В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российско-белорусские отношения Назад
Российско-белорусские отношения


В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Добрый день, второй час дневного "Разворота" на "Эхе". С вами Владимир Варфоломеев и Марина Королева. Весь ближайший час посвящен у нас российско-белорусским и российско-европейским отношениям в свете, опять же, конфликта с Белоруссией из-за нефти и газа. Нашим гостем через полчаса будет и.о. полномочного представителя Европейской комиссии в нашей стране, Пол Ван Дорен, внешнеполитические аспекты.

М.КОРОЛЕВА: Мы будем говорить, прежде всего, о том, как весь этот белорусский кризис повлияет на наши отношения с Европой и повлияет ли.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А может быть, уже серьезно повлиял. Об этом разговор через полчаса. Ну а в начале этого часа наш гость - вице-спикер Госдумы, Олег Морозов, разговор с ним начнем через мгновение.

М.КОРОЛЕВА: Ну что. Мы начинаем разговор. Олег Викторович, добрый день.

О.МОРОЗОВ: Здравствуйте.

М.КОРОЛЕВА: У нас в гостях Олег Морозов, вице-спикер Госдумы, говорим мы о том, что происходит сейчас между Россией и Белоруссией. Правда, буквально в прошлом часе появились кое-какие обнадеживающие сообщения. Мы с Володей об этом говорили, и у нас в новостях тоже говорили о том, что вроде бы, буквально в последний час Александр Лукашенко и Владимир Путин поговорили по телефону, пришли к неким договоренностям, о которых пока не сообщается, к неким принципиальным договоренностям, и поручили своим премьер-министрам в ближайшие два дня выработать какую-то формулу, по которой вот этот кризис, этот тупик, связанный с таможенными пошлинами на российскую нефть, будет преодолен.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Надежда есть?

О.МОРОЗОВ: Я бы был уверен на 100%, даже если бы вы не сказали, что была такая встреча, а я, собственно, об этом знал.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Телефонный разговор.

О.МОРОЗОВ: Да. Я бы в любом случае дал прогноз, что кризис так или иначе будет разрешен. Он не имеет перспектив для Белоруссии, в первую очередь, для России, конечно, можно было бы говорить о каких-то политических и экономических потерях, но тоже это абсолютно тупиковая ситуация, поэтому здравый смысл подсказывал, что какой-то выход будет обязательно найден.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А выход в чью пользу?

О.МОРОЗОВ: А здесь не может быть выхода в чью-либо пользу, это выход на тех условиях, которые уже состоялись. Нужно понимать, что поскольку нет российско-белорусского союзного государства, поскольку нет обещанной интеграции, постольку условия изменились, правила игры изменились, они продиктованы сегодня обстоятельствами, не Россией, а обстоятельствами, и на этих условиях должен быть найден компромисс. Мне кажется, что он ищется именно на этой новой исторической реальности.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А компромисс экономический, как вы думаете, или политический?

О.МОРОЗОВ: Вы знаете, я бы не стал эти вещи противопоставлять, я вообще считаю, что политика - это самая рыночная штука. Равно как мы платили за лояльность Белоруссии, за обещание интегрироваться некими преференциями экономическими, это, кстати, абсолютно рыночная штука, то есть мы хотим интеграции и за это расплачиваемся уступками, условиями, выгодными для Белоруссии - 20 миллиардов долларов цена вопроса за последние 5 лет, это плата за политические преимущества. Теперь мы говорим, что поскольку эти преимущества не предоставляются, новая рыночная ситуация, поэтому компромисс в интересах обеих сторон.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А теперь получается, что эти 20 миллиардов мы потратили зря?

О.МОРОЗОВ: Ну, политика, как и рыночная экономика, не терпит сослагательного наклонения, - мы рассчитывали, что не зря, но возможно, это подтолкнет Белоруссию к более конструктивным шагам по введению рублевой зоны, по исполнению таможенных обязательств, по исполнению тех наметок, которые должны быть положены в основу создания единого союзного государства, и так далее, возможно.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А мне-то казалось, что как раз после всей этой истории на всем том, что вы перечислили, поставлен жирный крест.

