В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Очирова: `Детский` скандал Назад
Александра Очирова: `Детский` скандал
Эксперты считают, что в законопроекте "Об опеке и попечительстве" заложен репрессивный дух

Недоумение в правительстве и возмущение правозащитников вызвал проект федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенный в Думу группой депутатов во главе с председателем парламентского Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатериной Лаховой.

По оценке специалистов Министерства образования и науки, некоторые новеллы документа приведут лишь к дополнительной бюрократизации процедуры создания приемной семьи, сокращена возможность привлечения негосударственных ресурсов для помощи детям. Но главное, отсутствует такое понятие как патронат - наиболее гибкая форма устройства ребенка, при которой права и обязанности по его воспитанию и образованию разграничены между семьей и учреждением органа опеки.

Отметим, что в 39 регионах патронат уже работает на основании специальных региональных законов, а федеральный нужен для того, чтобы де-юре закрепить эту форму на уровне всей страны и создать единые стандарты. "Из нашего детского дома в патронатных семьях воспитываются сейчас 45 ребят, которые иначе были бы лишены права на семью", - рассказала директор Зырянского детдома Томской области Татьяна Шайдо на общественных слушаниях, организованных Комиссией Общественной палаты по вопросам социального развития.

Правозащитники опасаются, что отсутствие понятия патроната в федеральном законе, если он будет принят, этого права многих детей действительно может лишить. При этом социальных сирот в России не становится меньше. "С 1992 по 2006 годы число детей, живущих в интернатах, увеличилось со 100 тысяч до 199 тысяч", - сообщила председатель Комиссии ОП по вопросам социального развития Александра Очирова. По ее словам, Комитет ООН по правам ребенка трижды (в 1993, 1999 и 2005 годах) рекомендовал России выработать национальную политику, направленную на сокращение числа детей в интернатах. По данным Госдоклада "О положении детей в РФ", именно введение патроната даст возможность значительно сократить число детей в интернатах. Подготовленный же законопроект, по мнению руководителя общественной организации "Право ребенка" Бориса Альтшулера, "консервирует существующую систему", когда огромное количество детей возвращается обратно в детские дома от опекунов, которым нужны деньги, а до детей нет дела.

"Основными нарушителями прав детей являются те органы, которые призваны их защищать, в том числе органы опеки", - считает член Общественной палаты Олег Зыков. "Их монополию документ укрепляет во сто крат", - добавляет Борис Альтшулер. По его словам, законопроект не позволяет осуществлять функции органов опеки гражданам, не являющимся их сотрудниками, а также "сторонними учреждениями". В том числе "выпадают" такие важные составляющие патроната, как выявление детей, нуждающихся в опеке, и надзор за деятельностью опекунов. Согласно документу, это разрешается только подразделениям органов опеки.

Вместо ответа на критику авторы законопроекта пускают в ход затертые политологические штампы о "длинной руке Запада". "Нас беспокоит, что в регионах активно лоббируется, в том числе иностранными организациями, патронатная семья. По мнению комитета, эта форма воспитания детей-сирот противоречит федеральному законодательству, создает реальную угрозу правам и интересам детей", - говорится в записке Екатерины Лаховой первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Если следовать этой логике, под влиянием "иностранных организаций" и 39 губернаторов, и Общественная палата, и Уполномоченный по правам человека в РФ, и Министерство образования и науки, активно ратующие за патронат, и кое-кто рангом повыше министра. "У нас есть прямое поручение придать патронату легитимность, поскольку в ряде регионов он уже доказал свою эффективность", - сообщил на слушаниях начальник отдела Минобрнауки Сергей Вителис.

Наверное, у разработчиков законопроекта поручение тоже есть, только другое. "С 1 января 2008 года функции опеки и попечительства будут переданы региональным органам, в связи с чем в одном из управлений Администрации президента нам прямо сказали это учесть", - призналась эксперт-юрист Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей профессор Лидия Михеева в конце развернувшейся на общественных слушаниях дискуссии.

И вздохнула:

- Мы-то, юристы, за патронат. Убедить нужно высшие эшелоны власти.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин полагает, что законопроект "попахивает милицейско-полицейским отношением к детям". "Патронат поможет разгрузить детские дома, чего часто не желает околодетдомовская бюрократия", - считает он. Лукин предложил создать согласительную комиссию и рекомендовать не выносить законопроект на обсуждение в Госдуме до тех пор, пока основные положения закона не будут окончательно согласованы членами этой группы.

________________________________________

Досье

________________________________________

________________________________________

Патронат - форма устройства, при которой права и обязанности по воспитанию и образованию детей разграничены между семьей и учреждением органа опеки. Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается небольшая зарплата и пособие на ребенка. Подбор семьи и ребенка происходит по психологической совместимости, в дальнейшем после устройства ребенка оказывается профессиональная помощь. Патронатными воспитателями могут стать и люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами - одинокие женщины, пожилые супружеские пары.

АЛЕКСАНДРА БЕЛУЗА

"Трибуна"

29.06.2007

Москва



Док. 367899
Перв. публик.: 29.06.07
Последн. ред.: 10.09.07
Число обращений: 684

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``