В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Олег Морозов - вице-спикер Госдумы Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Олег Морозов - вице-спикер Госдумы


М. КОРОЛЕВА - Наш гость Олег Морозов, вице-спикер Госдумы. Прежде всего, мы будем говорить о достаточно неожиданном для нас всех предложении В. Путина выдвинуть на пост кандидата в премьер-министры кандидатуру Михаила Фрадкова. Вы уже дали первые комментарии, сказав, что для вас это тоже было неожиданно. Вы сегодня были на той встрече В. Путина с парламентским большинством, где он как было обещано заранее, со вчерашнего дня советовался с парламентским большинством о кандидатуре премьера. Как это все происходило?

О. МОРОЗОВ - Происходило очень динамично, президент сообщил, что все эти дни шли консультации, он сообщил, вернее высказал с его точки зрения важнейшие критерии, которым должен отвечать кандидат в премьеры. Он сказал о профессионализме, об опыте административной организационной работы, и о человеческой порядочности. Причем этот последний по счету, но не по весу фактор, он несколько раз на него обратил внимание, сказав, что его личные контакты с Фрадковым утвердили его в мысли, что он имеет дело с исключительно порядочным человеком. И дальше он отметил, тогда он еще не называл фамилию Фрадкова...

М. КОРОЛЕВА - То есть была некая интрига сначала.

О. МОРОЗОВ - Да, он говорил вообще о подходе к формированию, и дальше прозвучала, на мой взгляд, очень важная мысль, которая может быть, вообще отвечает на вопрос о том, почему Фрадков. Он говорил о том, что должны появиться новые люди в правительстве. Новые люди если хотите в российской политической элите. Люди, которые не обременены такими корпоративными связями. Я не ручаюсь за точность цитаты, но за смысл того, что говорил президент, я ручаюсь точно. После чего он назвал фамилию Фрадкова...

М. КОРОЛЕВА - Реакция вас и ваших коллег по Думе.

О. МОРОЗОВ - Реакция была разная, в каком смысле разная, просто те, кто находились в этот момент на переговорах с президентом, имеют разный опыт общения с Михаилом Ефимовичем. Александр Жуков знаком с ним 19 лет и он тут же сказал президенту, что он очень хорошо знает этого человека, и говорил о его исключительно хороших деловых качествах. Б. Грызлов тоже обозначил ту тему, что он вместе с Фрадковым работал в то время, когда тот возглавлял налоговую полицию и он подчеркнул безупречную честность, порядочность, чистоту рук этого человека. И А. Н. Чилингаров тоже хорошо знает Фрадкова. Я лично знаю его формально только по той работе, где Дума соприкасалась с его ведомством. Поэтому у меня никаких личных симпатий или антипатий...

М. КОРОЛЕВА - И личных впечатлений от контактов нет.

О. МОРОЗОВ - От контактов, которые были, они были формальными, только одно впечатление, что это человек, который на любой той позиции, которую он занимал, всегда производил впечатление профессионала. Он всегда говорит по делу, по существу, всегда знает вопрос, никогда не плавает, это запомнилось.

М. КОРОЛЕВА - Вы вспомнили о словах президента, что это человек, не ангажированный никакими группировками. Наши слушатели, когда мы с ними голосовали в программе "Рикошет", они упоминали о том, что он всегда был чиновником. Во-вторых, все-таки его можно назвать в какой-то степени силовиком, он работал в налоговой полиции, он полковник запаса. Можно ли это считать не ангажированностью, потому что действительно если чиновник, то это может быть некий курс на чиновничье государство, если силовик, то на укрепление силового блока в государстве. Нет?

О. МОРОЗОВ - Давайте посмотрим на нашу историю, она не такая длинная. Когда у нас можно было вырасти до премьера, не будучи хорошим чиновником. У нас был один пример, когда человек не имел опыта чиновника и стал для нас всех большим сюрпризом и даже получил соответствующее прозвище потом. Я ничего не хочу сказать плохого про Сергея Владиленовича, но полагаю, что в том числе отсутствие у него чисто чиновничьего опыта было одной из причин, что его премьерская карьера была недолгой. Поэтому я не вижу ничего плохого в том, что у Фрадкова за спиной большой опыт чиновника. Если посмотреть его биографию, она, как ни странно, пестрая, он в большинстве случаев чиновник, но чиновник, который умудрился поработать в самых разных качествах, ведомствах.

