В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тарифная политика: неотложные меры Назад
Тарифная политика: неотложные меры
В марте во многих городах России прошли массовые митинги протеста против роста тарифов и нового Жилищного кодекса. Если пять лет назад регулирование тарифов было технической задачей, два года назад - экономической, то сейчас оно все больше приобретает политическую окраску.

Незапланированная инфляция

За первые два месяца нынешнего года инфляция составила 4 %. Свою лепту в ее раскручивание второй год подряд вносит ЖКК. В начале 2006 г. рост тарифов в этом секторе составил 15 %. Значительно подорожали услуги естественных монополий для населения: электроэнергия - на 16,5 %, (хотя законом установлен предел в 9%), газ - на 9,5 %. Оптовые цены на дизельное топливо увеличились на 6 %. По прогнозам Минэкономразвития, повышение розничных цен на нефтепродукты может достичь 20 %. Резко подорожала недвижимость - на 8 %. Теперь 1 м2 жилплощади в московской "хрущовке" обходится в 2,2 тыс. долл. Такая динамика означает, что и в этом году уровень инфляции превысит запланированные 8,5 %, которые заложены в бюджет.

Фактически Правительство РФ признало свою несостоятельность в борьбе с инфляцией. Оно называет лишь монетарную причину этого явления и предлагает традиционные меры борьбы: увеличить стерилизацию денежной массы и сдерживать рост доходов населения. Показательно, что на 2006 г. рост пенсий запланирован в размере б %.

Однако не менее значимым, а, может быть, и главным фактором инфляции, являются тарифы естественных монополий.

Проблема неплатежей

Сегодня ведутся разговоры о возможном введении внешнего управления в дотационных регионах. Однако нужно разобраться, почему большинство территорий стали таковыми. Одна из причин - налоговая система, которая искусственно сделала многие регионы дотационными. Если ввести внешнее управление, то ситуация в субъектах федерации ухудшится. Мы уверены: если бы у региональных властей было больше полномочий, в том числе в тарифной политике, то борьба с инфляцией и аппетитами естественных монополий велась бы успешнее.

В подтверждение этого тезиса можно привести следующий факт. В 2005 г. в Алтайском крае резко повысились тарифы на электроэнергию, и сразу возросли неплатежи. Администрация края подала иск в суд на "Алтайэнерго" и в ходе слушаний убедительно доказала, что тарифы были рассчитаны с нарушением действующего законодательства. Результатом судебного разбирательства стало снижение тарифов для населения.

Большинство россиян исправно оплачивает ЖКУ, но проведение прежней политики приведет в дальнейшем к росту неплатежей. Новые тарифы не по карману большим группам населения во многих регионах.

В какой-то степени эта проблема решается с помощью жилищных субсидий. Например, в Барнауле в нынешнем году около 40 % семей будут вынуждены обратиться за жилищными субсидиями, притом, что в городе практически нет безработицы.

Существует реальная возможность снизить тарифы, если уменьшить потери в системах тепло- и водоснабжения. Например, на Барнаульском водоканале до сих пор работают электромоторы, установленные в середине прошлого века. Их замена позволит уменьшить тарифы на десятки процентов. Однако для этого нужны инвестиции.

Предельные уровни не помогут

Придет ли бизнес в ЖКХ? Сегодня это весьма проблематично, потому что правительство устанавливает предельные уровни тарифов. Любой предприниматель, прежде чем выйти на рынок, должен знать, сможет ли он при своих издержках уложиться в цену, по которой у него будут приобретать услуги. Если раньше такие вопросы зачастую решались на местах, то сегодня - только в Федеральной службе по тарифам. Это сулит предпринимателю дополнительные трудности.

В нынешних условиях невозможно ограничить повышение цен на ЖКУ в 2006 г. 20 % уровнем, как было заявлено правительством первоначально. Затем этот показатель был повышен до 29,5 %, а, например, для Липецкой области - до 30 %. Но сегодня стало очевидно, что даже в этих рамках удержать рост тарифов невозможно.

