В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПУТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО УСПЕХА (О Программе и Манифесте партии `Единая Россия`) Назад
ПУТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО УСПЕХА (О Программе и Манифесте партии `Единая Россия`)





В связи с изменением законодательства о выборах депутатов Государственной думы РФ (по партийным спискам) электорат из числа сотрудников и военнослужащих силовых структур (армии, правоохранительных органов, спецслужб), гражданский персонал этих ведомств, ветераны, члены семей будут стремиться найти в программах политических партий, заявлениях их лидеров и практических действиях выражение своих потребностей, интересов, доверия и симпатий.
Наша газета намерена ознакомить своих читателей с программными положениями основных политических партий, прежде всего имеющих свои депутатские фракции в нижней палате парламента.
На вопросы редакции газеты "ГР" отвечает первый заместитель председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", заместитель секретаря Президиума Генерального совета партии Олег МОРОЗОВ.
Справка. Морозов Олег Викторович родился 5 ноября 1953 года в Казани. С 1993 года бессменный депутат Госдумы РФ от Республики Татарстан. В Думе второго и третьего созывов - лидер групп одномандатников "Российские регионы" и "Регионы России". С конца 2003 года - вице-спикер от фракции "Единая Россия".

- Олег Викторович, начнем беседу, если не возражаете, с оценки исторической ситуации в России. Есть ли такая оценка в основополагающих партийных документах - Программе и Манифесте "Единой России"?
- Безусловно, есть. В конце прошлого столетия большинство из нас восприняло распад Советского Союза как личную трагедию. Крушение могущественной некогда державы рождало в обществе настроение неуверенности и страха перед будущим.
В экономическом, технологическом, информационном отношениях мир един - происходящее в одном его уголке немедленно отзывается во всех.
Этот глобальный мир крайне неспокоен. В нем не осталось зон гарантированной безопасности. Пропасть между развитыми странами и зависимой переферией становится все более явной. Международному сообществу пытаются навязать правила, при которых решение глобальных проблем подчинено интересам одной, пускай и самой могущественной, мировой державы.
Россия не может оставаться в стороне от этих геополитических сдвигов. Перед ней стоит задача научиться жить в таком мире, не только отражая его угрозы, но и используя представленные им шансы. Россия стоит перед беспощадной альтернативой: или мы станем важнейшей и влиятельнейшей частью современного мира или нас в него интегрируют помимо нашего желания и на условиях, к выработке которых нас не допустят.
Второй вариант не только унизителен, но и опасен для будущего страны. Чем слабее будут наши позиции в мире, тем выше будет соблазн корыстно воспользоваться этой слабостью вопреки национально-государственным интересам страны в ущерб ее государственному единству и суверенитету.
Времени на постепенную, плавную адаптацию к стремительно меняющимся условиям не осталось. Задача состоит в том, чтобы активно формировать собственное будущее, исходя прежде всего из своих национальных интересов.
Но для этого Россия должна измениться сама.
Быть в числе ведущих мировых держав способна только внутренне солидарная, единая в полном смысле этого слова страна. Формальное государственное единство Россия сохранила, но от него еще далеко до единства подлинного. Именно его отсутствие едва не разорвало Россию на части в 90-е годы прошлого столетия.
В сегодняшней России нам предстоит преодолеть вопиющее имущественное неравенство - страна все более раскалывается на богатых и бедных.
Слаба солидарность поколений - молодежь и люди старшего возраста не всегда говорят на одном языке.
Народы, составляющие Россию, далеко не всегда ощущают себя полноправными членами единого сообщества.
Государство, гражданское общество, бизнес все еще не доверяют друг другу и не проявляют должной готовности к сотрудничеству.
Элементарное человеческое доверие не стало повседневной нормой человеческого общения.
Все еще медленно восстанавливается чувство исторической связи времен: прошлого, настоящего, будущего, которое могло бы подсказать, где и как искать путь к национальному успеху.