М. КОРОЛЕВА - А это хорошо, если человек везде работал по году, полтора, по два, максимум три. О. МОРОЗОВ - Обычно тут бывают два результата, либо человек сгорает и не достигает результатов, либо напротив он на каждой позиции демонстрирует какие-то способности, которые позволяют ему работать и в другой сфере. И кстати, если я не ошибаюсь, президент сегодня отметил, говоря о качествах Фрадкова, его широту взглядов, то есть умение понимать процессы, которые происходят в самых различных сферах жизни общества. И может быть, это тоже был один из мотивов, по которым Путин принял решение в пользу Фрадкова.

М. КОРОЛЕВА - Есть сразу два очень похожий вопроса один от Евгения и второй от Виталия из Саратова: "Римские сенаторы утвердили коня императора членом сената. Это вам ничего не напоминает?" И второй: "Спросите Олега Морозова, проголосует ли Дума в едином порыве, если Путин бы предложил премьером свою собаку, как когда-то это сделал Калигула с лошадью".

О. МОРОЗОВ - Немножко неловко мне с точки зрения элементарной этики отвечать на такой вопрос, я понимаю подтекст этого вопроса, мол, вы там, в Думе сидите, балбесы и проголосуете за любую кандидатуру, которую вам предложит президент. В данном случае я с уважением отношусь к президенту. Я прекрасно понимаю, что президент принимая свое решение, исходит не из личных симпатий, не из соображения близости к этому человеку. Кстати, как он сам сказал, в личном плане, так, чтобы дружить семьями, Фрадков не относится к категории этих людей. Поэтому я доверяю выбору президента как выбору осмысленному, выбору политика, который 4 года возглавляет такую страну как Россия. И именно поэтому я считаюсь с этим мнением, тем более это мнение предварительно, по крайней мере, в режиме сегодняшних консультаций с нами обсуждалось, с людьми, которые руководят Госдумой. Поэтому уверяю вас, это сравнение не просто некорректно, а оскорбительно для президента и нашей политической системы.

М. КОРОЛЕВА - А как вы думаете, если бы сегодня вы сказали - нет, президент бы к вам прислушался?

О. МОРОЗОВ - Безусловно. Но для этого президент должен был предложить вариант, который неприемлем для думского большинства, и который, например, в моих глазах грозил бы какими-то катастрофическими последствиями для экономики России, для ее политической жизни. Уверяю вас, ничего похожего даже близко нет в связи с предложением президента.

М. КОРОЛЕВА - Роман спрашивает: "Были ли еще кандидатуры на пост премьера?"

О. МОРОЗОВ - Сегодня мы не обсуждали ни одну иную кандидатуру. Хотя естественно, что в ходе консультаций и не только на уровне президента обсуждались самые разные кандидатуры и более того на первой встрече были предложения не обязательного порядка, а скажем так, вот неплохо было бы и такую кандидатуру рассмотреть. Но в данном случае нужно строго следовать Конституции. Вносит кандидатуру президент и только он один имеет на это право, пересмотреть свое решение он может только в одном случае, если с ним не согласится Дума, причем сделает это трижды. После этого он вправе либо настаивать на своей точке зрения, либо распускать Госдуму.

М. КОРОЛЕВА - Николай: "Помнится, Путин обещал сформировать правительство на основе парламентского большинства. И вот предложен премьер не член "Единой России", а "Единая Россия" в восхищении".

О. МОРОЗОВ - Наши чувства я бы обозначил иначе, это совершенно деловые чувства, рабочие. А что касается правительства парламентского большинства, очень хороший вопрос. Потому что я процитирую Путина, который сказал после обсуждения кандидатуры Фрадкова, что в правительстве должно быть много новых людей, в том числе из состава парламентского большинства. Поэтому две недели я думаю, до 14 марта они пройдут под знаком обсуждения, в том числе вопроса, кто из представителей парламентского большинства или вообще из представителей партийного большинства, будет находиться в правительстве. Я вас уверяю, что такие люди будут.

М. КОРОЛЕВА - Геннадий спрашивает: "Как вы думаете, после 14 марта Путин предложит Фрадкова?"

