В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Религия в школе - это нормально? Зарубежный опыт на примере Австрии Назад
Религия в школе - это нормально? Зарубежный опыт на примере Австрии
Долгое время не утихают жаркие дискуссии по вопросу о введении уроков религии в среднеобразовательных школах России. Периодами они ведутся при храмах, периодами в органах местного самоуправления, иногда на педсоветах, а иногда просто на кухнях. Спорят, в первую очередь, не о фактах, что можно, что нельзя, что было разрешено последним законопроектом, а что нет. Спорят в основном о целесообразности и возможных последствиях каких-либо нововведений.

Нет сомнений, дискуссии эти обоснованы. С одной стороны, некая дисциплина, поддерживающая нравственные основы в школьном образовании, необходима. Нужна идея, принципы, на которых выстраивались бы не только особенности менталитета, но и нравственное самосознание. На протяжении семи десятилетий коммунистическая идея, основы которой очень тесно перекликались с десятью заповедями, благополучно заменяла всяческие уроки религии. Идея рухнула, нравственная пропаганда среди молодежи вместе с ней. Если мы хотим иметь здоровое общество с уровнем преступности ниже, чем сейчас, нужна замена. А что может воспитать нравственную, уважающую закон, себя и других личность лучше, чем религиозное, точнее даже духовное воспитание? Вывод очевиден, религия нужна.

Однако, незамедлительно появляется другой вопрос: если нужно вводить в школах урок религии, то какой, когда страна у нас многоконфессиональная, а доминирующая церковь отделена от государства? Преподавание основ ислама в "мусульманских" субъектах федерации и Закона Божьего в остальной России приведет к нарушению прав тех, кто не относит себя к преподаваемой религии, а таковых много. Нравственные основы католичества и различных ветвей протестантства ни чуть не хуже православных. Мусульманство также неоднородно, так что и здесь единый подход не подойдет. Что делать?

Ясно, что Россия - не первая страна, столкнувшаяся с подобной проблематикой, поэтому вовсе нет необходимости "изобретать велосипед" при ее решении. Австрия - достаточно консервативная, без сомнения демократическая страна с сильно доминирующей, но отделенной от государства католической церковью. Уровень преступности - один из самых низких в Европе, большинству граждан нет необходимости объяснять, что значат такие слова, как "можно-нельзя", "свое-чужое", "толерантность", "терпимость" и прочее. Естественно, и здесь не без исключений, но в целом пример положительный. Как же они решили вопрос с уроком религии?

Устраивая ребенка в школу, специализированную или просто по месту жительства, родители заполняют анкету, в которой указывают религиозную принадлежность будущего ученика. В данной графе может быть названа любая официальная конфессия или фраза "без религиозной принадлежности". В последнем случае ребенок освобождается от обязательного посещения уроков религии, а ходить на него может только по собственному жгучему желанию. Во всех остальных случаях религия - такой же предмет, как и математика с иностранным языком. В австрийских школах имеются несколько специально обученных преподавателей, обычно католического и местами лютеранского вероисповедания. Таким образом, для детей, исповедующих эти религии за пометочкой "присутствовал на уроке" и оценкой далеко ходить не надо. Некатолики и нелютеране от этих уроков освобождаются, но им в конце полугодия нужно принести бланк с оценками из своей пятничной, субботней, воскресной или еще какой-либо школы. У детей без религиозной принадлежности оценка по религии добровольно в аттестате отсутствует.


Конечно, католикам проще. Лютеране тоже особых сложностей не испытывают. Остальным приходится искать что-то свое, но больших проблем такой поиск не приносит. Имеется достаточное количество мечетей, синагог, православных и других храмов, считающих своим долгом предоставить не только помещение, но и сертифицированных преподавателей, которые занимаются не религиозной пропагандой, а воспитательно-образовательной деятельностью.

Альтернативы и разнообразие налицо. Демократия даже в обязательных уроках религии. Конечно, у всего есть и обратные стороны, такие как тысячи молодых людей, отказавшиеся от своей религиозной принадлежности только потому, что в свое время преподаватель где-то перегнул, где-то не догнул, не найдя нужного подхода к такой тонкой материи как вера. Результат, конечно, отрицательный, но это тоже результат. Такой гражданин вряд ли станет "лезть в душу" к другому или притеснять кого-то на почве религиозного различия.

Хотя в той же Австрии религия и преподается в обязательном порядке - школы и гимназии по-прежнему остаются светскими учебными заведениями. Ничьи права не ущемляются, разнообразие приветствуется. Конечно, чтобы России ввести что-то подобное, нужно как следует продумать не только форму таких уроков религии, но и требования к потенциальным педагогам. Работы и бюджета придется затратить немало, но, по крайней мере, такая практика возможна.

Любое нововведение, особенно такое глубинное, как религиозное обучение нации должно быть продумано до мелочей. Пока отсутствует ясное представление о всех аспектах и возможных последствиях неосторожных действий, лучше оставить наши школы совершенно светскими. Однако об идеологическом и нравственном воспитании молодых поколений законодательным и исполнительным органам необходимо активно думать на всех уровнях власти. Ведь общая идея, основанная на нравственности - это тот реактивный двигатель, который не только помог бы реализовать запланированные преобразования страны, но и обеспечивал бы поддержание моральных ценностей общества в будущем.

Татьяна Карсека
2007-09-10
www.nasledie.ru


Док. 367750
Опублик.: 10.09.07
Число обращений: 1713

  • Карсека Татьяна Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``