В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым на телеканале НТВ. 18 декабря 2005г Назад
Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым на телеканале НТВ. 18 декабря 2005г
Выступление Заместителя Секретаря Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия", Первого заместителя Председателя ГД РФ Олега Морозова в программе телеканала НТВ "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".


Ведущий: Наш следующий гость первый вице-спикер Государственной думы Олег Морозов . Здравствуйте, Олег Викторович.

О.МОРОЗОВ : Здравствуйте.

В: Прошу Вас. Олег Викторович, последнее время, когда речь идет о Единой России, все чаще народ говорит: слушайте, страшно похоже на КПСС. Может объяснить, в чем отличие, а в чем сходство?

О.МОРОЗОВ : Начну со сходства. Сходство в том, что КПСС строили очень умные и дальновидные люди. Я думаю, что если говорить о системности в работе, то опыт КПСС нужно просто изучать всем политическим партиям (и нашим, и зарубежным). Там очень много поучительного. В том числе и того, что не надо делать и повторять. И поэтому я перехожу ко второй части Вашего вопроса. Почему это не КПСС? Это не КПСС потому, что главная идея Единой России, как политической партии, это открытая публичная конференция. Когда мы принимали в этом году Закон о выборах в Государственную думу, фактически мы наступали на горло, пользуясь выражением Маяковского, собственной песни. Мы принимали этот закон, понимая, что мы отбираем у себя те преимущества, которые мы себе добыли за предыдущую электоральную историю. Мы научились выигрывать выборы в одномандатных округах.

В 2003 году мы это доказали. Теперь мы сами себе поставили на этом как бы блок, объясняя это только одним - мы даем шанс тем политическим партиям, которые сегодня не так сильны, которые еще собираются прийти на политическую сцену, побороться с нами за места в Государственную думу.

В. СОЛОВЬЕВ: Олег Викторович, и да и нет, просто когда мы с вами говорим о КПСС, сразу всплывают серые люди, пайки, радостная, добрая жизнь, если ты член партии, и преследования, если ты не член партии, и принцип демократического централизма, когда партия сказала, проголосовала, и все голосуйте как едины.

О. МОРОЗОВ : В "Единой России" есть то, о чем говорил в свое время Владимир Ильич Ленин. Как обязательно будут примазываться те, кто приходит в партию ради того, чтобы сделать карьеру, для того, чтобы получить паек там или что-то еще такое. С этим сталкивается любая политическая партия, у которой есть очень мощные союзники, такие как президент Путин, который не скрывает, что из всех политических партий он больше всего симпатизирует "Единой России", хотя он не является членом партии. В этом смысле мы...

В. СОЛОВЬЕВ: Какой недостаток!

О. МОРОЗОВ : Ну, исправимый, исправимый. Так вот, в этом смысле мы этими болезнями болеем. Мы этот процесс видим. Хотя в нем есть и минусы и плюсы. Я, например, понимаю, что если у человека здоровые амбиции, если он хочет сделать политическую карьеру, ну, например, стать депутатом законодательного собрания Брянска, Тамбова или...

В. СОЛОВЬЕВ: То надо примазаться к "Единой России".

О. МОРОЗОВ : Надо прийти в ту политическую партию, через которую ты можешь получить такую возможность.

В: Я только не понимаю, причем здесь слово "политическое". Но ведь это к чему приведет. К тому, что у вас будет партия любителей любой власти. У коммунистов хотя бы была какая-то идеология в начальный момент. А какая идеология у вас.

О. МОРОЗОВ : Володя, мне кажется, что вы сейчас ну простите, скажу, как думаю. Повторяете некие расхожие штампы, которые с одной стороны, наверное, имеют под собой какую-то основу, но с другой стороны давно уже не соответствуют многим реалиям. Ну, начну с первого. Знаете, сегодня успешная партия не может быть партией без лица, без идеологии, и без программы. Не может быть. Вот попробую ответить на ваш вопрос как бы с другой стороны. Когда мои оппоненты ругают "Единую Россию", а вы знаете, что мы самая ругаемая партия, это совершенно нормально. Потому что у нас много оппонентов, сильные всегда как бы в центре.