О. МОРОЗОВ - Ответ на этот вопрос очевиден, и Путин дал ответ. В чем был смысл назначения Фрадкова и формирования правительства до 14 марта? Два самых основных объяснения. Первое, что Путин показывает ту команду, с которой он собирается работать 4 года в исполнительной власти, и второе, Путин не хочет на 3 месяца подвесить правительство и сделать его нерабочим. Если бы сейчас не была внесена кандидатура Фрадкова, и не было бы сформировано правительство, которое будет сформировано, то реально этот процесс начался бы в середине апреля в лучшем случае. Что бы думали и делали нынешние чиновники в правительстве все это время. Давайте так, честно, по-человечески они бы ждали, что произойдет с каждым из них, с правительством, тот же Касьянов, который уже не является председателем правительства, мог бы догадываться об этом. Совершенно очевидно, что сейчас мы получаем режим, при котором правительство фактически начинает работать. И оно твердо уверено, что в середине апреля Дума еще раз подтвердит решение президента, и это правительство уже будет находиться в рабочем состоянии, начиная с середины марта.

М. КОРОЛЕВА - А вы уже уверенно можете сказать, что Фрадков будет утвержден?

О. МОРОЗОВ - В данном случае могу сказать, потому что есть думское большинство, пропутинское большинство, мы имеем конституционное большинство в Думе. Возможно, у каких-то отдельных депутатов могут быть сомнения на этот счет, наверное, они нам об этом скажут и проголосуют иначе. Но убежден, что подавляющее большинство членов нашей фракции поддержит выбор президента.

М. КОРОЛЕВА - Вопрос от Раисы: "А было ли получено согласие Фрадкова перед провозглашением его кандидатуры?"

О. МОРОЗОВ - Было такое согласие получено. Путин сказал о том, что он обговаривал с Фрадковым не только его назначение, но и некоторые аспекты формирования будущего правительства, его структуры. То есть это означает, что Фрадков идет на эту должность не просто, потому что его позвал президент, но в том числе проговорив с ними аспекты формирования будущего правительства и естественно, с ним предварительно это согласовывалось. Фрадков сейчас на пути в Москву, я полагаю, что он поздно ночью сегодня будет в Москве, и завтра уже начнутся его консультации с думскими фракциями. Наша фракция встречается с ним завтра в 15 часов.

М. КОРОЛЕВА - А утверждение будет в пятницу?

О. МОРОЗОВ - Да, я полагаю, что пятница, потому что завтра и послезавтра будут консультации Фрадкова с депутатскими объединениями, коих 4, затем, видимо, этот вопрос должен быть рассмотрен официально на совете Госдумы, официально внесен в повестку дня. Я полагаю, что само представление президента уже находится в Думе, я его не видел, но думаю, что в Думе. Поэтому пятница.

М. КОРОЛЕВА - Ирина спрашивает: "Если не выберут президентом Путина, то как будет с правительством в таком случае?" и Ольга: "Господин Морозов, а вы уверены на сто процентов, что мы выберем господина Путина? Вдруг президентом станет Малышкин".

О. МОРОЗОВ - Я уверен, что выберут Путина, по крайней мере, у меня таких сомнений нет. Но если формально отвечать на этот вопрос и представить, что выборы дали какой-то другой результат, то согласно Конституции президент с момента своей инаугурации отправляет правительство в отставку и вносит в Госдуму ту кандидатуру премьера, которую он считает нужной и дальше начинается процесс формирования правительства. Но мне представляется такой вариант гипотетическим, я уверен, что Путин будет переизбран на второй срок, и то правительство, которое будет сформировано в течение 2 недель, оно и будет работать, в том числе после вступления Путина в должность.

М. КОРОЛЕВА - Много вопросов по поводу курса этого правительства. Дело в том, что мы в предыдущем часе проводили опрос слушателей, мы получили почти 5 тысяч звонков за 5 минут, мы спрашивали: после объявления премьера стал ли для вас яснее курс В. Путина. 17% сказали - да, но подавляющее большинство 83% ответили - нет. Игорь задает вопрос: "Господин Морозов, что лично вам стало ясно о будущей политике правительства в связи с этой кандидатурой? Лично мне как избирателю - ничего".

О. МОРОЗОВ - Я не вижу, если честно прямой связи между назначением Фрадкова и тем, что называется курсом.

М. КОРОЛЕВА - Олег Викторович, но сам президент говорил, что я назову кандидатуру и многим станет ясен курс...

