эти нормы с каждым годом становятся все строже. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы еще часть компаний лишится лицензий. Не менее 200 соответственно, я думаю.

- Не могли бы вы назвать основные точки роста для страхового рынка?
- Во-первых, страхование жизни. В этом сегменте страховой рынок будет расти параллельно росту уровня жизни. Кроме того, автострахование. Обязательное страхование эксплуатирующих опасные объекты тоже можно считать точкой роста. Однако эти направления дадут возможность подняться крупным и средним компаниям. Мелкие вряд ли смогут им заниматься - высока ответственность.

- Какое количество российских компаний может остаться на рынке лет через пять?
- Я думаю, на рынке останется не более 400 российских компаний. Но это не значит, что люди из страховой отрасли останутся без работы. Просто рынок ждет перераспределения за счет слияния ряда мелких компаний и поглощения их более крупными, в том числе и западными. Это процесс объективный. Но есть и другие примеры. В Германии неплохо чувствуют себя и мелкие страховщики, мелкие по любым меркам. Но они работают уже по 100 лет, им доверяют, их все знают. И они еще долго будут работать.



"Газета",

2005-07-12

Док. 368102
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 10.09.07
Число обращений: 335

  • Коваль Александр Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``