В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия была и останется президентской демократией Назад
Россия была и останется президентской демократией


Член Бюро Высшего совета Партии "Единая Россия", Первый заместитель Председателя ГД РФ Олег Морозов ответил на вопросы молодых журналистов региональных СМИ в рамках проекта "Медиакратия":

Олег Морозов: Друзья, здравствуйте! В моей биографии был пятилетний период зарабатывания на хлеб пером, поэтому я знаю за какое нелегкое дело вы взялись. Готов вам помогать.

Колобов Александр г. Мурманск ТК Блиц: Олег Викторович! Как вы оцениваете уходящий год с точки зрения политики? Не считаете ли вы что в 2005-ом году Госдума наделала немало ошибок (одна из них самая яркая, по мнению многих, монетизация)?
Олег Морозов: Общая оценка 2005 года, политическая, - плюсов больше чем минусов. 2005 год - это год завершения реформы политической системы предложенной Владимиром Путиным. Последствия этой реформы ощутит на себе каждый гражданин уже в ближайшее время, поскольку впервые и теперь на многие годы, главным действующим лицом становятся политические партии.

Что касается монетизации. Дважды от имени фракции я выступал с думской трибуны, твердо настаивая на мнении - замена льгот денежными выплатами правильное и абсолютно неизбежное решение. Согласен: в реализации закона было сделано столько ошибок, что за это пришлось в прямом смысле расплатиться деньгами из бюджета. Но подтверждаю, что предвыборная идея партии "Единая Россия" о том, что в стране не должно быть законов не обеспеченных реальными деньгами - верна.

Айсель Герейханова, Тверская Область "Тверская жизнь": На ваш взгляд, могут ли значительные изменения в политической системе в России (назначение губернаторов, право партий предлагать кандидатуры глав регионов, отмена одномандатников на выборах в Госдуму и так далее) привести к созданию условий для фактической смены формы государственного устройства - от президентской к парламентской. Спасибо.
Олег Морозов: Твердо отвечаю - нет. Мнение "Единой России" и мое личное - Россия есть и останется президентской демократией. Норма Конституции о том, что президент вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики и является гарантом Конституции - должна быть незыблемой.

Другое дело, что, начиная с муниципального образования, и, кончая федеральной властью, за право проводить в стране тот или иной политический курс, должны конкурировать реальные массовые федеральные партии. Смысл этого состоит в том, что партия предлагает избирателю этот курс и отвечает за его выполнение, предлагая кандидатуры на должность губернатора, выдвигая своих представителей в органы государственной власти, а в перспективе, предлагая кандидатуру на пост председателя правительства. Но последнее слово при избрании губернаторов и выдвижении главы федерального правительства должно оставаться за президентом.

Василий Королёв, Кемеровская область, газета "Кузнецкий край": Уважаемый Олег Викторович, насколько велик шанс у "Единой России" стать, в соответствии с недавним призывом Бориса Грызлова, действительно стопроцентно "узнаваемой" в таком качестве "партией власти"? Ну скажем (несколько, конечно, забегая вперёд) возможен ли вариант, при котором в 2008 году партия выдвинет (не поддержит, а именно изначально выдвинет) своего кандидата в президенты?
Олег Морозов: Партия и сейчас имеет возможность выдвигать кандидата в президенты. Полагаю, что "Единая Россия" должна воспользоваться этим правом в 2008 году. Считаю также, что уже в обозримом будущем каждый всенародно избранный президент России либо будет иметь партийный билет какой-то партии, либо в глазах избирателя твердо ассоциироваться с какой-то партией, которая его выдвигала и привела к победе.

Слова Бориса Грызлова о том, что "Единая Россия" должна стать реальной партией власти я понимаю так - в стране, в деятельности любых органов власти не должно оставаться зон свободных от партийного влияния. Реально властью владеет та партия, которая имеет возможность влиять на решения принимаемые как каждым органом местного самоуправления, так и федеральным правительством. Механизмов влияния очень много. Это отдельный вопрос.

Гришунина Наталья, газета "Известия Мордовии": Одним из важнейших итогов уходящего года является провозглашения четырех национальных проектов, в рамках реализации которых предполагается сделать немало для развития сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и образования. Однако ни для кого не секрет, что законодательных актов, расписывающих поэтапное выполнение конкретных шагов, пока нет. Региональные власти пребывают в состоянии ожидания директив из центра. Между тем, времени осталось мало. Не повторятся ли ошибки пресловутой монетизации?
Олег Морозов: Наверное, есть неточность в вопросе. Каких-либо дополнительных законодательных актов практически не нужно. Необходимо огромное количество нормативных ведомственных актов. И здесь вы правы, а опасения не беспочвенны. И именно этот вопрос обсуждался на первом заседании Совета по национальным проектам при президенте России. На этом заседании четыре министра, отвечающие за реализацию национальных проектов, представили сетевые графики подготовки соответствующих ведомственных нормативных актов и графики реализации каждого из проектов. Фактически, это картина движения каждого бюджетного рубля, каждого административного решения на целый год. Надеюсь, что ошибки реализации 122-го закона будут учетны.

