В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Морозов: `Нас толкают вправо`, Назад
Олег Морозов: `Нас толкают вправо`,


Сформирована ли окончательно идеология партии "Единая Россия", что для нее означают термины "социальный консерватизм" и правоцентризм, а также в чем суть основного расхождения во взглядах между крупнейшей партией, доминирующей в политической жизни страны, и ее конкурентами на "левом" и "правом" флангах? На эти вопросы в интервью парламентскому корреспонденту Страны.Ru Елене Земсковой ответил первый вице-спикер Госдумы, член бюро высшего совета "Единой России" Олег Морозов. Именно он отвечает за работу над новой партийной программой.


- Олег Викторович, можно говорить, что идеология партии сформирована окончательно? Перед последним съездом Юрий Лужков с сожалением говорил о том, что пока идеология партии нечеткая и неокончательная, что над ней нужно работать...

- Знаете, когда заходит разговор на тему о том, есть ли идеология у "Единой России" или нет, окончательно она выработана или неокончательно, это, мне кажется, путаница в терминах. Идеология - это некая система взглядов, некое мировоззрение, непротиворечивое, внутренне целостное. В этом смысле идеология "Единой России", безусловно, есть, и она четко прописана. Читайте документы, любой - программу, манифест, выступления наших лидеров, - там четко прописана система наших взглядов. Если вы мне сегодня зададите вопрос, что думает "Единая Россия" по такому-то вопросу, я вам тут же отвечу. Если у нас есть ответ, это означает, что у нас есть идеология.

Нет вопроса, по которому у "Единой России" не было бы позиции. Скажем, если коммунисты на вопрос о том, как Россия должна строить свои отношения с Западом, говорят о том, что Запад - это исчадие ада, что это империалисты, которым нельзя руку подавать (я утрирую, конечно), а либералы говорят, что им все равно, будет ли Россия завтра равноправным партнером с Западом, лишь бы было хорошо покушать, да лишь бы эта священная корова под названием "права человека" была цела, то мы говорим им - нет. Потому что если Россия не будет равноправным партнером, не будет иметь мощный оборонно-экономический потенциал и с ней не будут считаться, то мы и права человека не защитим, и страну не накормим, и демократию не построим. Идеология "Единой России" - надклассовая, она вбирает в себя все универсальные ценности, которые существуют. Мы никому не позволим приватизировать в партийном смысле те ценности, которые человечество выработало и которые нужно защищать.

Если вас интересует экономическая политика, у нас есть ответы на то, как мы видим развитие экономики. Если вас интересует социальная политика, у нас есть ответ на вопрос, как она должна развиваться. Другое дело, что любая конструкция всегда подвижна. Вы спрашиваете: "А уже сформировалась до конца идеология?". Когда писались программа и манифест, не было столь выпуклым такое явление как международный терроризм. Мы даже не догадывались о потенциальных масштабах, которые он может принять, а сегодня этот фактор прямо на глазах меняет наше сознание. Безусловно, это повлияет на нашу позицию.

В России идет демонтаж олигархического устройства экономики. Повлияет это на наши взгляды? Конечно. У нас сегодня колоссально благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, никто не мог спрогнозировать, что будут такие цены на нефть. Неожиданно появились финансовые возможности для решения крупнейших социальных проблем, которых просто не было еще 3-4 года тому назад. Появились четыре национальных проекта, программа по демографии, которую инициировал президент. Ситуация меняется, меняются и наши взгляды, наши подходы к решению этих задач. Мы сейчас как раз размышляем над программным документом, который, по сути, будет видением России в конце второго десятилетия. Это не значит, что мы изменились идеологически, что поменялась наша программа - мы развиваемся вместе со страной, вместе с обществом.

- Как было недавно заявлено, партия решила занять социально-консервативные позиции. Однако не так давно вы говорили о том, что единороссы - это правоцентристы, хотя и вынужденно. Почему произошла смена ориентиров?

- Какая-то путаница, по-моему, у всех в головах. Во-первых, нигде, ни в одном программном документе не написано, что идеологий нашей партии является социальный консерватизм.

- Об этом говорилось на генеральном совете "Единой России".

