В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Революция или переворот. Назад
Революция или переворот.


89 лет назад в истории Российского государства произошло событие без преувеличения мирового масштаба. Событие это получило название Великая Октябрьская социалистическая революция. Шли годы, и в сознание советских людей постоянно внедрялась мысль о благах, которые принесла с собой революция и которые в конце концов приведут к светлому будущему - коммунизму. История прошлого обязательно даёт свои оценки, однако развитие общественной мысли, коренные изменения в социально-экономической жизни страны оценки эти меняют, не приспосабливая их к политической конъюнктуре, но устанавливая приближение к истине. Так происходит и с Октябрем 1917 года, отношение к которому, естественно, не могло не измениться. Об этом "Парламентская газета" и попросила высказаться законодателей.


"Парламентская газета" предложила законодателям ответить на три вопроса:
1. Что это было: Октябрьская революция или октябрьский переворот?
2. Какой след это событие оставило в вашей жизни?
3. Как, на ваш взгляд, изменится отношение к Великой Октябрьской социалистической революции, если вообще изменится?

Олег МОРОЗОВ депутат госдумы, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия":

Исторические события должны оцениваться объективно.

1. Если говорить о способе завоевания власти, это был особого рода переворот. Один американский исследователь высказал верную мысль: большевики подобрали власть, которая валялась на мостовых Петрограда. Все, что я сейчас читаю о состоянии того правящего класса, о людях, которые тогда управляли страной, свидетельствует о том, что формула "низы не хотят, верхи не могут" применительно к Октябрьской революции особенно верна во второй своей части - "верхи не могут". Абсолютно коррумпированная продажная власть, разлагающийся правящий класс, прогнившая царская семья - моральные извращенцы, о многих из них известны вещи, которые стыдно говорить вслух. Конечно, такой класс не мог удержать власть, он ее просто утерял. Пришла горстка волевых сильных людей и эту власть забрала.

С точки зрения социально-политических последствий и социально-экономических результатов, Великая Октябрьская социалистическая революция - это революция. Произошла смена строя, целая эпоха пришла на смену старой, и сегодня не отдавать должное тому, что в итоге произошло, значит быть просто необъективным человеком. Я не разделяю идей большевизма и действий людей, которые в 1917 году пришли к власти, но не могу не отдать им должное. Это была эпоха гигантов. Другое дело, что служили они не тому богу, не тем пророкам. Многие преобразования тогда совершались через бесконечное насилие. Беда этих людей и такого рода эпох - упоение насилием, возведение насилия в культ.

2. По образованию я историк, политолог и считаю, что это событие в мировой истории может быть сопоставимо с пришествием христианства. Так повлиять на человечество сможет не каждое событие. Нынешние буржуи, западные олигархи, канцлер Германии Меркель, президент США Буш должны свечку ставить Владимиру Ильичу Ленину за Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Она их пап и мам так напугала, что те стали проводить грамотную социальную политику, внедрять демократические нормы управления, не потому что они такие умные демократы, а потому что панически боялись последствий, понимали, что нельзя так обходиться с рабочими, крестьянами, нужно создавать справедливое общество, и они его создали быстрее, чем мы. Это в философском плане.

А в личном плане Великая Октябрьская социалистическая революция - семейная трагедия. Мой дед по линии отца был призван в Красную Армию в самом начале Гражданской войны и попал в особый отряд ЧК. Он столько крови видел и сам столько крови пролил, что на всю жизнь остался искалеченным человеком. Я двенадцатилетним парнем говорил с дедом о его прошлом, он умер в 1965 году, но не могу даже повторить ту цифру, которую он мне сказал, когда я его спрашивал, сколько на тебе душ. Дед уходил на Гражданскую войну, будучи абсолютным трезвенником, а вернулся спившимся человеком. Ему было 28 лет.

Если говорить о другом периоде, когда жизнью нашей страны безраздельно руководила КПСС, то при всей неоднозначности этого руководства у этой партии можно многому поучиться. Считаю, например, что работа с кадрами в стране была построена куда эффективней, чем сегодня.

Меня на партийную работу призвали заведующим отделом пропаганды обкома партии 13 января 1987 года. Было мне 33 года, и никогда до этого в партийных органах я не работал. Тогда делались попытки обновить партию, влить в нее новую кровь. Я честно шел руководить отделом с мыслью, что смогу что-то сделать, изменить, и многое получилось.
Потом началась агония этой махины, и я до сих пор не исключаю, что при ином подходе к своей партии, к проблеме взаимоотношения партии и государства мы, возможно, не имели бы такой моральной катастрофы, которая произошла. Вопрос не в том, что в 90-е годы один строй сменился другим, социализм сменился на капитализм, а в том, как это произошло - в режиме человеческой катастрофы: потеря страны, идеалов, принципов, приход этого дикого олигархического капитализма, воровство, ваучерная приватизация - это безумие, из которого мы сейчас наконец-то выходим.

3. В постсоциалистической России для меня главное - это свобода личности, свобода мнений, свобода во всех ее проявлениях в рамках закона. Только свободные люди могут правильно выстраивать курс страны, правильно растить детей, свобода позволяет не врать. Главный результат происшедших изменений - демократия, которая очень дорого стоит.

Взгляд на Великую Октябрьскую социалистическую революцию в будущем, конечно, изменится, и вот в каком смысле. Уже не найдется человека, который смог бы рассказать про своего деда - участника событий. Через некоторое время эти люди, к сожалению, уйдут в мир иной. И уже мои внуки никогда не смогут испытать то, что испытал я, когда разговаривал со своим дедом. В этом смысле будущее отношение к Октябрю 1917-го я могу сравнить со своим отношением к Великой французской революции. Я знаю о ней из книг, фильмов, но в личном плане это событие меня не задевает. Так и здесь, уйдет все личностное. Сегодня в восприятии Великой Октябрьской социалистической революции мы все еще белые и красные, находимся по разные стороны баррикад.

Единственное мое желание, чтобы по-прежнему этому событию давалась объективная оценка. Оценки исторических событий нельзя менять в угоду политической конъюнктуре. Знаете, какая самая страшная фраза, которую я слышал про свою родную страну? То, что мы страна с непредсказуемым прошлым. Историю надо воспринимать объективно и честно.







http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367657
Перв. публик.: 09.11.06
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 538

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``