В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как продается сталь. В студии радиостанции `Маяк` Владимир Рудашевский и Валерий Зубов Назад
Как продается сталь. В студии радиостанции `Маяк` Владимир Рудашевский и Валерий Зубов
Наконец мы с вами узнали, что на самом деле означает глобализация. Это не просто присутствие на нашем рынке прохладительных напитков, произведенных за океаном, это еще и выход наших компаний на глобальные рынки. Одна такая история разворачивается на наших глазах. "Северсталь" и "Арселор", крупнейшая российская компания и крупнейшая европейская компания, еще недавно объявили, что они сливаются, даже условия были одобрены. Теперь выясняется, что индиец Миттал перебил эту сделку. Правда, миноритарные акционеры - трудовые коллективы и профсоюзы "Арселора" выступают за слияние с "Северсталью".

Почему мы с таким интересом следим за этим событием, что эта сделка или ее отсутствие даст России, мы и попробуем разобраться. У нас в студии Владимир Рудашевский, заместитель председателя комитета РСПП по промышленной политике и Валерий Зубов, член Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.

- Для меня, человека равноудаленного и от "Северстали", и от "Арселора", чрезвычайно интересен вопрос, почему это событие вызвало такой интерес в России. Почему почти все, за исключением президента, посчитали необходимым высказаться? Действительно так необходимо, так нужно России слияние "Северстали" с "Арселором"?

РУДАШЕВСКИЙ: Слиться "Северстали" с "Арселором" не так важно, а важен выход на мировые рынки и завоевание там определенных ниш. Покупают те или иные предприятия или акции тех или иных предприятий не из-за собственности, а из-за той ниши рынка, которую эти предприятия имеют. Поэтому, конечно, этот интерес был связан именно с этим, с тем, что российские компании выходят на мировой рынок, начинают там проявлять себя чрезвычайно активно. И с учетом ближайшего вхождения в ВТО такие компании будут некоей опорой России на мировом рынке. На них будут смотреть, по ним будут равняться.

Что касается самой "Северстали", ее возглавляет один из лучших менеджеров России, я в этом просто глубоко убежден, кстати, учившийся в Америке и знающий теорию рынка, и тем более хорошо знающий практику. Лично для него наверняка это тяжелый удар в смысле даже не амбиций, а в смысле затрат труда огромных. Но как менеджер, я уверен, он абсолютно готов был к такому решению, и он не новичок на рынке, он будет и дальше бороться на этом рынке. И мы еще не знаем, чем это закончится.

- Это если смотреть с точки зрения экономики. В комментариях указываются и политические мотивы. Они действительно присутствуют, на ваш взгляд?

ЗУБОВ: Эта сделка достойна того, чтобы ее очень аккуратно обсуждать, и отслеживать, и набираться опыта. Она первая такого рода. Хотя по отдельности наши компании приобретали собственность за рубежом, тот же ЛУКОЙЛ в Америке, та же "Северсталь", и были попытки "Газпрома" войти на потребительский рынок газа. Но это по своим масштабам, размерам и интриге, конечно, высвечивает многие проблемы более четко. Прежде чем более конкретно отвечать, я хотел бы три момента отметить. А то мы несколько однобоко рассматриваем проблему.

Первое. Во всем мире существует протекционизм государства или взаимодействие его со своими компаниями. Во всем мире правительство - это как менеджмент у бизнеса, который является акционером. Население является акционером. И поэтому 15 лет назад невозможно было представить, чтобы приобрели серьезную собственность в Японии какие бы то ни было гиганты. Там не было иностранной собственности. Вот такую политику проводила Япония. Хотя и чистый капитализм, и демократия и т. д. И только когда вошли в стадию стагнации, то на все согласились, в том числе пустили в "Ниссан" "Рено". Поэтому рассматривать вне политических действий государства такого рода сделки невозможно. И наша сторона неизбежно будет участвовать, и Люксембург будет участвовать, и Европейское сообщество будет участвовать. Это нормально.

Второе. Все-таки надо понимать, что, если произойдет альянс - шанс на это остается, хотя все меньший - "Северстали" с "Арселором", это будет люксембургская компания. Это уже не будет российская компания, там она будет иметь меньший пакет. Как частный инвестор, как частный собственник, конечно, Мордашов станет фигурой мирового уровня, но это уже будет зарубежная компания. Это тоже надо понимать.

