В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кодекс строителя капитализма. Назад
Кодекс строителя капитализма.


По прошествии четырех лет действия Трудового кодекса можно сказать, что Госдума поступила совершенно правильно, занявшись приведением трудового законодательства в соответствие с требованиями времени.

Трудовой кодекс РФ должен идти в ногу с временем - примерно такой рефрен сопровождал заседание "круглого стола" в Госдуме. Речь на нем шла об основных изменениях, которые в самое ближайшее время появятся в этом главном документе российского трудового законодательства.

Соответствующий законопроект 329663-3 уже прошел первое чтение и сейчас практически готов ко второму. Как рассказал председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, вносится в ТК порядка 650 поправок. А поскольку кодекс насчитывает всего 424 статьи, можно предположить, что в среднем в каждую из них будет внесено полтора изменения и на выходе получится документ, не имеющий ничего общего с ныне действующим.

Но на самом деле все не так страшно. Андрей Исаев особо подчеркнул, что в планы законодателей вовсе не входило коренным образом менять кодекс. Напротив, сказал он, "новые поправки не ломают концепции кодекса, а делают его более сбалансированным, продуманным". И добавил: "Нормы, заложенные в рамках существующей концепции, должны быть сохранены и в дальнейшем развиваться".

А руководитель подкомитета по трудовым отношениям и вопросам оплаты труда Комитета Госдумы по труду и социальной политике Сергей Неверов уточнил, что видоизменяется только 281-я статья кодекса, при том, что многие поправки носят либо чисто редакционный, либо сквозной характер. Так, слово "организация" решено заменить словом "работодатель". Этим законодатели надеются максимально уравнять в правах и обязанностях индивидуальных работодателей и работодателей - юридических лиц. Например, частные предприниматели в результате такого нововведения получат право ведения трудовых книжек, которого у них нет сегодня. А граждане, которые трудятся у них под началом, - возможность проводить коллективные переговоры и заключать коллективные соглашения, с тем чтобы обязать работодателя предоставлять им определенные социальные гарантии.

К слову, именно во время обсуждения поправок в механизм заключения коллективных соглашений на "круглом столе" было "сломано больше всего копий". Дело в том, что законопроект вводит в статью 48 норму о принудительном распространении коллективного соглашения на организации, не участвовавшие в переговорах и не заключившие соответствующего соглашения с профсоюзом. Скажем, если работодатель не представил сторонам социального партнерства в течение строго определенного срока мотивированный отказ присоединиться к соглашению либо просто проигнорировал его, то он будет обязан его выполнять.

Некоторым участникам обсуждения показалось, что данное положение чревато неприятными последствиями. Так, по мнению заведующего кафедрой трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декана факультета госслужбы Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Александра Куренного, "подобный механизм может послужить прекрасным средством для того, чтобы задавить конкурентов". Собираются, скажем, несколько монополистов в сфере машиностроения, разрабатывают коллективное соглашение и предлагают присоединиться к нему маленьким заводикам. Но последним просто не под силу выполнить заложенные в соглашении условия. В результате небольшие предприятия будут просто вытеснены с рынка. "Считаю, - заключил Куренной, - что редакция статьи 48 противоречит принципам социального партнерства. Да, в статье речь идет о мотивированном отказе, но где критерий мотивированности и кто будет ее оценивать?"

А вот директора Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ Александра Сафонова данная норма как нельзя более устраивает. Дело в том, что правительственной стороне часто приходилось выступать в роли арбитра при ведении коллективных переговоров между объединениями работодателей и профсоюзами. Вопрос о том, как распространять отраслевое соглашение на тех, кто в переговорном процессе не участвовал, был одним из спорных. Если поправка пройдет, правительственная сторона сможет вздохнуть более свободно: у нее станет одной головной болью меньше.

Надо сказать, что правительственной стороне вообще грех жаловаться. Из более чем 100 поправок, внесенных ею в предложенную депутатами редакцию законопроекта, было учтено подавляющее большинство. И все же, констатируя, что представленный на обсуждение законопроект - это согласованный, сбалансированный документ, Александр Сафонов не преминул добавить: "По ряду позиций мы все-таки не смогли договориться".