О.МОРОЗОВ: Да, возможно, я еще раз говорю, что меня спросили, а не может ли это подвинуть? Может, но скорее всего нет.

М.КОРОЛЕВА: Вот, кстати, действительно, раз уж вы упомянули идею создания союзного государства России и Белоруссии, которая так и не привела ни к какому результату, я хочу здесь процитировать Наталью Гуляеву из Москвы, которая прислала нам вопрос по Интернету: "Господин вице-спикер, не кажется ли вам, что слишком накладно для российского налогоплательщика обходится идея-фикс о создании союзного государства, и пора уже на государственном уровне признать провал этого нерентабельного проекта. Лично мне и копейки жалко на этот проект". Вот что скажете?

О.МОРОЗОВ: Ну, я бы не стал так спрямлять эту тему, он не такая простая и не такая экономически, что ли, однозначная, потому что я думаю, что при конструктивной идее реализации союзного государства это имело бы серьезные экономические выгоды и для России, и для Белоруссии, и для рядового российского гражданина, и для рядового белорусского гражданина. Но, как это и бывает часто в политике и в экономике, если этот проект по каким-то причинам не может состояться, в силу, кстати сказать, позиций одной из сторон, я, например, придерживаюсь той точки зрения, что сегодня камнем преткновения на пути создания реального союзного государства является руководство Белоруссии.

М.КОРОЛЕВА: Именно Белоруссии, не России?

О.МОРОЗОВ: Именно Белоруссии. Я думаю, что если кто-то сегодня не хочет реально делать шаг навстречу из этих двух сторон, то это прежде всего белорусская сторона. Я могу на эту тему рассуждать, у меня есть своя точка зрения на этот счет. Я не думаю, что лично господину Лукашенко очень хочется сегодня, в личном плане, получить это союзное государство. Поэтому демонстрируя внешне и через риторику стремление к этому, на самом деле господин Лукашенко не делает к этому реальных шагов, а результат налицо - вот этот кризис.

М.КОРОЛЕВА: Но а значит ли это, что проект закрыт, как выражается наша слушательница?

О.МОРОЗОВ: Нет, я не думаю, что он закрыт, потому что как некая стратегия во взаимоотношениях двух государств, я считаю, что это правильная и позитивная стратегия.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А я по-другому немножко сформулирую вопрос, но тот же самый: мы к союзу сейчас ближе или дальше, чем были в конце декабря прошлого года?

О.МОРОЗОВ: Дальше.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Намного?

О.МОРОЗОВ: Я так бы ответил на ваш вопрос - все зависит от того, какой урок извлечет из этого белорусская сторона. Если она извлечет урок позитивный, то есть поймет, что нельзя с Россией так вести себя, особенно если иметь в виду, что не похоронена идея союзного государства, то возможно, что после этого жесткого урока появится какое-то движение навстречу друг другу. Или другое, о чем я говорил некоторое время тому назад, - что мы перешли на другую планку отношений, мы дальше от союзного государства и уже не вернемся на прежние позиции, а начнем разговор с этих новых условий, они уже ближе к традиционным рыночным, они ближе к традиционным европейским, ближе к тому, что через 4 года Белоруссия будет платить за газ так же, как платит Польша и другие европейские страны, и значит, мы будем каждый год отдаляться от идеи создания российско-белорусского союзного государства.

М.КОРОЛЕВА: А вот вы сами в каком бы направлении двигались? Потому что, как я понимаю, этот вопрос - во многом вопрос парламента, и сегодня Борис Грызлов сказал, что в ближайшие дни на пленарном заседании будет поставлен вопрос о российско-белорусских отношениях, и вот вопрос союзного государства там будет затронут и его перспектива?

