В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Морозов, первый заместитель Председателя Государственной Думы: Есть шанс сказку сделать былью. `Парламентская Газета`, 27 Января 2006г. Назад
Олег Морозов, первый заместитель Председателя Государственной Думы: Есть шанс сказку сделать былью. `Парламентская Газета`, 27 Января 2006г.



В ближайшие годы в центре внимания партии "Единая Россия" будет находиться контроль над реализацией четырех приоритетных национальных проектов, инициированных Президентом Владимиром Путиным: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса". Впервые государство инвестирует огромные деньги в повышение качества жизни людей, в развитие "человеческого капитала". Одновременно это открывает благоприятные возможности для комплексной модернизации общества и государства, которые надо непременно использовать. Остановимся отдельно на каждом из проектов.

Кто не знает, что общественное здравоохранение сегодня не в состоянии обеспечить население качественной и доступной медицинской помощью. В последние годы предлагались различные варианты реформирования отрасли. Однако без должного финансового обеспечения все они были обречены на неудачу. Сейчас ситуация принципиально иная: у государства не только появились финансовые средства, но есть и политическая воля коренным образом улучшить ситуацию с охраной здоровья народа.

Вместе с тем достойное, цивилизованное финансирование здравоохранения (по мнению ВОЗ, не менее 6 процентов ВВП) - необходимое, но недостаточное условие развития отрасли. Чтобы деньги не "ушли в песок", нужны еще решительные, продуманные шаги по ее системной модернизации, что в свою очередь невозможно без соответствующего законодательного обеспечения.

Напомню в этой связи, что по итогам заседания президиума Государственного совета 11 октября 2005 года в Пензе Президентом РФ было поручено Правительству подготовить в наступившем году проекты законов, направленных на конкретизацию государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, модернизацию системы обязательного медицинского страхования, а также по вопросам расширения хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, страхования профессиональной ответственности медицинских работников. При этом предполагалось, что первые два из этих законопроектов будут приниматься Государственной Думой в пакете. Однако в план законопроектной деятельности Правительства на 2006 год включен только один документ - "Об обязательном медицинском страховании".

В чем здесь дело? Почему внесение этих законов в Государственную Думу откладывается уже не в первый раз? Похоже, министерства и ведомства никак не могут договориться между собой, согласовать позиции. А может, после "монетизации льгот" Правительство просто не решается запускать новую реформу?

В любом случае - очень жаль. Ведь модернизация здравоохранения - это не насаждение платной медицины, не поголовная замена "узких" специалистов врачами общей практики, не бездумное сокращение коек в больницах, как продолжают считать многие, а введение реального медицинского страхования, законодательное закрепление государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

В конечном счете задача состоит в том, чтобы превратить здравоохранение в высокоэффективный сегмент экономики, когда лечебные учреждения начнут вести конкурентную борьбу за каждого пациента. Должен честно признать: пока нет уверенности, что именно такое понимание реформы донесено до людей.

Как бы то ни было, проект "Здоровье" пока придется вписывать в старую систему.

Что касается другого проекта, то, модернизируя образование, мы не можем не исходить из того, что Россия входит в информационное общество, которое будет трансформироваться в общество знаний. А из этого со всей непреложностью следует, что качественное образование должно стать доступным для представителей всех социальных групп российского общества.

Однако в стране пока берет верх другая тенденция. Из года в год растет доля платного высшего образования, которая составляет уже 54 процента. Считаю, что национальный проект "Образование" призван переломить эту тенденцию. Иначе мы окончательно потеряем доставшуюся нам в наследство интеллектуальную среду, которая всегда была конкурентным преимуществом России.

Представляется, что потребуется новая редакция закона об образовании, особенно в свете поручения Президента по разработке и принятию федерального закона о бесплатном обязательном общем среднем образовании.

В продолжение темы отмечу, что платность образования отнюдь не гарантирует его высокого качества. Сейчас, по оценкам Министерства образования и науки, около 10 процентов вузов и их филиалов не отвечают современным требованиям. Периодически возникают так называемые институты-однодневки, весь смысл существования которых сводится к торговле дипломами. Озабоченность вызывает также и рост количества университетов, многие из которых являются таковыми только по названию.