И это не удивительно, ведь всем угодить просто невозможно. Как неоднократно подчеркивалось на заседании "круглого стола", Трудовой кодекс - слишком объемный, сложный и во многом компромиссный документ, а значит, потребуется не раз и не два возвращаться к нему, дабы убрать неточности и противоречия и учесть меняющуюся ситуацию на рынке труда. Представленный на обсуждение законопроект был в полном объеме согласован со всеми сторонами социального партнерства, участвующими в переговорных процедурах в рамках рабочей группы Комитета Госдумы по труду и социальной политике. Понятно, что какие-то поправки, замечания, предложения, не устраивающие одну из сторон социального партнерства, остались вне рассмотрения, чем-то пришлось поступиться работодателям, чем-то - профсоюзам, а чем-то и Правительству. Но все эти уступки были сделаны ради пользы общего дела.

Отчасти так произошло, например, с некоторыми "северными" нормами. Из выступления председателя постоянного комитета Государственного собрания Республики Саха (Якутия) по экономической и инвестиционной промышленной политике Геннадия Вадюхина вытекало, что новые поправки в ТК по-прежнему делят граждан, работающих вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на своих и чужих. Первые и живут, и работают на северных территориях, вторые трудятся на Севере, а проживают и соответственно проводят междувахтовый отдых за его пределами. Так вот вторым время междувахтового отдыха в трудовой стаж не засчитывается, что, конечно же, сильно сказывается на размере пенсии.

Речь в данном случае, справедливо парировал претензию заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по труду и социальной политике Александр Леонов, идет не о трудовых отношениях, а о пенсиях. А это не предмет трудового законодательства.

О трудовом договоре нельзя сказать того же. Это важнейший документ, определяющий взаимоотношения работника и работодателя. Между тем, как показала практика, при его заключении и выполнении возникает немало шероховатостей. Законодатели попытались устранить хотя бы часть из них. В результате в законопроекте появилась поправка в статью 57 ТК "Содержание трудового договора". Она предлагает отказаться от понятия "существенные условия трудового договора" и заменить его на "обязательные и дополнительные условия трудового договора". Дело в том, что работодатель подчас ошибочно считал, что некие условия трудового договора являются несущественными, не выполнял их и тем самым ущемлял работника в его правах.

Еще одна, чисто "трудовая" поправка - введение термина "испытание" вместо термина "испытательный срок" - тоже была воспринята участниками "круглого стола" не вполне однозначно. Заведующий кафедрой трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Куренной счел, что под испытанием можно понимать два момента. Есть испытание до заключения трудового договора - интервью, тестирование и прочее. И есть испытание как таковое на рабочем месте, после заключения трудового договора. Таким образом, сделал вывод Куренной, новый термин уменьшает шансы человека устроиться на работу, поскольку ему могут отказать еще на стадии первичного обращения в отдел кадров.

Но, как известно, все проверяется на практике. Если неправильное толкование закона будет иметь место, значит, надо либо обучать участников трудовых отношений юридической грамотности, либо в срочном порядке вносить в документ необходимую правку. В конце концов кодекс все равно не может остаться "незыблемым столпом", поскольку жизнь не стоит на месте, ее реалии надо отслеживать и отражать в законодательстве. Депутаты прекрасно понимают это. Не случайно Комитет Госдумы по труду и социальной политике предложил сформировать постоянно действующую рабочую группу по мониторингу трудового законодательства.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Олег Морозов первый заместитель Председателя Госдумы

По прошествии четырех лет действия ТК можно сказать, что Госдума поступила совершенно правильно, занявшись приведением трудового законодательства в соответствие с требованиями времени. Практически сразу после принятия ТК началась работа над внесением уточнений и изменений, которые диктовались самой практикой применения кодекса, самой жизнью, теми импульсами, которые шли и от профсоюзов, и от работодателей, и от законодателей. В результате получился законопроект не только Комитета по труду и социальной политике, не только парламентского большинства. Это законопроект, который вносят думские профессионалы совместно со всеми тремя сторонами трудовых отношений.

Трудовой кодекс слишком объемный, сложный и во многом компромиссный документ, а значит, потребуется не раз и не два возвращаться к нему, дабы убрать неточности и противоречия и учесть меняющуюся ситуацию на рынке труда. Законопроект был в полном объеме согласован со всеми сторонами социального партнерства.





http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367626
Перв. публик.: 09.03.06
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 277

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``