В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Время новых подходов и нестандартных решений. `Парламентская газета`, 21 июня 2006г. Назад
Время новых подходов и нестандартных решений. `Парламентская газета`, 21 июня 2006г.


В последнее время в обществе все больше осознается необходимость выработки новой региональной политики, основанной на тех экономических и политических реалиях, которые возникли за годы президентства Владимира Путина. По сути дела мы сейчас живем в новых исторических условиях, принципиально отличных от тех, что имели место в конце прошлого столетия. Благодаря целенаправленным усилиям удалось восстановить управляемость страной, отвести угрозу ее конфедерализации, обеспечить верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.


Теперь задачи смещаются в иную плоскость. Речь идет о стимулировании экономического роста прежде всего "локомотивных регионов", призванных сыграть прорывную роль в возрождении и обновлении страны. В свою очередь это потребует расширения экономической самостоятельности регионов, решительного отказа от попыток выровнять их под одну гребенку, потребует серьезной коррекции межбюджетных отношений. Опыт ряда развитых стран демонстрирует очевидную эффективность региональной политики, предполагающей экономическую децентрализацию при сохранении на достаточно высоком уровне политической централизации. В этом направлении, как мне представляется, должна двигаться и Россия.

Начну, пожалуй, с самого принципиального момента. Вырабатывая новые подходы к региональной политике, нельзя не учитывать, что наша страна являет собой пример сложнейшего образования. Делить регионы только по размеру бюджетного дефицита, как это любит практиковать Министерство финансов, - значит серьезно упрощать проблему. В России соседствуют разные и географические, и социальные, и конфессиональные, и прочие миры. Она сильна своей непохожестью, равенством различий, единством многообразия. Один и тот же инструментарий, используемый федеральной властью, зачастую дает в регионах различных типов противоположные результаты. Скажу более определенно: всякая мелочная унификация и нивелировка, любая попытка свести все к общему знаменателю - это сильнейший удар по единству страны.

Отсюда следует еще один важнейший вывод: экономическая политика в региональном разрезе, если она претендует на эффективность, должна быть в значительной мере продуктом самих региональных властей. Ведь Центр при всей его дальнозоркости вряд ли в состоянии безошибочно выявлять источники роста экономики каждого отдельно взятого региона, способные в перспективе обеспечить его комплексное развитие. Довольно сложно из Москвы постоянно проводить тонкую настройку и такого потенциально эффективного, но до сих пор слабо используемого инструмента, как межрегиональное сотрудничество, включающее в себя перемещение инвестиций "по горизонтали".
Но все ли делается федеральным Центром для стимулирования саморазвития регионов? - вот в чем вопрос. На мой взгляд, эта ключевая задача региональной политики решается сейчас неудовлетворительно. Во-первых, не нашли пока применения в реальной политической практике соответствующие методики, позволяющие объективно оценивать эффективность деятельности органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. А во-вторых, иждивенческие настроения на региональном и местном уровнях (за все в конечном счете отвечает верховная власть) прямо воспроизводятся существующей системой межбюджетных отношений, которая, мягко говоря, не вполне вписывается в новые реалии. На последнем факторе хотелось бы остановиться особо.

Что называется, каждому овощу - свое время. Безусловно, жесткая централизация финансовых средств стала адекватным ответом на региональную вольницу, на попытки ряда губернаторов политически обустраивать субъекты Федерации по собственному усмотрению, часто вразрез с действующим законодательством и даже Конституцией Российской Федерации. К таким решениям толкал и дефицит федерального бюджета, который до конца 90-х годов прошлого века носил хронический характер.

Однако сейчас на дворе совсем другое время. С формированием единой вертикали исполнительной власти, введением нового механизма избрания губернаторов необходимость в экономических, а тем более в административно-политических рычагах воздействия на "неправильные" регионы отпала как избыточная. К тому же и федеральный бюджет уже который год выполняется с большим профицитом.