О.МОРОЗОВ: Видите ли, я думаю, что он будет затронут, но вряд ли он получит какое-то разрешение или мы получим какую-то большую ясность, нежели мы имеем сегодня. Поэтому отвечая на ваш вопрос, я бы сказал так: в стратегическом плане я горячий поклонник идеи союзного государства России и Белоруссии и не разделяю той точки зрения, что это односторонне выгодно только Белоруссии или что это принесет только экономические потери для России, но как человек объективный, как человек, склонный трезво анализировать происходящее, я солидарен с тем, что сегодня мы к сожалению пока сделали шаг в другую сторону.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А вы бывал в Белоруссии, Олег Викторович?

О.МОРОЗОВ: Да, конечно.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Многие говорят, что люди там в большинстве своем живут лучше, чем в России, промышленность работает, заводы не закрыты и так далее.

М.КОРОЛЕВА: На улицах чисто, президента своего поддерживают.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Что по сравнению с нашей страной Белоруссия процветает, и, дескать, в этом одна из парадоксальных причин остановки на пути к союзу, что, дескать, белорусы и их руководство не хотят опускаться, извините, до российского уровня, не хотят, чтобы у них олигархи брали под контроль промышленность и так далее, чтоб у них и дальше платили социальное пособие, хорошие бюджетные зарплаты, было бесплатное жилье и тому подобное, - это правда или миф?

О.МОРОЗОВ: Я думаю, что Белоруссия сегодня, конечно, не представляет собой то разоренное общество или, скажем, общество, которое идет к своему экономическому краху, как это иногда пытаются представить в рамках ЕС, но я думаю, что миф и другое - то, что Белоруссия живет более экономически процветающе, нежели Россия, что там выше уровень социальных гарантий и так далее. Там действительно есть какие-то показатели, о которых можно говорить, что они выглядят достойно, но через запятую нужно понимать природу этого положения - совершенно очевидно, что значительная часть экономического благополучия Белоруссии - это плата России за потенциально ожидаемую интеграцию.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть это наши субсидии?

О.МОРОЗОВ: Да, это наши субсидии в белорусскую экономику, давайте называть вещи своими именами.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А почему тогда мы поступаем так непатриотично - субсидируем чужое государство, чужой народ, вместо того, чтобы эти миллиарды, вот 20 миллиардов за последние 5 лет бросать на себя?

О.МОРОЗОВ: Я не думаю, что это правомерная постановка вопроса, потому что если представить себе, допустить на секунду, что эти 20 миллиардов потрачены на то, чтобы реально создать союзное государство, единую таможенную и рублевую зону и мобилизовать, соединить потенциал белорусской и российской экономики, как это задумывалось, то эта плата ничтожна. Другое дело, что политика не бывает без риска, без позиций двух, это же ведь не только позиция России, но и позиция Белоруссии. Вот сегодня она выглядит как неконструктивная, и в этой связи вы говорите - куда же мы фукнули эти 20 миллиардов? Но мог быть и другой, извините за цитату названия вашей программы, другой разворот событий, и он вызвал бы у вас другую реакцию, вы сказали бы "Как здорово, что нам это удалось", и тогда вам не показалось бы, может быть, что эта цена очень высокая.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Еще о цене, вопрос от Николая, инженера, он тоже прислал его на наш Интернет-сайт, суть такова: "Может быть, Лукашенко не против России выступает, а против наших олигархов? Бизнесмены ненавидят батько, потому что он не позволяет им грабить Беларусь, подобно тому, как они приватизировали и ограбили Россию и ее народ". Может быть, все, что сейчас Лукашенко делает, я повторяю, это не против России, а против конкретных бизнес-структур, которые, по его данным, хотят захватить Беларусь?