- Теперь о целях и задачах партии...
- Они сформированы в Программе и Манифесте, принятых три года назад. Сразу поясню - в ноябре текущего года состоится съезд партии, который с учетом уроков и опыта прошедших лет рассмотрит новые программные предложения, идущие от региональных парторганизаций.
Мы намерены стать партией национального успеха России, способной решать задачи, достойные этой цели.
Нельзя дальше мириться с ложным, мистифизированным образом России - образом бессильной, нищей, обреченной на историческое небытие страны. Если мы хотим видеть Россию иной, достойной уважения и любви, мы обязаны разрушить этот образ, порожденный страхом, унынием и неверием.
Но нельзя и успокаивать себя заклинаниями о величии России. Ее величие - не данность, не пустой лозунг и уж тем более не механическая совокупность природных и иных богатств. Россия обрела свое величие в результате упорного труда многих поколений. Этот труд должен быть продолжен нами, живущими сегодня. И лишь когда он принесет ощутимые плоды, возможно, и придет время подведения первых итогов.
Именно поэтому мы считаем своей исторической миссией ответить на те вызовы, с которыми Россия сталкивается в наступившем веке.
Более того, мы сами бросаем вызов - и недругам нашего Отечества, и тем, кто не верит в его достойное будущее.
Сегодня стране и каждому ее гражданину предстоит сделать осознанный выбор: либо мы найдем в себе волю и решимость для обеспечения успеха России в современном мире, либо нам уготовлено в нем унизительное место.
Фундаментом национального успеха страны является ее экономика. Страна унаследовала весть груз неэффективной, милитаризованной экономики и результаты ее непродуманного реформирования.
Речь идет о судьбе страны, о самой возможности ее сохранения и о том, в каком качестве ей предстоит сохраниться. Любые попытки подменить реальные проблемы вымышленными, уклониться от ответов на вопросы, задаваемые самой историей, ведут в тупик. Более того, время может быть упущено, и тогда отставание России станет необратимым.
- Каково отношение "Единой России" к предложенной Президентом РФ реформе политической системы?
- Любую реформу можно оценивать по тому, как ее цель, основная задача и мотивация реализованы на практике. Мотивация предложенной президентом реформы была очевидна - сделать политический процесс более прозрачным, понятным для граждан, имея в виду и роль исполнительной власти регионов, и роль политических партий в стране.
Помимо этого, предлагая реформу политической системы, Владимир Владимирович Путин не скрывал, что речь идет о дальнейшем укреплении вертикали власти, укреплении экономического и политического единства страны. С этой точки зрения время, прошедшее с момента старта реформы, доказало, что поставленные цели и задачи реализуются.
Если говорить о новом порядке избрания губернаторов, то надо обратить внимание на то, что ни в одном из субъектов Федерации не возникло никакого напряжения, конфликта, которые прогнозировались в момент обсуждения этой темы. Нас все время пугали тем, что будет конфликт между теми, кого рекомендует президент, и позицией законодательных собраний субъектов федерации. Пугали какими-то экзотическими кадровыми решениями, что, мол, появится повод для субъективизма, коррупции, имея в виду, что за деньги будут покупать соответствующие назначения.
Время показало, что подавляющее большинство рекомендаций президента и решений законодательных собраний субъектов Федерации были предсказуемыми, абсолютно понятными и политической элите, и гражданам и стране в целом. В подавляющем большинстве случаев это были известные и уже действующие губернаторы, которые переподтвердили свои полномочия. В ряде случаев это были назначения людей со стороны, но опять же совершенно понятные с точки зрения логики, здравого смысла и ожидаемого результата.
