В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью О.В.Морозова для журнала `КОММЕРСАНТ - ВЛАСТЬ` Назад
Интервью О.В.Морозова для журнала `КОММЕРСАНТ - ВЛАСТЬ`






-- Руководство "Единой России" поручило вам разработку программных документов партии. В чем суть партийной идеологии?



-- Идеология, это, по сути, вопрос мировоззренческий, это система базовых ценностей, которыми партия намерена руководствоваться. Например, партия "Яблоко" определяет свою идеологию как социальный либерализм, суть идеологии КПРФ -- это известная коммунистическая идеология, у СПС - идеология правого либерализма. В рамках этой терминологии, мы, скорее, партия консервативная. Но консервативная по-новому, если хотите -- с российской спецификой. То есть мы утверждаем, что партия должна отстаивать позиций, на которых держится общество, -- семьи, собственности, свободного рынка, сильного государства, строгих правил, - которые государство устанавливает для граждан, и по которым эти граждане затем получают возможность самостоятельно решать свои проблемы. Получается, что мы партия социального консерватизма.



-- Выбирая консерватизм, вы, видимо, не могли не учитывать президентский метод управления государством...



-- Дело в том, что партия большинства, на роль которой претендует "Единая Россия", это партия, которая не может решать только свои узкопартийные задачи. Поэтому естественно, мы в своей идеологии аккумулируем ценности, которые пришли в Россию после известных перемен. Ценности, связанные со свободой предпринимательства, защитой прав граждан, внедрения рыночных инструментов развития страны. Таким образом, получается, что у нашей партии идеология национального большинства.



-- А кого вы причисляете к национальному большинству?



-- Людей, которые работают по найму, людей, которые имеют свой бизнес.



-- Но это же совершенно противоположные категории граждан, вы собираетесь объединить их в одну?



-- Вы же понимаете, что в России мало предложить идею или программу. Если у тебя нет политического и экономического рычага для их реализации, то твоя роль сведется к роли человека, который много говорит, но обещать при этом ничего не может. Поэтому, мы, например, провозгласили политику низких налогов. А это как раз та область, которая выгодна всем -- и предпринимателям и работникам по найму.



-- Но провозглашать такие цели можно только при прямой поддержке государства...



-- Конечно. Но государство при этом никому ничего не должно. Оно может создать условия, при которых человек самостоятельно будет работать. А мы ему в этом можем помочь.



-- Кроме вас, о политике низких налогов не раз говорили и правые и левые. Вы пересекаетесь с другими партиями в программе по социальной сфере. Как вы намерены доказать вашу состоятельность в этих вопросах?



-- Во-первых, мы намерены занять большинство мест в Думе. И уже одно это дает нам неоспоримое преимущество при реализации нашей программы. На этом фоне партия, еле-еле преодолевшая 5% барьер, не сможет выполнить ничего, из обещанного. Несомненно, программы всех партий примерно одинаковы. Несомненно, их лидеры будут говорить избирателю ровно то, что он хочет услышать. Но я надеюсь, что "Единая Россия" несколько разойдется с другими участниками политического процесса, поскольку претендует на роль ответственной партии. То есть партии, которая формулирует только реалистичные задачи.



-- Но четыре года слишком маленький срок для реализации ваших планов...



-- А мы не собираемся быть партией только одного избирательного цикла. Мы ставим перед собой задачи на весь 21-ый век. И, видимо, уже наши приемники будут решать многое из того, что мы сегодня формулируем в качестве наших целей. Именно в этом смысле, мы поднимаем планку гораздо выше наших конкурентов.



-- Но все-таки невозможно работать на перспективу без поддержки правящей власти. Вы уверены, что вам помогут на выборах?



-- Было бы безумием рассчитывать исключительно на поддержку Кремля и использование административного ресурса. Если такая доля надежды будет двигать нами на выборах, это верный путь к поражению. От него, как известно, никто не застрахован, это своего рода политический несчастный случай. Но закладываться на поражение, идя на выборы, это еще больший абсурд. Поэтому мы о проигрыше даже не помышляем. Наоборот, мы сейчас проводим мобилизующую линию в области партстроительства. Провели, например, в регионах акцию по снижению тарифов. Администрация в Ставрополе и Пскове так перепугалась, что с ходу отменила свои собственные решения.



-- Вы уже выбрали себе главного конкурента на выборах?



-- Если брать списки, то на выборах конкуренты все. Списками, как известно, не дружат. Не бывает такого в политике. На выборах партия должна говорить избирателю -- я самая лучшая, голосуйте только за меня. И если за партию проголосует электорат, например СПС или за ЛДПР, можно считать, что ее задача выполнена. Потому что это и есть главная задача с точки зрения избирательных технологий: есть твой потенциальный избиратель, который готов тебя поддержать. И наша первая задача -- удержать его на этих позициях. Вторая -- привлечь на свою сторону тех, кто еще не определился. И третья -- отобрать голоса у конкурентов. Подчеркиваю, у всех.