- Если взять манифест, к которому я имею отношение, там говорится о том, что мы, безусловно, наследники консервативной идеи, и в этом смысле - консервативная партия, но если уж мы называем себя консерваторами, тогда лучше назвать нас социальными консерваторами. Там впервые прозвучал этот термин - социальный консерватизм. Но при этом я не знаю ни одного программного документа, где бы было написано: "идеология "Единой России" есть социальный консерватизм". Этот термин, на мой взгляд, еще нуждается в довольно серьезном обосновании, раскрытии. Поэтому гораздо правильней сказать несколько принципиальных вещей о нашей идеологии, что, собственно, я и попытался сделать на генеральном совете.

Первое - я попытался обосновать некую идеологическую традицию, которую мы наследуем, потому что все прежние идеологии невозможно сегодня воспринимать в их традиционном виде, они давно уже трансформировались. Изменился либерализм, изменился консерватизм, изменилась социал-демократическая традиция, изменился коммунизм. Ни одной идеологии в чистом виде не перенесено из XIX века в XXI. Это могут делать только некие политические безумцы, которые до сих пор еще существуют, к сожалению.

Здесь я привел бы такое сравнение: они открывают старый платяной шкаф, где висят пыльные сюртуки из XIX столетия, которые пошили еще Маркс и Энгельс, и говорят: "Вот набор идеологий. Скажите, какой сюртук ваш, покажите нам его?". Они искренне полагают, что идеологии, которые сформировались в то время, когда еще существовало классовое общество, были ярко выраженные рабочий класс и буржуазия, непримиримые классовые или социальные интересы, что эти идеологии должны существовать в совершенно иное время - эпоху информационных технологий, очень подвижных социальный структур, когда человек может быть представителем сегодня физического, а завтра умственного труда. Один сегодня стоит у станка, а завтра пекарню построит и станет представителем бизнес-сообщества. Другой начинает писать книги и станет человеком интеллектуального труда. Я хочу тем самым сказать, что эти сюртуки уже ни на кого сегодня не налезают. Даже коммунистический сюртук, пошитый по образцу Маркса, Энгельса и Ленина, ну, никак не налезает сегодня на Зюганова!

Тем более, ни одна из "классических" идеологий не может быть применена к "Единой России". Поэтому я и говорю, что если искать идеологическую традицию - не идеологию, не сюртук, то мы ближе к консервативной традиции. Почему? Потому что идеологическая традиция консерватизма больше отвечает нашему пониманию жизни. Оно заключается в следующем: сохрани и приумножь. Не разрушь и построй на этом месте новое, не отбери и подели, как говорят коммунисты. Не каждый сам за себя, как призывают либералы. Мы говорим - нет, ни то, ни другое не верно. Нужно все то, что веками создавалось на этой земле нашими предками, все, что есть положительное, сохранить - в этом наш консерватизм. И приумножить - в этом наш реформаторский потенциал.

Почему консерватизм социальный? Потому что Россия - страна, как сказал в свое время Путин, где наиболее сильны социалистические, распределительные традиции. Мы привыкли к тому, что государство - это папа и мама в одном лице, которые всем помогают, всех поддерживают. Мы были страной, где никогда не хватало денег, которые уходили на постройку ракет, атомных бомб и подкормку наших потенциальных политических союзников, в то время как люди жили на трудодни в колхозе и на пенсию, которая была 120 рублей. Да, казалось, что это достойная жизнь, естественно, что все это компенсировалось льготами, какими-то преференциями, которые давало государство. То есть страна жила с перекошенным таким сознанием, которое мы принесли в сегодняшнюю жизнь. Естественно, все это нельзя изменить за неделю, за год, даже за десять лет. Патерналистская традиция чрезвычайно сильна, поэтому мы и говорим о социальном консерватизме.

- Все же, как быть с правоцентристской составляющей "Единой России?

- Теперь насчет правоцентризма. Опять же, что такое центризм? Политический центризм - это не есть собственно идеология, это, скорее, некая жизненная позиция. Она отрицает крайности, радикализм, революционные методы переустройства общества, гражданский конфликт. Она соединяет разные интересы, мирит их между собой. Почему правый центризм? Потому что у нас объективно в стране правой либеральной традиции нет и не существует, поэтому у нас "правые" партии и набирают на выборах по три процента. Ну, может быть, если бы они объединились, то могли бы набрать и больше, но у нас, еще раз подчеркну, нет правой традиции. Человека с правыми взглядами не так легко найти в нашей стране, а задачи праволиберальные перед обществом, безусловно, стоят. Мы все же "недорыночная" до сих пор страна и эти реформы нужно довести до конца. Поэтому нас сама ситуация как бы сдвигает правее центра, потому что этот фланг пустой. На левом фланге полно народу, они все нишу эту заполняют. Это и коммунисты, и наши патриоты, которые играют с левой идеей. А на правом фланге пусто. Вот мы как большая партия, которая фактически включает в себя всю политическую элиту, хотим - не хотим, а сдвигаемся направо, нас туда сталкивают.