То же самое можно сказать об изменениях в избирательном процессе: выборам по партийным спискам и смешанной системе выборов в регионах. Выборы по партийным спискам в Государственную думу - это еще предстоящий этап. Что касается выборов в региональные законодательные собрания, там, где они проходят по смешанной системе, совершенно очевиден один результат (независимо от персональных результатов выборов) - повысилась роль политических партий в судьбе каждого региона. Политические партии не только участвуют в выборах и проводят своих кандидатов, но они начинают позиционироваться в законодательных собраниях, формировать фракции, которые проводят определенную политическую линию. Эти фракции прямо влияют на решения, принимаемые исполнительной властью. Партии делегируют своих представителей не только в законодательную, но и в исполнительную ветвь власти. Партии формируют сегодня потенциальные списки на выборах в органы местного самоуправления. Таким образом, заложенная в политическую реформу цель - повышение роли партий в политическом процессе - безусловно, сегодня реализуется. Равно как и дальнейшая реализация этой задачи - предложение президента о том, чтобы победившие на региональных выборах политические партии прямо участвовали в выработке рекомендаций для назначения глав субъектов Федерации. Этот процесс скоро тоже получит законодательное закрепление, и тем самым сама конструкция этой реформы будет еще более стройной и более понятной.
Говорить об экономическом эффекте этих преобразований, наверное, преждевременно, хотя об одном аспекте этого процесса уже сейчас можно сказать. Каждая из политических партий, которая конкурирует в ходе избирательного процесса в регионах, имеет свое понимание того экономического курса, который необходимо проводить в каждом конкретном субъекте Российской Федерации. И поэтому каждый гражданин, голосуя за ту или иную политическую партию или ее представителей в округах, совершенно осознанно понимает, за какую экономическую перспективу, какой экономический курс он голосует. И в этом смысле появляется новый эффект, когда воля гражданина, его выбор и расчет на определенные преобразования реализуются через систему выборов, где доминируют именно политические партии, а следовательно, программы, идеологии, экономические курсы. Именно это, на мой взгляд, является главным результатом политической реформы за прошедший год.
- Олег Викторович, как вам видится политический ландшафт России сегодня и завтра?
- Результаты последних выборов в Государственную думу существенно изменили политическое лицо России. Партия "Единая Россия" получила в Думе конституционное большинство. Левое крыло политического спектра ослаблено и находится в состоянии кризиса. Правые в Думу вообще не попали. В состав нового правительства вошли видные представители "Единой России". Некоторые из министров вступили в правящую партию. Это определяет новый характер взаимоотношений Думы и правительства. В большинстве случаев по принципиальным вопросам расхождений между ними нет. Общая идеология делает более эффективным разработку, обсуждение и согласование законопроектов. Родилась новая форма их обсуждения: совместная работа представителей думской фракции "Единая Россия" с правительством на стадиях формирования концепции законопроекта и "нулевого" чтения. Единая принципиальная позиция вырабатывается еще до внесения законопроекта в Думу. Это позволяет быстрее воплощать в федеральных законах необходимые для развития страны политические и социально-экономические инициативы.
В октябре прошлого года Государственная Дума поправкой в федеральный конституционный закон сняла запрет членам правительства на вступление в партии и занятие должностей в общественных объединениях. Тем самым снят юридический казус, когда члены высшего совета партии "Единая Россия" - политические тяжеловесы, не имеющие партийных билетов - Грызлов, Шойгу, Лужков, Шаймиев, Гордеев и ряд губернаторов - не могли руководить партией. Сегодня эта ситуация приведена к юридической норме. Всем, чисто психологически стало понятно: кто с кем, кто за кого и почему. Логика развития политической системы России такова, что мы переходим к формированию серьезных (не мифических, не диванных) общефедеральных политических партий. С реальной численностью, с реальными партийными билетами, с реальными структурами, которые существуют, начиная от маленькой деревни, кончая Москвой. И если вспомнить о том, что следующие выборы в Государственную Думу состоятся по пропорциональной системе, а половина депутатов региональных парламентов уже сегодня избирается по партийным спискам, то совершенно очевидно, что серьезные политические партии будут оказывать огромное влияние на все стороны общественно-политической жизни страны. И понятно, что в следующей Государственной Думе депутаты рассядутся именно по партийному принципу, и страна будет понимать, кто в большинстве, кто в меньшинстве, какая программа на ближайшее четырехлетие предлагается той партией, которая победила на выборах. И совершенно понятно, что если мы будем формировать Государственную Думу по партийному принципу, то и правительство логично формировать по партийному принципу. Для того чтобы прийти к этому, предлагается вариант, когда каждый публично позиционируется как сторонник определенного политического курса, который проводит в стране победившая политическая партия.