Например, в г. Железногорске Красноярского края в тарифах на коммунальные услуги заложены расходы на покупку теплоэнергии (50 %) и мазута (25 %). Совокупный рост затрат только на эти цели составляет 30 %. В некоторых районах Ярославской области оплата за жилые помещения увеличилась в 2-2,5 раза, а в гг. Ярославль и Переславль-Залесский - на 44 %. Лишь в феврале этот показатель в регионе был снижен до 29 %. Однако до сих пор не ясно, кто оплатит образовавшуюся разницу. У муниципальных бюджетов на это средств нет.

В свое время субъектам федерации было предложено перейти на 100%-ную оплату услуг ЖКХ, что было сделано везде, кроме Москвы. На федеральном уровне было решено отказаться от перекрестного субсидирования тарифов. Это привело к их быстрому росту. В то же время до сих пор в налоговое законодательство не внесены поправки, которые разорвали бы порочную зависимость внутренних цен на ГСМ от мировых цен на нефть.

Попытка ограничить рост тарифов на ЖКУ, не сдерживая цены на услуги естественных монополий, ведет к обману населения и ухудшает ситуацию в ЖКХ. В отрасли остается все меньше средств на модернизацию и ремонт объектов коммунальной инфраструктуры.

Было бы правильно, если бы регионы сами устанавливали тарифы на коммунальные услуги. А федеральный центр ограничивал бы рост цен на продукцию естественных монополий, которую приобретает ЖКХ.

Нужна политическая воля

Прежде чем начать приватизацию жилья, государство должно было отремонтировать жилищный фонд. Однако в 1990-е годы эта работа практически не велась. Теперь расходы по капитальному ремонту возложили на граждан.

Необходима федеральная программа капитального ремонта жилья. Без этого жилищная реформа будет неэффективна, а Жилищный кодекс вызовет протест населения. В целом же стратегическая программа масштабной реконструкции ЖКХ должна стать главным национальным проектом на 2006-2010 гг. Иначе система жизнеобеспечения России может рухнуть уже через два-три года.

На инвестиции в ЖКХ необходимо направить часть средств Стабилизационного фонда. Сегодня эти деньги не работают, 80-100 млрд руб. теряется в результате инфляции. Следует также использовать средства Инвестиционного фонда, объем которого составляет 80 млрд руб. Таким образом можно сдерживатьинфляцию и осуществлять необходимые мероприятия в коммунальном комплексе: капитальный ремонт жилых зданий, замену инженерных сетей и т. д.

Для выхода из сложившейся ситуации нужна политическая воля власти, которая остановила бы рост тарифов на услуги естественных монополий. Для этого следует принять закон, увязывающий принятие бюджета с утверждением тарифов на услуги естественных монополий. В результате изменять тарифы в течение года без внесения соответствующих поправок в закон о бюджете станет невозможно.

Необходимо принять закон об информационной открытости. Это позволит рассекретить объем зарплаты и бонусов, получаемых топ-менеджерами госмонополий. Следует также публиковать контракты таких компаний. Тогда механизм формирования тарифов в ЖКХ будет прозрачным и понятным.



Рост тарифов в 2006 г. превысил установ&-ленные правительством 20 %. Новый предельный уровень в 29,5 %, вероятно, также окажется недостаточ&-ным. Одна из основных при&-чин - резкое повышение цен на продукцию естественных монополий. Необходим закон, увязывающий приня&-тие бюджета с утвержде&-нием тарифов на услуги монополистов. Тогда менять тарифы в течение года без внесения соответствующих поправок в закон о бюджете станет невозможно.



Владимир Рыжков, член Комитета по делам
Федерации и региональной политике Государственной Думы ФС РФ
Валерий Зубов, член Комитета по кредитным организациям
и финансовым рынкам Государственной Думы ФС РФ
Олег Виноградов, председатель Комиссии по законодательству
Государственной думы Ярославской области

Журнал "Коммунальный комплекс России" No4 [22)
апрель 2ОО6г.
http://zubow.ru/page/1/109_1.shtml



Док. 367911
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 10.09.07
Число обращений: 713

  • Рыжков Владимир Александрович
  • Зубов Валерий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``