В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью газете `КУРЬЕР` (г. Казань) председателя депутатской группы `Регионы России` О.В.Морозова Назад
Интервью газете `КУРЬЕР` (г. Казань) председателя депутатской группы `Регионы России` О.В.Морозова





1. Предстоящие выборы в ГД - серьезное испытание и одновременно большой соблазн для современных российских партий. В то же время, "партийная культура" в России еще не сложилась, многие партии - это чисто выборные или "персонализированные" проекты. И не всегда лидер партии "способен управлять государством". Как Вы лично относитесь к идее "партийного" или "коалиционного" правительства, какие у него плюсы и минусы?



Прежде всего, хочу отметить, что сама идея формирования правительства по партийным спискам пока еще не получила юридического оформления в российской политической системе.
Но действительно, я уже много лет говорю о необходимости формирования правительства на основе парламентского большинства, исходя из соображений здравого смысла: если избиратель отдает свой голос за определенную партию, то он вправе рассчитывать на то, что та партия, которая получила большинство мест в Государственной Думе, которая внятно объяснила своему избирателю, какие задачи она перед собой ставит и какие инструменты собирается использовать для их реализации, и будет формировать правительство. И это будет действительно ответственное правительство.
Ответственное, во-первых, перед партией, которая его сформировала, а, во-вторых, перед избирателями, которые за эту партию проголосовали на выборах. Вы же понимаете, что в России мало предложить идею или программу. Если у тебя нет политического и экономического рычага для их реализации, то твоя роль сведется к роли человека, который реально обещать ничего не может.
Любая политическая организация востребована обществом тогда, когда она может реально что-то сделать. Если партия из года в год претендует на то, что она партия пяти процентов, грош цена такому политическому проекту. А "Единая Россия" не скрывает, что хочет иметь большинство в парламенте, формировать правительство, выдвигать из рядов своих сторонников президента России. На этом фоне партия, еле-еле преодолевшая 5% барьер, не сможет выполнить ничего, из обещанного.
А мы не собираемся быть партией только одного избирательного цикла. Мы ставим перед собой задачи на весь 21-ый век. И, видимо, уже наши приемники будут решать многое из того, что мы сегодня формулируем в качестве наших целей. Именно в этом смысле, мы поднимаем планку гораздо выше наших конкурентов.





2. Вы, можно сказать, думский старожил, есть ли отличия в Думе 1, 2, 3 созывов? И что можно сказать о перспективе Думы? Причем речь идет не столько о политике, сколько о субкультуре российского парламента, о его "населении".



Дума стала работать эффективнее благодаря объединению четырех центристских фракций. Сегодня есть устойчивое большинство, и фракции, примыкающие к этому большинству. И есть столь же четко оформленная оппозиция этому большинству.
Все, что происходит в Государственной Думе сейчас, стало более прогнозируемым, понятным, и в этом есть логика, за которой - четкие интересы и задачи, которые ставят перед собой различные политические организации. Происшедшие изменения вполне закономерны и - что очень важно - полезны.
Полезны для большинства и меньшинства. Мы научились находить компромиссные решения, научились прислушиваться к мнению оппонентов. Меньше стало места для политических спекуляций.





3. Быть депутатом Госдумы для вас - это работа, ответственность, возможность самореализации, ...? Что ощущает человек, ставший профессиональным парламентарием?



Для меня это, прежде всего, работа. И, безусловно, большая ответственность перед теми, кто меня выбрал. Я отвечаю за каждое свое голосование в Думе и полагаю, что всякий раз делаю это в интересах своего избирателя. Я принципиально не голосую по популистским законам, поскольку считаю, что популистский, внешне очень привлекательный закон, но ничем (в первую очередь - финансово) не обеспеченный, - это обман своего избирателя. Но когда при формировании очередного бюджета на будущий год мне удается добиться бюджетного финансирования как можно большего числа татарстанских объектов, я испытываю и чувство глубокого удовлетворения от своей работы, и чувство гордости за то, что я действительно оправдал доверие своих избирателей. Так, например, когда утверждали бюджет текущего года, более 11 млрд рублей были направлены в республику при моей непосредственной поддержке в рамках бюджетной программы социально-экономического развития Татарстана. Буквально в последний момент путем длительных переговоров с Министерством обороны мне удалось добиться целевого выделения 50 млн. рублей на финансирование Казанского порохового завода, который только за несколько недель до этого получил статус казенного предприятия. А это означает, что люди будут получать зарплату, у заводов будут заказы, будут финансироваться в том числе из Москвы серьезные социальные программы, - и таких примеров можно привести очень много.