Я уверен, что в стране через некоторое время не будет избираться беспартийный президент. Именно политические партии будут выдвигать на эту должность своих кандидатов. Бороться за своих кандидатов. И кандидат, побеждая, будет представлять эту политическую партию в Кремле, как это происходит во всех странах мира, независимо от того президентская там республика или парламентская.
Когда мы принимали в Думе закон о политических партиях, то многие задавали вопрос, не слишком ли суровы нормы, которые прописаны в этом законе, и не будут ли эти нормы препятствием для формирования федеральных партий. Выяснилось, что нормы мы записали очень мягкие, потому что к предыдущим выборам в Государственную Думу опять появилось огромное количество партий-PRпроектов, лейблами которых потом торговали в ходе формирования всяческих избирательных блоков на выборах. Поэтому были внесены изменения в закон о политических партиях, другие законы, которые касаются увеличения численности партий, не набрав которую нельзя зарегистрировать федеральную политическую партию.
Сегодня мы переходим к понятным, европейским правилам формирования власти в стране. Легализованная Государственной Думой партийность членов правительства - лишь один из компонентов целого комплекса законодательных мер по реформированию политической системы России.
- Часто можно слышать - единственный критерий оценки реформирования власти: демократия и права человека. Причем без раскрытия сущности этих понятий. Какой смысл вкладываете в понятие демократии вы и ваша партия?
- За прошлое десятилетие нам стали навязывать некое деформированное, искаженное представление о самом понятии "демократия". О нем стали рассуждать абстрактно. Например, что лучше: прямые выборы губернатора или его избрание по рекомендации Президента? Прямые выборы, казалось бы, лучше, потому что это считается более демократичной процедурой. А вот если вдуматься в простую альтернативу: почему избирать по представлению Президента менее демократично, если иметь в виду, что в результате, например, будет более эффективно работать власть, экономика, больше станем зарабатывать, меньше будет бедных, регионы станут богаче, а преступности на улицах - меньше, более эффективно заработают правоохранительные органы. Можно тогда спросить любого человека на улице: "Что важнее - то, что сейчас перечислено, или твое драгоценное право прийти раз в четыре года на выборы и проголосовать за человека, который, может быть, еще и не станет губернатором, а может быть, и станет, но ты очень скоро поймешь, что сделал ошибку и выбрал себе на четыре года очень плохого губернатора?" И четыре года ты будешь терпеть. Уверен, что ответ будет однозначным.
Борцам за чистоту российской демократии можно привести такой аргумент: в 1933 году господин Шикльгрубер стал канцлером Германии абсолютно демократичным путем, то есть в результате выборов с полным соблюдением демократических процедур. Получив власть, он затем натворил такого, что в людоедстве его уже больше никто и никогда не превзойдет.
Избрание губернаторов по рекомендации президента страны - это новая кадровая политика президента, а если сказать точнее, появление вообще хоть какой-то кадровой политики, которую федеральный центр начинает проводить. Кстати, это резко повышает ответственность человека, который принимает кадровое решение и рекомендует законодательным собраниям кандидата в губернаторы. Эти люди будут выполнять единую государственную стратегию, которая вырабатывается наверху. Сформулированная политическая воля по новой схеме будет реализовываться более быстро, логично, без излишних дополнительных вводных. Это спрямляет дорогу от задумки до реализации. Это экономия ресурсов, сокращение ведомств, ликвидация разрыва между федеральными и региональными ведомствами на местах.