О.МОРОЗОВ: Но это очень странно, потому что такой вопрос, как цена на газ, экспортные пошлины, введение таможенных пошлин, которое осуществила Беларусь, исполнение или неисполнение тех или иных соглашений - это уж точно не взаимоотношения между господином Лукашенко и какими-то российскими олигархами, это межгосударственные отношения, они имеют под собой совершенно строгое правовое и юридическое основание. Объяснить можно все что угодно, в том числе и теми аргументами, о которых говорите вы или наш слушатель, но на самом деле, конечно, я думаю, все гораздо прозаичнее и прочее - это межгосударственные отношения, которые ухудшились, потому что одна из сторон не хочет строить их на новых экономических реалиях. Вот и все.

М.КОРОЛЕВА: Вот еще вопрос от Николая, он связан с неожиданным аспектом, Николай из Москвы, тоже по Интернету пришел вопрос: "Благодаря Грефу Россия скорее всего вступит в ВТО, так может Белоруссия - это то, чем следует пожертвовать ради ВТО? Изучали ли депутаты вопрос вступления в ВТО в этом ракурсе?"

О.МОРОЗОВ: Вопрос о ВТО, я думаю, изучается в самых разных ракурсах, не только депутатами, но и всеми, кто к этому причастен, в первую очередь, господином Грефом и его ведомством, но я думаю, здесь нет никакой прямой связи. Я думаю, что проблема ВТО гораздо шире, чем только лишь российско-белорусское экономическое направление, поэтому я не стал бы эти темы так вот жестко увязывать.

М.КОРОЛЕВА: Еще вопрос от Антона, тоже связанный с отношениями с Европой и с другими странами, не только с Белоруссией: "Не боится ли Россия вестернизации Белоруссии? Если рядом с российскими военными базами в Барановичах и Велеке появятся базы НАТО, то какие меры предпримет Россия?"

О.МОРОЗОВ: Мне на ум приходит в связи с этим вопросом такая крамольная мысль - что в представлении очень многих показной антиамериканизм или антинатовская позиция Лукашенко столь важна для России, что за это можно заплатить все что угодно. Вот мне так не кажется. Мне кажется, что куда важнее, например, добиться реализации идеи, которую как-то высказал Путин, который сказал "Нам не нравится, что НАТО приближается к нашим границам, но мы эту проблему должны решать не тем, чтобы говорить "Ах, как нам не нравится, как нам страшно, как это плохо", а давайте будем думать, как нам модернизировать систему безопасности в Европе с участием России, вырабатывать совершенно новый подход". Так и здесь - мне кажется, что наши отношения с Белоруссией могут улучшаться, вовсе не подталкивая Белоруссию в сторону сближения с НАТО или в сторону размещения на территории Белоруссии каких-нибудь натовских баз. Почему именно такая должна быть альтернатива? А почему не улучшение российско-белорусских отношений при том, что будут усиливаться и наши военная интеграция, и экономическая, в том числе на очень взаимовыгодных экономических условиях?

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Может, потому что это из области фантастики?

О.МОРОЗОВ: Ну почему? Я, например, как раз так не считаю, что это из области фантастики. Наоборот, мне кажется, что всякий раз, когда мы пытаемся какие-то отношения строить по принципу семейных отношений, где не все строится на выгоде, экономике, расчете, иногда появляются такие вот семейные капризы, когда вдруг кто-то в этой семье не так друг друга понял или почему-то решил, что можно жить за счет другого. А когда все будет поставлено на прозрачные и понятные правовые и экономические основы, то может, и не понадобится так ссориться, как мы сегодня ссоримся?

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: В гостях на "Эхе Москвы" в дневном "Развороте" сегодня вице-спикер Госдумы Олег Морозов. На ваш взгляд, сейчас с Белоруссией надо действовать, общаться с ней скорее с силой, понятно, что с силой политического давления, а никак не военной силой, или же ласковыми уговорами?