В: При этом интересно говорят, ругать "Единую Россию" считается хорошим тоном, но если ты ругаешь, например, правых, то тебе говорят, зачем ты это делаешь, им и так тяжело. Интеллигентный человек не должен это делать.

О. МОРОЗОВ : Интеллигентному человеку как бы непристойно ругать. Вы же вот поругиваете "Единую Россию".

В: Ой, страшно.

О. МОРОЗОВ : Мы с вами всегда в диалоге и всегда диалог такой, так сказать, вы как критик, я как человек, который пытается вам что-то объяснить. Итак, скажите, а главный тезис в критике "Единой России" 2005 года.

Они реформируют политическую систему не так, как это требуют правила демократии, правила развития конкуренции между партиями, это вообще что-то такое, что должно подвергаться критике, если ты либерал, да, т. е. то, что политические партии становятся главным игроком на политической сцене, да, то, что политические партии могут выдвигать губернатора, если они побеждают на региональных выборах. Вопрос: за что нас критикуют? Нас критикуют за позицию. За идеологию, за некий курс, за некую программу, вот за что нас критикуют, так как же тогда с тезисом о том, что нет идеологии, нет курса...

В: Потому что когда есть идеология, то не может в одной партии находиться Дарькин, так недавно еще бывший членом СПС, в этом же партии находятся люди, которые еще вчера были закостенелыми коммунистами, когда смотришь, кто вступает, то целый ряд губернаторов, которым кажется, что нужна любовь президента, плюс врачи, учителя, зубные техники, деятели культуры.

О. МОРОЗОВ : - Это не проблема идеологии партии. Это проблема в том числе тех людей, которые приходят в партию, ну, преследуя определенные корыстные цели, если хотите. Прямо называю это словом корысть. Где-то она в хорошем смысле корысть, когда человек хочет сделать, ну, карьеру и понимает, что это ему нужно как инструмент, а где-то это действительно просто элементарное лизоблюдство, некая страховка, да, гарантия, что меня не тронут, потому что я член партии.

Эта болезнь любой растущей партии. Я уверен, что если в России появится мощная влиятельная объединенная либеральная правая партия, то определенная часть людей из Единой России перейдет в эту партию.

В: Но пока еще....

О.МОРОЗОВ : Если в России появится социал-демократическая партия, часть уйдет туда.

В: А что же останется?

О.МОРОЗОВ : А останется те, кто вот собственно и есть Единая Россия. Это нормальная жизнь партии.

В: А скажите, Ваша партия с кем-нибудь дружит? Вот заседание Государственной думы. Люди приходят...

О.МОРОЗОВ : Дружат в каком смысле?

В: Сейчас объясню. В профессиональном. Люди приходят, например, и говорят: вот мы разработали законопроект. Вот за время вашего царствования в Государственной думе Единой России хоть один законопроект от других партий был рассмотрен, утвержден и стал законом?

О.МОРОЗОВ : Буквально вот неделю или две тому назад Государственная дума одобрила законопроект, разработанные депутатом фракции ЛДПР. Сейчас... Да простит он меня, если фамилия ... Головатюк его фамилия.

В: Хорошая фамилия.

О.МОРОЗОВ : Авторский законопроект, разработанный конкретным депутатом и поддержанный Государственной думой.

В: Все?

О.МОРОЗОВ : Надеюсь, что есть такие законопроекты в течение этих двух лет, которые были выдвинуты депутатами, поддержаны другими фракциями и не один, и не два, а думаю, что речь идет на десятки, готов это доказать просто после этой передачи.

В.: Понимаю, но сам факт, что вам об этом надо думать, четко показывает, что проблема существует.

Короткий такой ответ совсем. А куда мы движемся? Вот именно в плане развития гражданских свобод. К какому обществу мы движемся. Ну просто к чисто конституционному, что это будет.

О. МОРОЗОВ : На мой взгляд, это президентская республика, это страна, в которой действуют абсолютно все традиционные для классической демократии нормы. Это, безусловно, страна, которая будет гораздо более истово, чем другая европейская страна отстаивать свои национальные интересы в силу того, что многие бы хотели, чтобы у нас этих национальных государственных интересов не было. Это страна, которая будет очень болезненно относиться к любой попытке ее растащить на куски, потому что для России это просто смертельно. И поэтому для нас принцип демократического федерализма это принцип важнейший для сохранения целостности с одной стороны, а с другой, чтобы каждый человек независимо для оттого, какая там у него пятая графа. И где он живет, на Чукотке или в Чечне, чтобы он чувствовал себя частью этой большой страны. Чем не идеология, чем не путь?