Возникает новый уровень взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации. Степень воздействия на них центра резко возрастает, вплоть до возможности роспуска регионального законодательного органа власти. Это, конечно, повышает ответственность регионов перед федеральным центром. Станет невозможным постоянно скрываться за фразой: "Во всем виноват федеральный центр". А именно ее мы чаще всего слышим, когда местные чиновники различного масштаба доводят свой регион до нищеты, замораживают огромные области. Москва и регион становятся единым целым, и теперь, когда что-то будет не так, ссылаться на Москву не придется, а придется паковать чемоданы. Ведь в таком случае либо местный парламент вынесет горе-губернатору вотум недоверия, признав тем самым, что президент совершил кадровую ошибку, либо ее признает сам президент и уволит своего протеже.
- Что предпринимается руководством партии для социально-экономической стабилизации страны?
- Сейчас партия приступила к разработке практических мер по выполнению задач, сформулированных Президентом Владимиром Владимировичем Путиным на совещании высших должностных лиц в Кремле 5 сентября 2005 года по дальнейшему экономическому и социальному развитию страны на ближайшее время.
Не вдаваясь в содержательный анализ намечаемых мер, скажу, что они послужат хорошим заделом в борьбе с бедностью, обеспечат поворот государства к социальной сфере. Это полностью совпадает с программными целями нашей партии.
Мы стремимся, чтобы сегодня по большинству резонансных вопросов у партии была четкая позиция. Там, где она не совпадает с правительственной, должны действовать конституционные формы разрешения такого конфликта.
К съезду партии, который планируется провести в ноябре текущего года, созданы соответствующие рабочие группы, каждая из которых должна предложить темы для обсуждения и пути решения крупных социально-экономических задач. Когда мы получим от каждой рабочей группы развернутую позицию, то появятся возможности подвести итоги дискуссии и подготовить некий общий документ и предложить его партии.
- Олег Викторович, не секрет, что вокруг партии "Единая Россия" в последнее время сложилось множество мифов, характеризующих ее подчас отнюдь не с лучшей стороны. В преддверии федеральных парламентских выборов было бы, наверное, важно от них избавиться. И основное негативное мнение о партии заключается в том, что "Единая Россия" хотя и называется "партией власти", но не оказывает никакого значимого влияния на принятие важных политических решений. На ваш взгляд, это утверждение соответствует истине?
- В данном случае произошло некоторое смещение понятий. Да, действительно, мы не стали партией, которая формирует правительство. Хотя переход к формированию правительства парламентского большинства - наша тактическая задача. Но все дело в том, что сегодня проблема участия победившей на выборах партии в формировании правительства не решена ни на законодательном уровне, ни в плане создания соответствующих прецедентов.
В то же время мы сделали колоссальный шаг вперед с точки зрения того политического веса, которым обладает наша партия. Если представить себе степень влияния "Единой России", то в сопоставлении с деятельностью Госдумы прошлых созывов - это просто небо и земля. А для получения более значимых результатов нужно время и опыт, который мы сейчас и нарабатываем.
- Другое, не менее распространенное мнение связано с тем, что партия обладает столь значительным политическим весом, пользуясь влиянием административного ресурса и включая в свои ряды ярких личностей, которые потом отказываются работать в Думе. Так ли это?
- Я не считаю, что выражение "административный ресурс" является ругательным. Вся тонкость состоит в том, что под этим понимать. Например, если Юрий Лужков возглавляет партийный список на выборах в Мосгордуму, - и это факт, подтверждающий наличие административного ресурса, - то такой ресурс я только приветствую и не вижу в нем никаких преимуществ перед другими партиями. Если бы Лужков был членом партии "Яблоко", он также имел бы право возглавить список этой партии на выборах.
Можно сказать по-другому - раскрученный популярный администратор участвует в политике и в этом смысле вносит свой объективно существующий ресурс на алтарь победы партии.