О.МОРОЗОВ: Я думаю, что надо разговаривать с позиций очень четкого формулирования собственной позиции. Если она понятна, если белорусская сторона будет понимать, что это не каприз, не знаю, господина Грефа, государственной думы или даже Путина, а что это некая государственная позиция, продиктованная абсолютно понятными, например, мне понятными экономическими и политическими реалиями, тогда это и будет правильная позиция. Не надо, мне кажется, здесь пугать какими-то санкциями, я вообще противник в отношении Белоруссии использования каких-то жестких экономических санкций, потому что это совершенно непродуктивно, на мой взгляд, в том числе для разрешения этого кризиса. Куда продуктивнее телефонный разговор между Путиным и Лукашенко. Я не знаю, о чем они там говорили, но вполне возможно, они умудрились как-то договориться.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А сам факт этого разговора вас не смущает? Смотрите - наш главный переговорщик, я имею в виду господина Грефа, заявляет, что самих переговоров с Белоруссией не будет, пока они не отменят заведомо незаконную таможенную пошлину, и тут Лукашенко, в обход своих переговорщиков, в обход наших переговорщиков звонит российскому начальнику и его в чем-то уговаривает, а наш президент соглашается общаться с Лукашенко до тех пор, пока батько пока еще не отменил, повторяю, эти незаконные пошлины, - нет ли тут какой-то двойной игры, разводки?

О.МОРОЗОВ: Да что вы, это совершенно разные жанры. Одно дело - официальные переговоры, которые ведутся по поручению руководителей двух стран, а другое дело - их право, по Конституции, вы знаете, президент у нас вырабатывает основы внутренней и внешней политики, он гарант конституции, он имеет право снять трубку и переговорить с господином Лукашенко, а дальше последуют какие-то юридические, правовые правительственные решения. Здесь должно быть политическое решение. Возможно, что именно после этого разговора господин Лукашенко даст президентское указание своим правительственным структурам, и будут отменены эти незаконные таможенные барьеры, пошлины, о которых вы только что сказали.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: После разговора с Путиным Лукашенко прозреет.

О.МОРОЗОВ: Ну, я надеюсь, что... а вам приходилось говорить с Путиным?

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Нет.

О.МОРОЗОВ: А мне приходилось много раз.

М.КОРОЛЕВА: И прозревали всякий раз?

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: И как?

О.МОРОЗОВ: Он очень-очень жесткий переговорщик и очень четко умеет формулировать свою позицию. Глядишь - это подействует даже на такого непоколебимого переговорщика, как Лукашенко. Подождем.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А вот тот факт, что этот разговор состоялся по инициативе белорусской стороны, то, что звонил именно Лукашенко, на ваш взгляд, может ли это свидетельствовать о слабости Белоруссии? Я имею в виду о слабости позиции Минска.

О.МОРОЗОВ: Позволю себе цитату из самого себя, минут 17 тому назад я об этом говорил, что понимаете, здесь, конечно, если быть честным, сила на стороне России, в том числе экономическая сила, мы заняли позицию, нам нет нужды от нее отступать, мы эту позицию продемонстрировали, мы ее обозначили белорусской стороне - шар на стороне белорусов, и если мы так толкнули собственную позицию, результат - звонок Лукашенко. На мой взгляд, это абсолютно прямое следствие этой позиции, которую заняла российская сторона.

М.КОРОЛЕВА: Вот у меня еще есть вопрос, который пришел по Интернету от Владимира Кузнецова из Санкт-Петербурга, Владимир бизнесмен: "Неужели нельзя было предположить заранее, что батько, то есть Лукашенко, пойдет на все, ведь его авантюрный характер был известен, и не предпринимать никаких мер для прокладки обходных трубопроводов, минуя Белоруссию, ведь результат плачевный, и Россия страдает больше, чем Белоруссия". Согласитесь, действительно, удар по имиджу России в той же самой Европе был нанесен весьма значительный.