В. СОЛОВЬЕВ: Мы с вами живем в условиях одной, конкретно взятой России. Мощная эффективная партия всегда будет стремиться законсервировать свое правящее положение. А в условиях, когда в избирательной кампании принципиально важную роль играет административный фактор, то невольно мы подталкиваем всю страну к новой форме авторитарного правления, где будет опять одна могущественная эффективная партия, которая просто не даст никому даже близко подойти.

О. МОРОЗОВ : Если партия "Единая Россия" будет выстраивать в стране тоталитарную систему...

В. СОЛОВЬЕВ: Авторитарную...

О. МОРОЗОВ : Авторитарную систему, я выйду из этой партии. Володя, я выйду из этой партии.

В. СОЛОВЬЕВ: Будете преподавать в университете?

О. МОРОЗОВ : Я найду, чем заняться. Я найду, чем заняться. Полагаю, полагаю, что все избирательные кампании, которые проходят сегодня в регионах, не дают основания возводить в абсолют те опасности, о которых вы говорите. Наверное, они есть. Наверное, есть какой-то административный ресурс, хотя я всегда задаю вопрос, Лужков первый номер в списке "Единой России" в Москве - это административный ресурс? И да и нет.

Уже сам факт наличия Лужкова в списке, как популярного эффективного мэра, конечно, дает определенные преимущества ....

В: Но, съезд в Красноярске. Обращение иностранных делегаций, забитые гостиницы не пускать никого. В Москве избирательная кампания, гигантские плакаты только "Единой России", хотя идут выборы, все остальные маленьким шрифтом не известно где. Ну, хочется сказать, слушайте, граждане, вы же все с глазами, вы и так выигрываете с диким преимуществом, ну чего хамить-то, ну уж играйте по правилам, которые сами утвердили.

О. МОРОЗОВ : - Политика очень похожа на уличную драку. Есть правила уличной драки, не замахивайся, замахнулся, бей, да, замахнулся, не ударил, проиграл, вот в политике правила примерно такие же. Если вы входите в настоящую политическую кампанию, схватку, это как жениться, если я иду к девушке и прошу ее руки, я должен сказать, я самый лучший, полюби меня, посмотри, какой я хороший. А представьте, я подхожу к ней и говорю: ты знаешь, вообще я не плохой парень, но Соловьев, если ты на него посмотришь, он тоже ничего, да. Так она скажет, подожди, так ты что хочешь, ты что, хочешь, чтобы я за тебя замуж вышла или ты тут рекламную кампанию проводишь?

В: Да женятся не на лучших, а на любимых.

О. МОРОЗОВ : - Правильно, правильно. Так надо доказать.

В: Доказывать, что лучше?

О. МОРОЗОВ : - Доказать, чтобы тебя полюбили. Вы никогда не пробовали так за девушкой ухаживать?

В: Женщины любят за факт существования, а вот ненавидят за грязные носки. Поэтому здесь вот никуда не деться. Прошу ваши вопросы, кто желает.


Вопросы зрителей

- Уважаемый Олег Викторович, вам не кажется, что уже где-то вот-вот начнет терять "Единая Россия" свое уважение среди простого населения. Почему, потому что вот и даже можно подчеркнуть, что пришлось изменять избирательный закон. По Москве. Взять планку 25 процентов только. Проголосовало ладно, там где-то 35. А "Единая Россия" из них получила только 47, это значит, из всех избирателей лишь 15 процентов проголосовали за "Единую Россию" по партиям, а 85 либо против либо просто не пошли голосовать, т. к. не верят в эти наверное выборы.

О. МОРОЗОВ : Ну, вы знаете, есть правило выборов. Это уже другой вопрос, какие эти правила. Я, кстати сказать, считаю, что планка в 35 процентов для выборов местных, т. е. не федеральных, это достаточно высокая планка. С другой стороны, наверное, плохо то, что на выборы ходят не достаточное количество избирателей и как бы передоверяет кому-то право либо голосовать за меня, либо также не придти как я.