- Вы сказали, что над термином "социальный консерватизм" еще нужно работать. Тем не менее, сейчас, в данный момент, можно сформулировать идеологию "Единой России" как какое-то четкое понятие?

- Я просто переверну ваш вопрос. А что такое идеология КПРФ? Как можно ее в одной фразе выразить? Я попытался - "отбери и подели". У либералов - "права человека превыше всего", а дальше, я уже продолжаю, что общество, интересы страны - это второстепенно. Завтра нас купят с потрохами, ну и неважно. Будут здесь заправлять американцы, скупят все наши богатства - ну и бог с ним, лишь бы права человека соблюдались. Это либеральная идея, и она нам не нравится.

У нас - "сохрани и преумножь". Это уже идеология и патриотическая, и государственная. Нужно сохранить все имперские, если хотите, традиции нашего государства, которые были и при всех царях, и при коммунистах. Но мы будучи наследниками всей этой вековой истории говорим, что нельзя просто это взять, сесть, подпереть кулачком лицо и сказать: "Ну, слава богу, сохранили". А дальше что? Вот поэтому и появляется слово "преумножь" - преобразуй, продвигай дальше. Преумножь все то, что сделали до тебя. В этом наша государственная, патриотическая позиция. Это идея сильной России, идея национального успеха.

Нас несколько десятилетий приучали к тому, что мы - страна второсортная, страна, которая не имеет никакого прошлого. Нам переписали всю историю - и историю большевиков, и историю царской России. Все переврали, сказали, что мы потеряли право быть великой державой, что мы самые нищие, что на Западе все лучшее, а у нас все плохое, что Россия никогда не была успешной страной. Полный бред! Россия - уникальная страна. Потому что ни одна цивилизация в мире на таких пространствах, в таких географических условиях не создавала такого государства, как это сделали наши предки. Поэтому мы наследники идеи исторического успеха России, если хотите знать о идеологии "Единой России"!

- Можно ли сказать, что по каким-то вопросам позиция партии поменялась за последние полгода принципиально?

- Принципиально? Нет. Ни по одному принципиальному вопросу позиция партии не поменялась. Но практически по всем вопросам развивалась. Что-то трансформировалось, от чего-то мы отказались, но принципы остались те же.

- Удалось ли избавиться от обвинений, которые в свое время звучали в адрес "Единой России", в том, что партия, когда писала свои программные документы, занималась плагиатом, т.е. выдергивала какие-то вещи с левого фланга и с правого?

- Я не помню таких обвинений. Перед вами один из авторов манифеста, я помню всю прессу, которая была тогда вокруг этого документа, и лично для меня реакция, даже самая критическая, была максимально комплиментарной. Потому что как раз никто не обвинял этот документ в том, что это плагиат, но, например, сравнение с манифестом Маркса и с некоторыми другими программными документами мне польстило.

Второе - опять же, что понимать под словом плагиат. Можно сказать, что я сторонник социальной справедливости, как написано, к примеру, в программных документах КПРФ, но если социальная справедливость понимается как равенство в бедности, то это не социальная справедливость. Если социальная справедливость это "бей богатых", то это тоже не социальная справедливость. Социальная справедливость - когда нет бедных. Поэтому мы говорим: мы истинные сторонники социальной справедливости, а не левые, которые исповедуют идею "отбери и подели". Никогда не будет социальной справедливости, потому что там всегда будет усредненная нищета при отсутствии стимулов к развитию. Нужно не общество, где нет богатых, а общество, где нет бедных. Поэтому мы считаем себя наследниками правильно трактуемых идей социальной справедливости. Мы говорим: никакие не коммунисты ее носители, а мы.

Это так же верно, как и то, что мы истинные носители идеологии патриотизма. Что такое патриотизм? Это не квас пить и в шароварах ходить, рвать не себе рубашку под "Во поле березонька стояла". Реальный патриотизм - это экономически сильная, процветающая Россия. Это здоровая экономика, эффективная власть, влиятельная на мировой арене держава.

Национальная информационная служба "Страна.Ru",
http://www.strana.ru




http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367636
Перв. публик.: 06.06.06
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 274

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``