4. Мы имеем возможность наблюдать народных избранников с экрана телевизоров, когда они дают умные интервью или выступают с трибуны. Но в данном случае они работают на публику. А в обычной "закадровой" жизни Думы, какие отношения между фракциями и их лидерами? Возникает ли некая профессиональная общность парламентариев? В этой связи - не варятся ли политики в собственном соку? Насколько соответствует истине утверждение, что существует как бы две России - одна - за пределами Садового кольца, другая - внутри него?



Я не могу отвечать за всех депутатов, но что касается депутатов группы "Регионы России", большинство из которых - одномандатники, то, безусловно, они находятся на прямом контакте со своими избирателями, в курсе всех событий своего округа. В противном случае, у них просто не будет ни малейшего шанса на повторное переизбрание. Депутат - это работа. Работа без выходных и отпусков. И как на любой другой работе, если ты будешь плохо работать, то тебя просто уволят, не продлят с тобой договор. Несколько иная степень ответственности, поскольку за каждым депутатом - сотни тысяч людей, которые доверили ему свою судьбу. Я это чувствую ежеминутно.
Что касается отношений парламентариев между собой - мы такие же люди, как и все. Конечно, мы общаемся, дружим, спорим, иногда ругаемся. Дума - это живой организм, это коллектив самых разных людей, разных по своим взглядам и убеждениям. Просто депутат - человек публичный, к нему приковано внимание журналистов, политологов, простых обывателей. И это внимание далеко не всегда беспристрастно, а иногда и откровенно недоброжелательно. Отсюда - и всевозможные небылицы о Думе и депутатах. Я отношу это к издержкам публичности нашей работы.





5. Вы традиционно избираетесь по одномандатному округу, хотя, безусловно, могли бы занять верхние строчки в списках ряда партий. Почему? И какова мотивация смены округа в этот раз? Каково место КамАЗа в этой "рокировке"?



Мне нравится чувствовать поддержку своих избирателей. Мне нравится представлять в Государственной Думе интересы своего родного Татарстана, который я очень люблю. Мне нравится "адресность", конкретная направленность моей деятельности на нужды и проблемы моего избирательного округа, моих избирателей.
Есть ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от того, что удается помочь конкретному человеку. Мне нравится смотреть в глаза людям и говорить им: "Я сделаю для вас это, это и то". И я действительно знаю, что я это сделаю, что и в следующий раз, уже отчитываясь о своей депутатской деятельности, я смогу смотреть им в глаза. Для меня это очень важно.
Вопрос о смене округа окончательно не решен. Если это случится, то это будет нелегкое решение. Действительно, мы неоднократно обсуждали эту тему с руководством республики, которое крайне заинтересовано в решении острейших проблем машиностроительного и автомобилестроительного комплекса республики. Не скрывает своей заинтересованности в положительном решении этого вопроса руководители КамАЗа и ЕлАЗа. Тем более, что я и раньше решал многие вопросы, связанные с финансированием и развитием этих предприятий. Есть соответствующая рекомендация республиканской и набережно-челнинской организаций партии "Единая Россия". В ближайшее время я сообщу о своем решении.
Но в любом случае я не собираюсь отказываться от обязательств, взятых мною перед жителями Московского избирательного округа республики. Я и дальше буду следить за его жизнью, помогая по мере своих возможностей.





6. Какова будет, на Ваш взгляд, дальнейшая судьба фракции "Регионы России"?