На мой взгляд, эту проблему без активного участия бизнеса не решить. Ведь именно он является одним из основных потребителей результатов работы сферы образования. Поэтому представители работодателей должны участвовать в мониторинге и прогнозировании спроса на специалистов, в оценке качества их профессиональной подготовки, в разработке стандартов образования. Словом, мы должны встать на путь, по которому уже давно идут цивилизованные страны с высокоэффективной экономикой, когда качество специалистов оценивается не столько образовательной средой, сколько средой потребления, то есть в данном случае бизнесом, экономикой. Не исключено, что все эти новации потребуют законодательного закрепления.

Разумеется, не обойтись нам и без эффективного государственного контроля. Рядом депутатов был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В минувшую среду он был принят в первом чтении. Предлагается создать государственную систему контроля и надзора в сфере образования на двух уровнях - федеральном и региональном, обеспечить независимость уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, от органов управления образованием и учредителей образовательных учреждений.

Этот на первый взгляд "технический" законопроект имеет важнейшее значение. По сути дела речь идет о становлении общенациональной системы государственного контроля и надзора в сфере образования как обязательного условия модернизации этой сферы, эффективности любых финансовых вливаний, защиты прав граждан на получение качественного образования.

Следующий проект - "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - на мой взгляд, является крайне сложным для реализации. Разумеется, имеется в виду не выполнение его отдельных пунктов, а достижение реальных конечных результатов - формирования рынка доступного жилья.

Конечно, в бюджете хватит денег, чтобы осчастливить квартирами тысячи и даже десятки тысяч семей, объявив затем об этом на весь мир по телевизору как о великой победе. Но речь идет совсем о другом. Задача национального проекта - заложить вектор движения на длительную перспективу, последовательно и неуклонно, шаг за шагом помогая решать квартирный вопрос основной массе населения.

Выделю здесь, на мой взгляд, два основных момента. Во-первых, рынок доступного жилья будет сформирован, если люди наконец начнут хорошо зарабатывать и получат возможность брать "длинные дешевые" деньги по ипотеке. При этом в особой поддержке государства все равно не перестанут нуждаться молодые семьи, военнослужащие, уволенные в запас, "чернобыльцы", вынужденные переселенцы, ветераны и инвалиды. Во-вторых, стоимость жилья должна быть разумной, для чего надо перекрыть все каналы для поборов и доходов спекулянтов, которые сейчас составляют до 50 процентов стоимости жилья. Для этого следует устранить все административные барьеры, препятствующие наращиванию темпов жилищного строительства, максимально упростить оформления земельных участков под застройку. Одновременно в бюджетах всех уровней необходимо предусмотреть средства на оснащение инженерной инфраструктуры, что существенно снизит затраты застройщика, а следовательно, и стоимость жилья.

Понятно, что эта работа потребует серьезного законодательного сопровождения. Необходимо будет принять почти 30 федеральных законов. Среди первоочередных - закон о строительных сберегательных кассах, который позволит развивать накопительные механизмы приобретения жилья, внесение изменений и дополнений в законы о долевом участии в строительстве, об инновационных фондах. Не исключаю, что нужен специальный закон о социальной ипотеке, четко определяющий права людей, которые не имеют возможности приобрести квартиру по рыночной стоимости.

Но что мы собираемся получить, так сказать, в сухом остатке? Стоит ли овчинка выделки? Судите сами. К 2010 году объемы жилищного строительства должны увеличиться в два раза - до 80 млн. кв. м, объемы выдаваемых ипотечных кредитов - в 20 раз - до 415 млрд. рублей, доля семей, которым будет доступно приобретение жилья, возрастет в 3,2 раза - до 30 процентов. В то же время произойдет снижение рыночной ставки по ипотечным кредитам с 14 - 15 до 8 процентов, а среднего времени нахождения в очереди на получение социального жилья - с 20 до 7 лет.

