В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дума готовит закон об экономических санкциях против зарубежных стран Назад
Дума готовит закон об экономических санкциях против зарубежных стран
Ведущий: Владимир Аверин
Гости: Валерий Зубов, Константин Шипунов



В среду, 6 декабря Государственная Дума рассмотрит законопроект о специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации. Иными словами, это закон об экономических санкциях, которые Россия может вводить против тех или иных государств, компаний, частных лиц. С практикой подобных санкций мы уже сталкивались, теперь законодатель решил оформить некие правила. Какие? Обсудим с Валерием Михайловичем Зубовым, членом Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам и Константином Борисовичем Шипуновым, членом Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, одним из авторов законопроекта.



- Константин Борисович, первое слово вам. Актуальность темы и механизм, который вы предлагаете?



ШИПУНОВ: Идея законопроекта возникла не сегодня, она уже витала давно. Я думаю, что она вызвана необходимостью адекватно отвечать на возникающие внешние вызовы и угрозы, которые имеют место. Поэтому разработан просто механизм адекватных ответных мер. То есть законопроект предполагает, что в случае возникновения чрезвычайной международной ситуации президент Российской Федерации может принять решение о применении специальных экономических мер. Мне не очень нравится слово "санкции", которое вы применяете, это не санкции, это специальные экономические меры. Раскрывается это понятие в законе, как и понятие международной чрезвычайной ситуации, и механизм введения раскрывается: кто вводит, кто вносит предложение о введении экономических мер.



- Предполагается отдать это право президенту России?



ШИПУНОВ: Да.



- По поводу определения чрезвычайной международной ситуации. Я знаю, что первый раз, когда этот законопроект был внесен в повестку дня, его первое чтение отложили именно потому, что эта часть не была понятна депутатам.



ШИПУНОВ: Первый раз, когда законопроект в первом чтении должен был быть вынесен на пленарное заседание, его снял председатель комитета Резник Владислав Матусович с повестки дня в связи с тем, что, хотя у нас прошло рассмотрение на комитете, но не была понятна позиция Совета Федерации и не были согласованы позиции правительства, Совета Федерации и Государственной Думы. Профильные комитеты госдумовские дали положительное заключение.



- И все-таки, как вы определяете международную чрезвычайную ситуацию, когда уже эти меры экономические нужно вводить?



ШИПУНОВ: В законе расшифровывается понятие международная чрезвычайная ситуация как "совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека, гражданина и безопасности государства, которые возникают во взаимоотношениях с органами власти иностранных государств, должностными лицами, юридическими, физическими, а также лицами без гражданства, которые проживают на территории этих государств".



- Правильно ли я понимаю, что если этот законопроект пройдет все три чтения, будет принят в Совете Федерации, подписан президентом, то тогда у президента Российской Федерации возникнет право вводить санкции против государств, организаций или частных лиц по собственному усмотрению?



ШИПУНОВ: Почему по собственному усмотрению? Предложение о применении специальных экономических мер вносится президенту обеими палатами Федерального Собрания и Правительством Российской Федерации. Я бы не стал трактовать применение специальных экономических мер как узурпирование, то есть это не воля одного человека...



- Я никак не трактую, я пытаюсь выяснить механизм. Значит, по представлению палат парламента и Правительства Российской Федерации.



ШИПУНОВ: Да.



- Валерий Михайлович, я небольшой знаток международного права и специальных экономических мер, но я вижу некую практику, которая в последние годы складывается во взаимоотношениях России и ряда сопредельных стран. Есть специальные экономические меры, которые принимает Роспотребнадзор, в отношении шпрот, вина, овощей. После того, как будет принят этот закон, сохранится ли такое право у Роспотребнадзора? Или тогда уже действительно Роспотребнадзор через Правительство Российской Федерации должен будет представить это президенту и только после утверждения президентом такие меры могут быть введены в действие?



ЗУБОВ: Окончательно мы могли бы поговорить завтра, после того как этот закон публично начнет обсуждаться в Государственной Думе. Но из того, что мы с вами сейчас услышали, конечно, такой ясной концепции, как реакция на какую-то ситуацию, которая нас реально беспокоит, не видно. То есть где-то придуманная тема и придуманный сам закон. И поэтому действительно трудно авторам нас заворожить важностью этого закона. Вы никогда никаким законом не отнимете, не сможете отнять у таких наших органов, как Минздрав, служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, обязанность проверять качество продукции. Конечно, этот закон, не сомневаюсь, не предусматривает ослабления таможенного контроля. Я думаю, что не об этом здесь речь. У президента, у правительства избыточное количество сегодня возможностей, во всяком случае достаточное, для того чтобы совершать какие-то действия, как с грузинским вином, молдавским вином, со шпротами, это набор известный. И этот закон ничего не добавляет.



Раз авторы этого закона, двое из троих, из моего родного комитета, то я вам скажу, что у нас обсуждался вопрос о введении финансовых санкций против Грузии в тот момент. И сошлись на том, что нельзя быстро реагировать в финансовых вопросах, запрещать банковские переводы, осложнять переводы денег, нельзя, потому что это подрывает доверие к нашей банковской системе российской. И, во-вторых, это бессмысленно, потому что в обход через любую другую страну электронный платеж пройдет и наши санкции не будут реальными.



Я думаю, что в этом законе два момента, на которых надо остановиться. Первый. Итак, против кого могут быть введены спецэкономические меры, или, на бытовом уровне, все-таки санкции, против кого? Против малых государств, наших соседей, во-первых, достаточно инструментов, они очень уязвимы, очень зависимы от нас. А против крупных стран, извините, такие законы действовать не будут. Что, против Китая планируется применить этот закон? Конечно, нет. Против Ирана? Конечно, нет. Против европейцев? Ну разумеется, нет. Поэтому сначала надо задаться вопросом: где вы видите возможность той конфликтной ситуации, для вмешательства в которую не хватает у нас законов? Вопрос с Ираном решается через Совбез Организации Объединенных Наций, собираются ведущие страны и обсуждают, как быть.


"Панорама"
радио МАЯК
05.12.2006
http://zubow.ru/page/1/147_1.shtml




Док. 367828
Перв. публик.: 05.12.06
Последн. ред.: 10.09.07
Число обращений: 452

  • Зубов Валерий Михайлович
  • Шипунов Константин Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``