Кедрин Андрей, Хакасия, Независимое информационное агентство: Здравствуйте! Уже сейчас национальные проекты подвергаются критике со стороны оппозиции. Недавно лидер "Патриотов России" Геннадий Семигин заявил, что в экономику необходимо вкладывать все средства Стабилизационного фонда. В противном случае нам сулят кризис через 20 лет - когда истощатся нефтяные ресурсы. Как Вы можете прокомментировать такое заявление?
Олег Морозов: Начну со Стабилизационного фонда. Думаю, на житейском уровне понятно, что если в семье хотят приобрести автомобиль, то, следовательно, для этого надо откладывать часть доходов и тратить на повседневную жизнь несколько меньше. Примерно также устроена жизнь государства. Стабилизационный фонд возникает сегодня не только потому, что оживилась экономика, растет промышленное производство, но и потому, что возникла благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Потратить все деньги Стабилизационного фонда сегодня означает, что завтра в силу различных причин может возникнуть ситуация, когда нечем будет расплатиться с внешними долгами которых еще немало, нечем будет индексировать рост пенсий и зарплат. И тогда может возникнуть кризис, подобный тому, который мы пережили с вами в середине 90-х годов.

Другое дело, что мы спорим с правительством по поводу размеров Стабилизационного фонда и путей его использования, способов получения доходов. Это правильная дискуссия и она не закрыта.

Кстати, на счет нефтяных ресурсов. В этом и смысл нашей стратегии: реальный рост экономики должен проходить не только и не столько за счет нефтяных ресурсов страны, а за счет опережающего роста высокотехнологичных современных отраслей машиностроения, переработки и так далее.

Сергей Плешаков, г.Нижний Новгород: Олег Викторович! Почему-то многие сегодняшние проекты ограничиваются 2008 годом. Есть ли у власти долгосрочные инновационные перспективы, ограниченные не временем, а качеством реализации?
Олег Морозов: Действительно есть краткосрочная программа правительства, расчитанная на три года. Но уверяю, что это никак не связано с политическими событиями 2008 года. Просто впервые, мы сделали попытку от планирования бюджета "на года", перейти к планированию финансовой политики на три года. Это позволяет нам видеть как будет прирастать бюджет, как будет меняться в сторону уменьшения инфляция, как будет расти ВВП. Могу поспорить, что в 2008 году будет следующая 3-летняя а может быть 5-летняя программа.

Одновременно по целому ряду отраслей планирование ведется на 10 лет вперед.

Пример: правительственная программа развития авиационной промышленности до 2015 года предполагает наличие даже конкретной цифры ежедневного выпуска российских самолетов. Буквально вчера держал в руках стратегический план развития крупнейшего автомобильного предприятия России "КАМАЗА" по которому к 2010 году предполагается удвоение производства большегрузов и почти полное изменение его модельного ряда. При этом федеральный и другие бюджеты получат от предприятия налогов в два раза больше, чем сегодня в сопоставимых ценах.

Смирнов Леонид, Москва, информационое агентство "Росбалт": Уважаемый Олег Викторович! Как Вы думаете, насколько велики шансы на скорое прохождение в парламенте закона о партийном правительстве? Какие силы могут быть не заинтересованы в его принятии? Могут ли это быть мелкие партии, неспособные составить большинство и быть допущенными к формированию правительства? Или, может быть, беспартийная администрация Президента? Когда реально закон может быть принят?
Олег Морозов: Серьезных оппонентов у идеи партийного правительства, на мой взгляд, нет. Возражения, которые я слышал от так называемых оппозиционных партий, кажутся мне несерьезными. Например, что этот закон "Единая Россия" делает под себя. Ответ: побеждайте на выборах и этот закон окажется сделанным под вас.

У меня есть твердое убеждение, что инициатором подобного законопроекта, как впрочем всех законов, принятых в развитии идеи партизации общества, должен быть президент. Поэтому все свои наработки я официально передал представителю президента в Государственной думе. Это тексты поправок в два закона и пояснительная записка. Поэтому вопрос о внесении и, следовательно, принятии закона, сейчас целиком зависит от позиции президента Российской Федерации.