Нет, правда, пока ответа на, пожалуй, один из самых принципиальных вопросов. А на какой максимальный срок в том же 2010 году можно будет получить ипотечные кредиты - на два года, пять или десять лет? Если, скажем, на два года, то никакая семья со средними доходами даже при невысоких процентах этот кредит не потянет. Хотелось бы, чтобы и первый взнос был небольшим - не превышал 10 - 15 процентов от стоимости квартиры.

Национальный проект "Доступное комфортное жилье - гражданам России" решает задачи модернизации не только одной конкретной отрасли. Делается попытка изменить поведенческие настроения огромной массы людей, их социальную психологию, сформировать, если хотите, "нового человека" - представителя среднего класса, которому есть что терять. Инвестируя в этот проект, мы по сути дела вкладываем деньги в будущее России, в ее стабильное развитие.

А вот к национальному проекту "Развитие агропромышленного комплекса" эпиграфом просится изречение Жана Жака Руссо:

"Владейте хоть всеми богатствами мира, но если у вас нечем питаться, вы всегда зависимы от того, кто может дать вам это питание".

Сейчас треть важнейших продуктов питания поступает на наши прилавки по импорту. Мало того, что это ставит Россию в продовольственную зависимость от внешнего рынка. Засилье импорта сдерживает развитие собственного производства, и не только сельскохозяйственного. Как известно, один работающий в сельскохозяйственном производстве способствует созданию пяти-шести рабочих мест в других сопутствующих отраслях.

Но прежде всего отмечу, что без законодательного закрепления государственной аграрной политики реализация этого проекта может свестись к заурядному пиару. Бизнес просто не поверит, что в этот проект можно вкладывать средства. А возможности государства и частного капитала, по оценке министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, соотносятся здесь как 1 к 8 - 10. Поэтому надо определить правила на долгосрочный период, приняв соответствующие законы, включить те или иные рычаги таможенно-тарифного и налогового регулирования экономики.

Например, через принятие федерального закона о развитии сельского хозяйства можно было бы создать механизм поддерживания паритетных отношений агропромышленного комплекса с другими отраслями экономики. Положение дел здесь сложилось нетерпимое. В частности, за последние 14 лет цены на дизельное топливо возросли в 65 раз, на электроэнергию - в 122 раза, тогда как на пшеницу - всего... на 12 процентов. По самым скромным оценкам, сельское хозяйство ежегодно теряет на этом почти 20 миллиардов рублей.

Следует привести в соответствие со спецификой аграрного производства налоговое законодательство, распространив действие системы налогообложения для сельхозпроизводителей на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, упростить процедуру оформления права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, убрать все препоны развитию мелкотоварного производства и личных подсобных хозяйств. Что-то надо делать и с долгами сельскохозяйственных предприятий. Они уже перевалили за 400 миллиардов рублей.

Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что в любом случае еще немалое время будет дешевле везти, скажем, мясо из Бразилии, а картофель - из Египта. Но это - не выход. А значит, надо, как это делают страны ЕЭС и Северной Америки, выделять дотации на закупку продовольственных товаров отечественного производства и тем самым гарантировать спрос на них. Будет спрос, будет и стимул развивать свое производство.

Вместе с тем конечная цель этого национального проекта, его суть и глубинный смысл - не защита отечественных производителей и даже - не сельского хозяйства в целом. Развивая агропромышленный комплекс, мы тем самым берем под защиту треть населения страны, проживающего на селе. Не может быть и речи о модернизации общества, пока село будет пребывать в состоянии постыдной бедности, в каком оно находится сегодня.

Глубоко убежден, что все эти четыре приоритетных национальных проекта, к которым "Единая Россия" предлагает добавить еще один - "Дети России", следует рассматривать как единое целое. Неудача хотя бы одного из них обернется неуспехом для всех остальных. Нельзя превратить в оазис - и мы это уже проходили не раз - отдельно взятую сферу нашей жизни. История дала нам еще один шанс начать модернизацию общества, и он должен быть использован.




http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367618
Перв. публик.: 29.01.05
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 272

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``