Сегодня Москва проголосовала, на мой взгляд, ровно так, как она действительно считает должна быть устроена Московская государственная дума. Это голосование в полной мере соответствует влиянию и весу тех людей, которые возглавляли список Единой России. Конечно, Владимир где-то от части наверное прав, когда говорит: вышел такой тяжеловес на политическую сцену, и прошелся таким катком в ходе избирательной кампании доказывая, что он такой мощный и сильный. И доказал. И не всем это нравится. И все говорят: а вот что-то уж больно он демонстрирует, что он такой мускулистый. Может быть, это действительно имеет место. Но сомневаться в том, что результат этих выборов отвечает волеизъявлением москвича, у меня нет никаких оснований.

В: Пожалуйста.

- Скажите, как Вы относитесь к молодой партии Жизни, являющейся вашей оппозицией?

О.МОРОЗОВ : Как к любой другой политической партии, в которой я не состою. Это означает две вещи. Первое, к любой партии, которая является моим соперником, нужно относиться с уважением. И с другой стороны всегда видеть ее слабые места для того, чтобы, когда наступит момент публичной полемики, борьбы, ты должен быть сильнее.

В: Пожалуйста.

- В России законы хорошие, проблемы с их исполнением. Говорят, что мешает бюрократия. По сути, все ведущие бюрократы состоят в вашей партии. Как здесь вы действуете.

О. МОРОЗОВ : Ну, насчет ведущих бюрократов, я знаю, ведущих бюрократов, которые не состоят в нашей партии.

В: Назовите.

О. МОРОЗОВ : Например, лидеры финансового блока правительства не являются членами партии.

В: Алексей Кудрин, по-моему, написал заявление в партию, говорил в сейфе лежит.

О. МОРОЗОВ : Не знаю, это какая-то такая загадочная история, от которой Алексей Кудрин отрекся.

В: А Зурабов в партии.

О. МОРОЗОВ : Нет, не берите его. Я могу просто назвать членов правительства, которые являются. Жуков, Шойгу, как один из основателей партии, это Кардиев и Фетисов, четыре человека. Так вот, такая проблема действительно есть. Там не хватает иногда, на мой взгляд, политической воли для того, чтобы действительно принять ряд законов, которые бы офлажковывали бы бюрократа гораздо эффективнее, надежнее, чем это происходит сегодня. Ну, скажем, рассматривается в Думе закон об ограничении полномочий каких-либо чиновников там, лицензирование или кто-нибудь еще. Вы не представляете, что происходит. Иногда начинаешь чувствовать себя идиотом, потому что тебе начинают настолько убедительно объяснять, что этого делать нельзя, потому что это там подорвет экономику, там, и еще.

Что ты уже действительно думаешь, что может быть в этом есть какой-то смысл. Это целая песня, которой можно, или роман, .... который можно писать, как идет борьба между Думой и бюрократией, как вы называете, для того, чтобы принять закон, который реально бы работал.

В: Звучит как внутривидовая борьба.

О. МОРОЗОВ : - Внутривидовая, если хотите.

В: А потому что мне скажите, у вас когда-нибудь люди начнут голосовать за себя сами карточками, не доверяя свой голос кому-то еще?

О. МОРОЗОВ : - Честно?

В: Честно.

О. МОРОЗОВ : - Честно, в ближайшее время не начнут, потому что нужно просто кардинальным образом пересмотреть регламент Государственной думы, а ему уже 12 лет, уже есть некая традиция.

В: Ну, вы за это?

О. МОРОЗОВ : - Лично я за.

В: Спасибо большое, Олег Викторович. Сразу после рекламы вы узнаете, что объединяет музыкальные пристрастия принца Чарльза, Питера Гэбриэла, Иоанна Павла Второго, Матери Терезы, Никиты Михалкова. Мы встретимся с питерским ... квартетом.


Телеканал НТВ, Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым,
18 декабря 2005г.






http://www.morozov-ov.ru/


Док. 367614
Перв. публик.: 19.12.05
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 305

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``