Александра Белуза, газета "Ставропольская правда": Олег Викторович! По результатам грядущих парламентских выборов, очевидно, произойдет полная или частичная окраска правительства в партийные тона. Но самый главный приз для любой партии в любой стране - свой глава государства. Когда в России может появиться партийный президент? И второе -сегодня, как известно, уже две трети губернаторов имеют партийный билет "Единой России". А были ли случаи, когда партия отказывала главе региона в теплом приеме в свои ряды? Скажем, если бы ставропольский губернатор А. Черногоров сейчас постучался в партийную дверь, его бы пустили?
Олег Морозов: На первую часть вопроса я ответил.

Что касается губернаторов: уже сейчас желающих больше, чем тех, кто получает партийные билеты. Полагаю, что этим я ответил на ваш вопрос.

Клюева Ольга, Республика Мордовия, "КП"-Саранск".: Олег Викторович! Первый вопрос: в первом чтении Госдума приняла законопроект "О некоммерческих организациях", что вызвало бурю возмущения и критики со стороны Запада и некоторых наших правозащитников. Как вы оцениваете данный законопроект? Второй вопрос: появится ли в ближайшие годы партия достойная конкурировать с "ЕР"? Логично, если конкуренция будет жестче, то сформированное правительство более эффективно работает на благо народа.
Олег Морозов: Идеология закона о некоммерческих организациях правильная. Государству и обществу не может быть безразличным, какие организации действуют на его территории, какие цели они преследуют и из каких источников финансируются. Я лично столкнулся с ситуацией, когда моя племянница воспитывает годовалую девочку, брошенную собственной матерью, которая ушла в одну из религиозных сект. Сколько сегодня таких сект в России? Кто их финансирует? Как они появляются здесь? Разве на эти вопросы не должны быть даны ясные подкрепленные законом ответы?!

Что же касается опасений Общественной палаты и правозащитных организаций, то Госдума согласна с тем, что закон о некоммерческих организациях должен быть принят в редакции, когда не будут нарушаться права граждан и право человека быть членом той или иной неправительственной некоммерческой организации.

По второму вопросу: у меня есть уверенность, что в ближайшие годы будет происходить как консолидация всех партий левого толка, так и укрепление право-либеральных партий. По мере развития этого процесса, конкуренция со стороны этих партий по отношению к "Единой России" будет возрастать. Кроме того, уже сейчас на региональных выборах "Единая Россия" сталкивается с реальными влиятельными соперниками в лице КПРФ, партии пенсионеров, Аграрной партии. И победы на выборах - это, для нас, отнюдь не легкие прогулки по Невскому проспекту.

Александр Якуба, газета "Курск": В апреле этого года в "Единой России" появилось два крыла - левое и правое. Эксперты заговорили о создании двухпартийной системы внутри "партии власти". Что получилось в итоге и как Вы оцениваете подобное структурирование? Не кажется ли Вам, что в России еще рано и рискованно вводить назначаемость правительства победившей на выборах партией? Что будет, если, условно говоря, на выборах победит какая-нибудь популистская партия вроде Родины или ЛДПР? Может стоит повременить с подобным нововведением, пока в стране не появится вменяемой оппозиции, которой не страшно передать власть?
Олег Морозов: Никаких "крыльев" в партии нет и, уверяю, не будет. "Крылья" придумали не мы, партийцы, а недружественные представители СМИ. Что есть? Есть реальная внутрипартийная дискуссия по вопросу о средствах и методах достижения единых для всей партии целей и задач.

Не скрою, те кто представляет более либеральные взгляды в партии считают, что партия слишком рискованно предлагает тратить бюджетные доходы, что это может раскрутить инфляцию и ударить по карману граждан.

Те, кто исповедует идеи близкие к социал-демократическим, полагают, что в стране уже сложились условия, когда можно одновременно наращивать темпы экономического роста и вкладывать серьезные финансовые ресурсы в реализацию крупных социальных проектов (повышение зарплаты и пенсий). Но еще раз повторяю - это продуктивная и крайне полезная дискуссия, которая позволяет в каждом конкретном случае находить единственно верное реальное решение.

Что касается ваших опасений по поводу того, что популистская партия, победив на выборах сформирует свое партийное правительство, то они беспочвенны. Президент всегда сохраняет за собой право по Конституции не согласиться с рекомендацией такой партии, пойти на новые выборы или использовать иные механизмы, которые не позволят популистам определять социально-экономический курс страны.

И самое главное: я с уважением отношусь к собственным согражданам, к их выбору и уверен, что их выбор всегда будет сделан в пользу партии, которая предлагает стране реальную и эффективную программу ее развития.