Пока у меня нет ответа на этот вопрос. Число независимых депутатов в следующей Думе будет, полагаю, гораздо меньшим, чем сегодня. Вместе с тем, думаю, что будут депутаты, избранные в парламент не от политических партий. И встанет вопрос, об их месте в Государственной Думе. Не исключаю, что появится многопартийная депутатская группа, и это будет своеобразным повторением проекта "Регионов России".





7. Как вы оцениваете замену на последней партконференции председателя татарстанского регионального отделения "Единой России".



Юрий Назмиев провел большую организационную работу, за которую ему была объявлена благодарность от имени руководства партии. Но сейчас партия вступает в новый период - предвыборный. Появились новые задачи, и соответственно, - необходимы эффективные формы их решения. Фарид Мухамедшин - крупный публичный политик, имеющий большой политический опыт. Именно фигура такого, не только республиканского, но и федерального, масштаба будет работать на укрепление веса и авторитета партии.





8. Какая из партий, на Ваш взгляд, ближайший конкурент ЕР на выборах?



Если брать партийные списки, то на выборах конкуренты все. Списками, как известно, не дружат. Не бывает такого в политике. На выборах партия должна говорить избирателю - я самая лучшая, голосуйте только за меня. И наша первая задача - удержать своего избирателя. Вторая - привлечь на свою сторону тех, кто еще не определился. И третья - отобрать голоса у конкурентов. Подчеркиваю, у всех.
Я не скрываю, что мы будем бороться и за правый, и за левый электорат. Российские левые - это ортодоксальные левые, которые сегодня не понимают, что назад вернуться невозможно. Российские правые - оторвались от жизненных реалий России. И весь вопрос состоит в том, могут ли эти партии реализовать свои идеи и довести их до практического результата? Ответ: нет. Не могут - у них нет для этого той поддержки, которая нужна в обществе. Вся разница между нами состоит в том, что они могут декларировать свои цели, но не реализовывать. А "Единая Россия" может не только правильно формулировать цели, но и добиваться их достижения, причем отнюдь не в искривленном их понимании. Партия, которая претендует на роль партии общенационального большинства, партии парламентского большинства, должна заявлять такие цели, которые в равной степени близки и представителям бизнеса, и представителям наемного труда, и социально незащищенным слоям населения. Пока такая партия на сегодня одна - "Единая Россия".





9. Как вы относитесь к явлению лоббизма в стенах Госдумы? Имеется в виду лоббизм не только в отрицательном, но и положительном смысле - интересы предприятий, территорий и т.п.



Как к неизбежному явлению. Лоббистская деятельность должна регулироваться законодательно, чтобы каждое предприятие, учреждение могли иметь своего официального представителя в Государственной Думе, отстаивающего их интересы перед профильным Комитетом, Комиссией. Думаю, это вопрос ближайшего будущего.
То, что депутат "пробивает" финансирование предприятий, расположенных в его избирательном округе, - вполне закономерно, и именно этого ждут от него избиратели. Я не скрываю, что постоянно лоббирую интересы родного Татарстана.





10. Депутаты Думы от Татарстана - это абсолютно разные люди, с разными политическими и прочими взглядами. Есть ли среди них взаимодействие, существует ли "татарское землячество" в Думе?



Безусловно, мы, депутаты от Татарстана, находимся в постоянном контакте, общаемся между собой. Но если говорить о согласованности наших действий в рамках непосредственной депутатской деятельности, то нужно иметь ввиду, что депутаты, представляющие интересы одной и той же республики, имеют разные политические взгляды, принадлежат к различным политическим партиям. Поэтому говорить о том, что все депутаты от Татарстана одинаково понимают проблемы своего региона и тех средств, которыми надо защищать его интересы, не приходится. Нередко политические позиции оказываются выше. К примеру, депутат, входящий во фракцию КПРФ, не голосовал ни за один из бюджетов, который утверждался Государственной Думой этого созыва. Несмотря на то, что эти бюджеты были очень нужны Татарстану: уже три года утверждается федеральная целевая программа развития республики на пять лет, там закладываются серьезные финансовые ресурсы, без которых республика не может динамично развиваться. Но в данном случае политическая позиция, видимо, была для него важнее, чем поддержка республики.





http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367515
Перв. публик.: 09.09.05
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 294

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``