О. МОРОЗОВ - С которой вместе я буду осуществлять свою 4-летнюю программу. Я связываю эту новизну со следующим. Во-первых, Путин хочет опереться уже не на старую элиту или, по крайней мере, не только на нее, но и на новую элиту, потому что буксовал целый ряд реформ, буксовала налоговая реформа, административная реформа. Наверное, это было связано с человеческим фактором. Поэтому первая новизна - это новые люди в правительстве, новые лица. Это отказ от опоры только на прежнюю политическую элиту. Второе, Фрадков имеет имидж человека либеральных взглядов, назначение Фрадкова это определенный жест президента в сторону того фланга, который по известным причинам не попал в Госдуму, то есть праволиберальный фланг рыночников. Хотя сам Путин тоже рыночник, но назначением Фрадкова демонстрирует в очередной раз, что он не порывает с рыночными реформами, что он продолжает этот курс на рыночную экономику, где экономическая свобода является фундаментом этой экономики. Третье, Путин порывает в определенном смысле со старой бюрократией, которая не справилась с задачей, которую он ставил перед ней, это проведение административной реформы, это изъятие чиновника из принятия тех решений, где должен работать бизнес. Это борьба с коррупцией, с которой не справилось по-настоящему прежнее правительство.

М. КОРОЛЕВА - Вы имеете в виду налоговую полицию, в которой работал...

О. МОРОЗОВ - Нет, я имею в виду, что не произошло реального сокращения госаппарата за эти годы, я утверждаю, что сегодня госчиновник и вообще чиновник он просто как гиря висит на плечах реального сектора экономики и бизнеса. И это сигнал Путина, что он с этим мириться не намерен, и в этом смысле он показывает новизну своего курса.

М. КОРОЛЕВА - "Как вы думаете, советовался ли Путин с лидерами Евросоюза по выдвижению Фрадкова?", - Виктор из Тольятти.

О. МОРОЗОВ - На сто процентов уверен, что нет. Хотя для Запада назначение Фрадкова тоже очень хороший сигнал, потому что Фрадков работает сегодня на Западе, как и дипломат, и как российский чиновник и фактически работает со всем европейским сообществом. Кстати, он демонстрирует одновременно и жесткость как администратор, это известно, что он не подарок для Запада, что его просто так не перекусишь и что он очень жестко отстаивает интересы России, именно таков его имидж в глазах Запада. Поэтому уверен, что не советовался, но сигнал определенный дал Западу.

М. КОРОЛЕВА - Еще вопрос от Ольги и Валерия из Москвы: "Какая разница, кто премьер, он все равно техническая личность". Скорее не вопрос, а реплика. Ирина Хакамада сегодня говорила о том, что Михаил Фрадков скорее всего будет техническим премьером, Хакамада тоже считает, что никакого нового курса не продемонстрировано, просто таким образом президент решил личную проблему - убрал Михаила Касьянова.

О. МОРОЗОВ - Президент, наверное, мог решить эту проблему иначе, мог назначить любого другого человека, о котором госпожа Хакамада, наверное, могла бы сказать примерно то же самое, что она сказала. Какое бы решение ни принял Путин, я думаю, что ни левые, ни правые, являющиеся его оппонентами, не будут довольны, это политическая составляющая нашей жизни. Поэтому их оценки остаются их оценками, а президент вправе принимать то решение, которое он принял. Единственное, что я хочу подчеркнуть, это решение неожиданное и уже этим оно интересно. Потому что я не знаю, что бы сказала госпожа Хакамада, если бы вместо Касьянова назначили, например, Кудрина, Христенко или Грефа, гораздо более понятную для нее фигуру. Наверное, она тоже бы сказала, что это технические фигуры, которые будут выполнять указания Путина.

М. КОРОЛЕВА - Как вам кажется, серьезно ли изменится состав правительства М. Фрадкова, если он будет утвержден?

О. МОРОЗОВ - Я думаю, что он изменится серьезно, потому что должна серьезно поменяться структура правительства. И памятуя сегодняшние слова президента, я понимаю так, что в правительстве появится немало новых лиц.

М. КОРОЛЕВА - Можете сказать что-то более конкретное? Изменится, например, министр финансов, министр обороны, министр внутренних дел?

О. МОРОЗОВ - Могу, но не стану, потому что это было бы неэтично с учетом того, что консультации с новым премьером или тем человеком, который выдвинут на пост премьера, еще не состоялись, они состоятся, в том числе в режиме предложений кандидатов на эти должности.

М. КОРОЛЕВА - И это будет уже завтра?

О. МОРОЗОВ - Начнется этот процесс завтра.

М. КОРОЛЕВА - Спасибо. В прямом эфире "Эха Москвы" был Олег Морозов, вице-спикер Госдумы. Я думаю, что мы еще не раз будем получать в ближайшие дни его комментарии, поскольку правительство будет формироваться.



http://www.morozov-ov.ru/


Док. 367520
Перв. публик.: 09.09.03
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 350

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``