-- При этом вы готовы согласовывать кандидатов в одномандатных округах...



-- Да, в этом случае дружба между партиями вполне возможна. Потому что, если дружественная партия выдвигает в округе сильного претендента, не всегда есть смысл выставлять своего оппонента. Есть риск, что пройдет кто-то третий.



-- Можно считать, что процесс согласования кандидатов уже начат?



-- Определенные наметки есть. Они касаются, прежде всего, "Народной партии РФ".



-- Будете ли вы в ходе агитации особое внимание уделять так называемым красным регионам, где традиционно побеждает КПРФ?
-- В разных регионах будут разные технологии. Очевидно, что в некоторых регионах позиции "Единой России" сегодня сильны. Прежде всего потому, что лидеры этих регионов либо уже состоят в партии, либо открыто заявляют о ее поддержке. В таких регионах должен быть один способ работы с избирателем. И совершенно иные пути придется искать там, где административный ресурс против нас.



-- Вы уже знаете, какие?



-- Это вопрос, на который не принято отвечать. Мы намерены использовать некоторые ноу-хау. Но понятно, что в тех же красных регионах мы будем объяснять избирателю -- то, что сегодня предлагает левая оппозиция с точки зрения экономических преобразований, форм социальной защиты, -- это во-первых неэффективно, во-вторых нереализуемо, и следовательно не пойдет на пользу избирателю. Ведь как показывает анализ, красные регионы как раз не из богатых, там очень низкий уровень жизни. Поэтому мы постараемся объяснить гражданам, что если они хотят жить лучше, пришло время подумать о своих представителях в органах власти.



-- Есть ли уже какие-нибудь соображения по поводу первой тройки?



-- Более менее этот иконостас просматривается. Понятно, что сегодня у партии есть люди, которые являются ее лицом. Например, председатель нашего высшего совета Борис Грызлов. Именно они поведут "Единую Россию" на выборы. Что касается федеральной части списка в целом, то это своего рода коллективное творчество. Естественно, в первую тройку, равно как и в остальную часть списка должны попасть представители партии, пользующиеся авторитетом у избирателя и способные принести партии голоса. Если у человека красивые глаза и много заслуг, но как политик или общественный деятель он не состоятелен, в списке его точно не будет.



-- Появление на политической сцене "Партии жизни", которую высказал готовность возглавить председатель Совета Федерации Сергей Миронов, может осложнить вам жизнь?



-- Я не думаю, что господин Миронов планирует идти в следующую Госдуму, он занимает хороший пост. И я не уверен, что "Партия жизни" пойдет на эти выборы списком. Потому что задача преодолеть 5% барьер для партии, не получившей устойчивого электората и не обладающей, как мне кажется, достаточным влиянием, нереальна. Скорее, "Партия жизни" выставит своих кандидатов в одномандатных округах, и, я думаю, через некоторое время мы обсудим возможность сотрудничества в региональных рамках. Мы, конечно, не отдадим ей округа, где у "Единой России" есть кандидаты с высокими шансами на победу, но в глобальном смысле мы, скорее не конкуренты, а партнеры.



-- Возможна ли ситуация, при которой следующая Дума станет многофракционной? То есть мелкие партии, которым удастся провести своих кандидатов по одномандатным округам создадут впоследствии свои депутатские группы и фракции?



-- Мне кажется, следующей Думе избыточная многопартийность не грозит -- просто не хватит депутатов. Ведь по регламенту для формирования фракции необходимо минимум 35 депутатов. Скорее, мы будем объединяться, будем создавать крупные альянсы, для того, чтобы в Думе было устойчивое политическое большинство, ядром которого, в любом случае, будет "Единая Россия".



-- Уже есть окончательное решение о том, какие поправки в устав вы внесете на съезде 29 марта?



-- Да. Совершенно точно мы вносим ротационный принцип руководства генеральным советом партии. Мы ликвидируем должность председателя для всех органов партии, кроме высшего совета. То есть глава исполкома или генсовета будут выступать в роли секретарей, а председатель в партии будет один -- Борис Грызлов. Кроме того, исполком теперь будет назначаться генсоветом, и секретарь исполкома, таким образом, не сможет одновременно занимать пост секретаря генсовета.



-- Когда вы намерены представить предвыборную программу партии избирателям?



-- На съезде в сентябре.



http://www.morozov-ov.ru/

Док. 367510
Перв. публик.: 09.07.07
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 581

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``