Тимофей Шевцов, Южно-Сахалинск, Сахалинское приложение к "Аргументам и фактам", еженедельник "Телемир": Сколько бы мы не реформировали политические устои, государственную власть -толку от этого будет мало, пока не будет установлена обратная связь во взаимоотношениях общества и власти. Другими словами, чиновник должен чувствовать ответственность за то, что он делает или не делает. Причем, ответственность в законе должна быть не просто задекларирована, а иметь механизм реализации. Рассматривается ли этот вопрос как проблема в рамках политической реформы? Что вы лично думаете об этом?
Олег Морозов: Абсолютно с вами согласен. Но на мой взгляд, партизация нашей политической системы как раз и нужна для того, чтобы партия несла ответственность за своих представителей во власти, выдвигала их во власть и отзывала их за нерадивое исполнение своих обязанностей. А вы, как избиратель, имели право спросить с партии за ее кадровую политику на выборах один раз в четыре года. Партийный контроль - это фактически промежуточная ступень общественного контроля.

Но согласен и с тем, что на законодательном уровне необходимо предусмотреть более жесткие механизмы ответственности чиновников за исполнение их обязанностей. На федеральном уровне у парламента уже сегодня немало серьезных инструментов: вопрос о недоверии правительству и даже право на возбуждение процедуры импичмента в отношении президента.

Буквально вчера, в третьем чтении принят закон о парламентском расследовании, который, на мой взгляд, является очень эффективным инструментом парламентского контроля за работой всей системы органов государственной власти и каждого конкретного чиновника. Усилен гражданский контроль за деятельностью органов власти - Госдума приняла закон об Общественной палате и этот орган уже практически сформирован, в ближайшее время начнет действовать.

Родионов Максим, интернет-издание, Пермь: Как партия "Единая Россия" в 2006 году будет бороться с бюрократизмом федеральных и региональных чиновников, помогая народу - источнику власти в России?
Олег Морозов: Я бы предпочел не бороться с бюрократами, хотя и это надо обязательно делать, а недопускать их во власть. Вот здесь партия может сыграть решающую роль. Уже сегодня в большинстве законодательных собраний регионов действуют фракции партии "Единая Россия", представляющие большинство законодателей и прямо влияющих на кадровую политику. Уже сегодня в России нет ни одного более или менее крупного населенного пункта, где не действовали бы наши партийные организации. Есть примеры, когда местные партийные организации добивались снятия с должностей нерадивых чиновников, а некоторых доводили до суда. Вот это и есть реальный механизм борьбы с бюрократией. И пользоваться им мы намерены не только в 2006 году.

Михаил Бударагин, г.Великий Новгород: Здравствуйте! Первый вопрос - существуют ли реальные механизмы сдерживания инфляции? Почему инфляционные прогнозы, закладываемые в бюджет, вот уже который год оказываются неверными? Второй - не кажется ли Вам, что многие идеи и решения "Единой России" "пробуксовывают" из-за того, что в региональные отделения партии попадают случайные люди, которые заинтересованы не в развитии партии, а в продвижении собственного бизнеса?
Олег Морозов: Механизмы сдерживания инфляции общеизвестны: количество денег в обороте не должно превышать соответствующего набора производимых товаров и услуг. Именно этим определяется, в частности, то, что правительство не может сегодня направить значительную часть Стабилизационного фонда на повышение зарплат и пенсий. Есть еще такое понятие как "инфляционная спираль". Оно означает, что если механизм инфляции запущен в понедельник, то его нельзя остановить во вторник, и деньги начнут обесцениваться в геометрической прогрессии.

Бюджетные прогнозы по инфляции в последние годы действительно зачастую не выдерживаются, но превышение темпов инфляции над прогнозом исчисляется долями процентов. Это плохо, но не смертельно для экономики и не приводит к последствиям, с которыми мы столкнулись в начале 90-х годов и затем в период дефолта.

Сейчас по поручению президента, правительство готовит пакет так называемых "антиинфляционных законов", который уже в ближайшее время должен быть внесен в Госдуму. Я разделяю точку зрения президента о том, что сдерживание инфляции и необходимость загнать ее за черту в 3-4% в год - это стратегическая задача финансово-экономического блока правительства.

По второй части вопроса: напомню, что известный российских политик Владимир Ульянов в свое время очень точно сказал, что к победившей партии обязательно будут примыкать "случайные попутчики". Это неизбежно и тогда, и сегодня. Задача партии - видеть эту опасность и минимизировать ее негативные последствия. Но все же, позволю себе выразить уверенность, что в нашей партии "случайных попутчиков" и "конъюнктурщиков" намного меньше, чем настоящих партийных соратников.

Олег Морозов: Вынужден прервать наше общение, поскольку в ближайшее время, в Кремле состоится важнейшее заседание, посвященное закону о разграничении полномочий между Центром и регионами. Важнейшая тема, о которой стоит специально поговорить. А пока хочу поблагодарить вас за интересные вопросы, надеюсь, что смог дать удовлетворяющие вас ответы. До новых встреч.



http://www.morozov-ov.ru/


Док. 367608
Перв. публик.: 09.12.05
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 277

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``