А вот если под административным ресурсом понимать принуждение поступать не по закону, то это должно стать предметом для судебного разбирательства. Я считаю вечным разговором для бедных, когда говорят, что кого-то заставляли голосовать за такую-то партию. На это я всегда отвечаю, что это дело рук наших врагов, потому что подобное принуждение влечет за собой, как правило, обратную реакцию избирателя. Поэтому такой ресурс идет только во вред "Единой России". Мы партия не административного ресурса, а партия, которая располагает значительными рычагами влияния на принятие решений. С этой точки зрения можно говорить как о наших преимуществах, так и о слабостях. Ведь вся ответственность за происходящее в стране ложится на наши плечи.
Мы формировались не просто как партия президентской власти. Наше возникновение во многом стало ответом на предложенный главой государства политический и социально-экономический курс. Напомню, в основу этого курса изначально была заложена идея стабильности и создания всем понятных правил игры. Поэтому, с одной стороны, мы - партия президента, а с другой - партия курса, который он предложил.
А это означает, что мы сохраним свой облик и после прихода к власти преемника президента, который, я уверен, станет продолжателем начатого им курса. И тогда наш политический союз неизбежен. Если же президентский пост займет человек, который станет работать на демонтаж системы, то в этом случае отношения с президентской властью у партии будут совсем другими.
- Говоря о месте "Единой России" в партийной системе, многие затрудняются вписать вас в какие-то идеологические рамки. Идеологическая составляющая партии и дальше будет выглядеть эклектичной и расплывчатой?
- Вопрос в том, что мы вкладываем в понятие "идеология". На самом деле это спор прошлых веков, потому что изначально любая идеология формировалась как классовая. Однако тенденции развития современного общества заключаются в том, что оно фактически утратило свою классовость. Именно по этой причине все основные идеологии претерпевают в настоящее время существенные изменения. Нынешние "левые" и "правые" стали другими, а их идеология во многом формируется, исходя из политических приоритетов.
Идеология нашей партии также не вписывается в старые рамки. Тем более что мы формировались как партия большинства, партия центристская. А любая партия, которая занимает место в центре, вынуждена решать задачи, которые традиционно являются одновременно приоритетами и для либералов, и для социал-демократов. Поэтому я не вижу идеологической всеядности или эклектики. Во всем мире на смену классическим идеологиям приходит прагматизм.
Другое дело, что у каждой партии есть своя система базовых ценностей. Она и отражает стремление опереться на лучшие нравственные традиции России. Мы отвергаем радикализм как форму решения вопроса, а революционный "зуд" считаем губительным для России.
- И последний вопрос: ваше отношение к обеспечению обороноспособности страны, социально-правовой защищенности "человека с ружьем" в сфере обороны, правопорядка и спецслужб?
- Мы рассматриваем обеспечение всесторонней безопасности страны и ее граждан, создание достойных условий жизни защитникам Родины среди приоритетных задач партии. Профильные комитеты Государственной думы по обороне, безопасности, по делам ветеранов возглавляют члены нашей партии из числа бывших должностных лиц Минобороны, МВД, ФСБ, опытные кадры.
Ежегодно по мере возможности увеличиваются бюджетные ассигнования на оборону, а стало быть, и социальную сферу военнослужащих и их семей. Следующий, 2006-й бюджетный год в этом плане - не исключение.
Что касается пограничников, то существует целевая программа финансирования обустройства Государственной границы России. В федеральном бюджете на 2006 год ассигнования по этой программе увеличиваются в 2,2 раза. Предусмотрены также расходы на уравнивание должностей сотрудников пограничных органов к аналогичным должностям сотрудников органов ФСБ России. Мы и впредь будем уделять неослабное внимание этому важнейшему направлению обеспечения безопасности страны и ее граждан.
- Олег Викторович, редакция газеты "ГР" благодарит вас за содержательные ответы на наши вопросы.






http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367579
Перв. публик.: 09.10.05
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 294

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``