О.МОРОЗОВ: Нетехнологично, мне кажется, строить политику, исходя из того, что мы имеем дело с таким импульсивным политиком, как Лукашенко. Да, он импульсивный политик, да, от него можно ожидать всякого, но руководствуясь этим, если прямо отвечать на ваш вопрос, который задан, давайте из-за того, что мы имеем дело с импульсивным Лукашенко, потратим миллиарды долларов на то, чтобы строить еще один газо- или нефтепровод, я думаю, это тоже не самый правильный путь, или принимать такое решение, руководствуясь не только и не столько импульсивностью Лукашенко, а уже какими-то другими стратегическими соображениями.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: На ваш взгляд, сейчас Лукашенко действует самостоятельно или его кто-то натравливает на Россию?

О.МОРОЗОВ: Вы знаете, мне кажется, он всегда действует самостоятельно и всегда согласно каким-то своим личным представлениям о белом и черном, о добре и зле. Ну, таков уж он, как бы к нему ни относиться. Кстати, нужно отдать ему должное, это сильный политический деятель, и нельзя не считаться с ним в том числе как с представителем очень близкой, дружественной нам страны, где находятся наши стратегические интересы. Поэтому, конечно, нужно принимать во внимание то, что это человек с импульсивным характером, непредсказуемым и меняющий свои обещания направо и налево и меняющий свою позицию завтра, хотя говорил совсем другое, это так, но не думаю, как мы почему-то иногда привыкли полагать, что кто-то ему что-то нашептывает. Я думаю, что он сам принимает решения.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот смотрите. У нас уже две недели длится сначала газовый, теперь нефтяной конфликт с Белоруссией, и мне кажется, может, я ошибаюсь, что у нас не очень много инструментов, способов для того, чтобы изнутри из Белоруссии как-то на это воздействовать. Ну например, если б в белорусском парламенте была бы сильная или не очень сильная оппозиция, скажем, антилукашенковская, но пророссийская, вы как парламентарий могли бы с ними содействовать, они бы эти вопросы поднимали в Верховном совете Белоруссии, и так далее. Это одно форма. Через правительство, через общественную политику, а там сейчас в Белоруссии выжженное поле, все только за Лукашенко, и России, получается, в неожиданный острый момент там не на кого опереться. Проблема?

О.МОРОЗОВ: Проблема, да, так устроена сегодня политическая жизнь Белоруссии, что все концентрируется вокруг и около господина Лукашенко, и он принимает решения, часто фактически единолично, но что делать, это та реальность, с которой мы имеем дело.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: И что? А может быть, надо вам пригласить в парламент представителя белорусской оппозиции, допустим, не хочется демократа Меленкевича, можно взять местных коммунистов, пригласить, пообщаться с ними, тем более, что белорусские оппозиционеры, как мне кажется, делают довольно понятные и четкие заявления о том, что позиция России оправдана, о том, что Лукашенко ведет к разрыву добрососедских отношений между Москвой и минском. Может, надо пригласить, встретиться?

О.МОРОЗОВ: Видите ли, как теоретический вариант, наверное, это возможно, но с точки зрения его влияния на реальную ситуацию, на будущее российско-белорусских отношений, воздействие этого варианта нулевое. Я, например, руководствуюсь именно этим, никаких последствия такого рода действия для улучшения российско-белорусских отношений иметь не будут, скорее наоборот. Поэтому я полагаю, нужно воздействовать прямо и косвенно на Лукашенко, вести с ним переговоры, влиять на него какими-то аргументами, делать все то, что, собственно, и делается сегодня.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А может, попытаться устранить его?

О.МОРОЗОВ: Ну, это вообще неверный политический лексикон. Что значит устранить законно избранного президента? Мы признали результаты выборов. Кстати говоря, я буду с вами совершенно откровенен - я уверен, что сегодня Лукашенко как кандидат реально победил любого другого кандидата, который с ним соперничал или мог бы соперничать, так устроена сегодня белорусская политическая система, мне это может нравиться или не нравиться, но я не могу с этим не считаться. Поэтому есть реальный лидер, мы признали его право быть белорусским президентом, вот с ним и надо работать, вот и все.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Признали. В Грузии мы тоже признали, в разных государствах признавали, а потом пытались ставить своих, симпатизирующих России людей, политиков, и все. Лукашенко может быть отыгранной картой, он для России не друг теперь, а враг. Долой Лукашенко.