Тем не менее логика нашей бюджетной системы, которая превратила субъекты Федерации в получателей финансовой помощи из Центра, фактически остается прежней. Более того, тенденция "перетягивания" доходных источников в федеральный бюджет даже усиливается. По сути дела, констатируют эксперты, страна движется к сметному принципу финансирования регионов, что не позволяет рассчитывать на реальный экономический рост "снизу". И не надо заниматься самообманом: увеличение доходов субъектов Федерации почти на четверть достигнуто в 2005 году прежде всего за счет четырех-пяти нефтегазодобывающих регионов и Москвы.
Хочу, чтобы меня поняли правильно. Конечно, решение общенациональных задач, в том числе связанных со структурными преобразованиями в экономике и социальной сфере, укреплением национальной безопасности, повышением эффективности государственного управления, требует и сейчас определенной концентрации финансовых средств именно на федеральном уровне. Однако это не должно происходить за счет ослабления региональных и муниципальных бюджетов. Иными словами, расходные полномочия этих уровней управления, закрепленные законодательством, должны в основном обеспечиваться собственными источниками дохода.
Мы в думской фракции "Единая Россия" и в партии в целом, разумеется, не относимся к разграничению полномочий и доходных источников между Центром, регионами и муниципалитетами, которое сложилось на сегодняшний день, как к "священной корове". Здесь еще достаточно много противоречий, нестыковок, несуразностей, которые предстоит устранить. Короче говоря, процесс преобразований в этой сфере должен быть и обязательно будет продолжен. Их цель состоит в том, чтобы возложить те или иные задачи на тот уровень власти, который способен решать их наиболее эффективно.

Еще одна важнейшая задача - сокращение региональных диспропорций, обеспечение социальных прав и гарантий на всей территории России. Так, разрыв в финансировании территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи в расчете на одного жителя доходит сейчас до 15 раз. Не в последнюю очередь это обусловлено теми природными условиями, в которых проживает население того или иного региона. Очевидно, что в тех же регионах Западной Сибири, богатых природными ресурсами, больше экономических возможностей для развития социальной сферы, чем, например, в Ивановской или Тамбовской областях. Другое дело, что эти возможности надо еще умело использовать.

Конечно, преодоление территориальных различий - дело не одного дня. Потребуются время, строго выверенная, последовательная политика федерального Центра, усилия всех регионов, в том числе, разумеется, и регионов-доноров. Но в любом случае задача стоит того, чтобы всерьез взяться за ее решение. В конце концов реализация конституционных прав гражданина России не может и не должна зависеть от места его проживания.

Вместе с тем, как отмечал на недавнем заседании Президиума Государственного совета Президент России Владимир Путин, помогать надо прежде всего тем отстающим регионам, которые активно занимаются поисками источников внутреннего роста. Таким образом, федеральный Центр, стремясь обеспечить социальные гарантии для всех граждан, должен одновременно стимулировать регионы к развитию собственных экономик.
Следует озаботиться созданием в стране не только единого социального, но и культурного и информационного пространства. Сейчас, например, как минимум половина населения не в состоянии покупать книги. До 90 процентов изданных в стране книг не попадает в книжные магазины малых и средних городов. Большинство наших сограждан в лучшем случае могут позволить себе подписаться только на одну газету. Практически единственной реальной сетью, способной объединить людей, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным полюсам, остается телевидение. Однако оно в его нынешнем состоянии, как известно, не дает свободы выбора.

В этой связи мы поддерживаем создание Национальной электронной библиотеки, которая должна открыть вход в многообразный мир информации и культуры по месту жительства каждому человеку. Для этого необходимо еще компьютеризировать все российские библиотеки, включая сельские и муниципальные, превратив их в своеобразные клубы по интересам. Полагаю, что это можно сделать в самые короткие сроки.

Не могу не подчеркнуть, что политика выравнивания территориальных различий ни в СССР, ни в России фактически не проводилась. Все ограничивалось одними декларациями. Теперь у нас появились шансы реализовать ее на деле. Наряду со стимулированием экономического роста "локомотивных регионов" она должна стать стержнем всей региональной политики. Помимо всего прочего это будет способствовать и укреплению целостности страны, усилению ее интегрированности.

Все ли делается федеральным Центром для стимулирования саморазвития регионов? вот в чем вопрос. На мой взгляд, эта ключевая задача региональной политики решается сейчас неудовлетворительно.

***

Жесткая централизация финансовых средств стала адекватным ответом на региональную вольницу, на попытки ряда губернаторов политически обустраивать субъекты Федерации по собственному усмотрению.

Олег Морозов, первый заместитель Председателя Госдумы







http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367637
Перв. публик.: 09.06.06
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 267

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``