И третье. Обсуждая все плюсы и минусы чисто делового характера сделки, не надо забывать, что здесь надо обсуждать и такую проблему: а где и как будут платиться налоги, как будет жить Вологодская область, у которой это градообразующее для всей области предприятие, что там изменится. Я думаю, что у большинства работников "Северстали" ситуация улучшится, потому что поднимутся общие стандарты и по зарплате, и по социальному обеспечению, но их численность наверняка сократится. И вот эти аспекты тоже сейчас надо обсуждать, чтобы так не получилось, что мы боролись за какую-то победу, получили эту победу, а оказалось, что это пиррова победа. Давайте ее пошире обсуждать. Она, эта сделка, того достойна.

И последнее, что я хотел бы сказать. При любом исходе этой сделки все равно это классно. Классно, что за каких-то 15 лет в России появились игроки мирового уровня в бизнесе. Вот это тоже не надо забывать.

- Действительно, есть много аспектов в этом деле. Вот один из них. Для меня загадка, почему спикер Государственной Думы Борис Грызлов говорит о том, что присутствуют двойные стандарты, что Россию не пускают на рынок только потому, что она Россия. Потому что когда я читаю, как развиваются события, складывается впечатление, что это нормальная бизнес-игра. Могли не договориться, мог какие-то более выгодные условия предложить Миттал. То есть это все-таки бизнес-игра, и зачем вовлекать политику, я не очень понимаю.

ЗУБОВ: Ну естественно, есть двойные стандарты. Но они во всем и всегда. Если у вас есть кредитная история, вы приходите в банк, то вы получаете под один процент кредит, если кредитной истории нет - под более высокий. Пять лет назад наши компании брали более дорогой кредит, сейчас он стал снижаться, потому что появилась кредитная история. Как у нас проходила приватизация - это же вопрос. Это риски для тех, кто объединяется с нашими компаниями. Просто мы должны побороться за то, чтобы эти двойные стандарты ушли, но здесь не только их надо обвинять. Надо и самим поработать над своим бизнес-климатом, политической системой, этическими нормами поведения. Они есть, двойные стандарты: для того, кто более прозрачен, одни, для того, кто менее прозрачен, другие. Мы, к сожалению, пока менее прозрачны.

- Владимир Давыдович, действительно перед нами стена стоит?

РУДАШЕВСКИЙ: Что касается того, что нас не пускают на рынок: конечно, не пускают. Любого крупного игрока на рынке не ждут. Его боятся. У кого-то он отнимает часть рынка. Кто же будет его радостно обнимать? Я согласен с Валерием Михайловичем: двойные стандарты всегда есть на рынке и всегда будут. Особенно хороший пример он привел с кредитными историями. Никогда не бывает равных игроков.

Что касается того, что там стена, - не согласен. Потому что на самом деле ожидание новых игроков на рынке всегда приводит к улучшению рынка. Если это не сговор. А здесь не может быть никакого сговора. Опять-таки я согласен с Валерием Михайловичем, который обратил внимание на общий имидж России, что это какая-то сплошная бандитская страна. Существует такое представление. И мы должны сломать его. И то, что такие игроки выходят на мировой рынок, показывает, что не такая уж у нас дикая страна, если она за пятнадцать лет, а на самом деле за десять сумела вырастить таких гигантов.

- В комментариях, которые появились сразу после того, как стало известно, что сделка вроде бы срывается, такая мысль присутствовала, что вот неопытный практически мальчик пришел на этот самый глобальный рынок, и его использовали, и он в силу отсутствия опыта ничего сделать не смог.

РУДАШЕВСКИЙ: На рынке выигрывает не мальчик и не старик. На рынке выигрывает тот, кто более умелый. Я просто уверен в том, что по умелости, да и по опыту работы на рынке Мордашов не уступит никому, ни тому же индусу Митталу, ни какому-нибудь другому. Откуда взялся индус, между прочим? Тоже, кстати говоря, такой же быстро выросший бизнесмен. Ну так и замечательно. Вот два равных в борьбе встречаются. Если на ринге встречаются два боксера, мы же не говорим: э, да это мальчик! А все смотрят, насколько он умел и так далее. Так и здесь. И нашему "мальчику" это прибавит умения, безусловно, опыта, бесспорно. Но я думаю, что ничего нового он не узнал.

ЗУБОВ: На самом-то деле первым начал сделку Миттал, а Мордашов перебил ее. И только теперь уже перебивает Миттал. И не в этот раз, так в следующий раз Мордашов перебьет. Это действительно ринг, на котором нет вечных чемпионов. И если ты хочешь выходить в высшую лигу, ты должен быть готов к тому, что против тебя будут сильно играть.




Радиостанция Маяк
08/07/2006
http://zubow.ru/page/1/89_1.shtml




Док. 367923
Перв. публик.: 08.07.06
Последн. ред.: 10.09.07
Число обращений: 375

  • Зубов Валерий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``