О.МОРОЗОВ: У меня такое подозрение, что...

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Нет, это не митинг, это вопрос.

О.МОРОЗОВ: Нет, я понимаю, но у меня такое подозрение, что вы вопрос этот задаете, как будто мы с вами находимся где-нибудь так эдак году в 75-м и решаем проблему арабо-израильской войны, и вы говорите "Почему вы сейчас не поднимете авиацию и не покажете эти недостойным израильтянам всю мощу советского государства?", ну не делается сегодня политика так, политика строится по-другому. Кстати говоря, то, что сегодня делается в отношении Белоруссии и конкретно Лукашенко Россией, это как раз способ, если хотите, такого цивилизованного, но достаточно жесткого давления на этот режим.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Секунду, на Украине президент Путин перед выборами, не скрывая, показывал свои симпатии Виктору Януковичу.

О.МОРОЗОВ: Да, потому что это был реальный кандидат.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть нет в Белоруссии того, кого Россия могла бы поддержать.

О.МОРОЗОВ: Да, нету, вот так реально, как это было в случае с Януковичем.

М.КОРОЛЕВА: Ну и, завершая наш разговор, Олег Викторович, не могу не спросить - я просматриваю все вопросы наших слушателей, вы знаете, честно сказать, никто из них не верит, что это исключительно экономический спор, а все подозревают что-то другое. Вот вам кажется как - все это только из-за денег, то есть из-за экономики или это политика?

О.МОРОЗОВ: Конечно, это и политика, и экономика в одном флаконе, это совершенно очевидно. Не бывает так, я же как раз перед этим сказал, что 20 миллиардов, которые мы платили, мы платили за политику и мы понимали, что мы платим за политику, политика дорого стоит.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: И напоследок - у нас через 5 минут будет в гостях посол ЕС - на ваш взгляд, Россия остается для Запада, для Европы по-прежнему надежным партнером и, в частности, поставщиком сырья?

О.МОРОЗОВ: Да, остается, я бы вообще не стал преувеличивать или слишком пугаться вот этой ситуации, которая возникла на европейском направлении, потому что в любом случае Россия - важнейший стратегический партнер Запада в сфере энергетики, при любых поворотах событий Европа не может этого отрицать, и мне кажется, Европа гораздо спокойнее восприняла этот кризис российско-белорусский, чем мы сегодня здесь, в России.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Так может, это они просто так от безысходности? Понимают, что ничего не могут сделать.

О.МОРОЗОВ: Да ладно, они толковые люди, и все заявления, которые они делают, очень спокойны, уравновешены, я не слышал ни одного панического заявления в этой связи.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: И вы готовы дальше успокаивать?

О.МОРОЗОВ: А их не надо успокаивать, их нужно успокаивать тем, что нормализуется этот конфликт между Россией и Белоруссией и западные наши потребители будут получать российский газ, - это лучшее лекарство.

М.КОРОЛЕВА: Но пока нефтяной вентиль закрыт, с другой стороны.

О.МОРОЗОВ: Пока да.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Когда откроют, как думаете?

О.МОРОЗОВ: Я думаю, когда мы узнаем последствия разговора Путина и Лукашенко.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: День? Неделя?

О.МОРОЗОВ: Я думаю, что это дни.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Олег Морозов, вице-спикер Госдумы, был в гостях в дневном "Развороте" на "Эхе Москвы", спасибо.

М.КОРОЛЕВА: Спасибо.

О.МОРОЗОВ: Спасибо



http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367655
Перв. публик.: 09.09.06
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 293

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``