В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Процедуры становятся все дороже и дороже` Назад
`Процедуры становятся все дороже и дороже`
- Выборы-2007 имеют ряд характерных особенностей по сравнению с выборной кампанией 2003-го года. Основное отличие - переход на чисто пропорциональную систему. Идет процесс переформатирования политической системы Российской Федерации, мы уходим от персонализации фигур федерального масштаба и государственных органов, от авторитаризма в правлении. Происходит движение к коллегиальной демократии.

В рамках избирательного законодательства произошло укрупнение политических сил, уменьшение их количества, но за счет улучшения качества. По поправкам в избирательное законодательство численность политических партий должна быть не менее 50 тысяч членов. Был введен 7-процентный барьер для прохождения партий в Госдуму, запрещено создавать политические блоки - они часто шли на выборы с размытыми политическими ориентирами и невнятными перспективами. Таким образом, российская политическая система развивается от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике.

В рамках перехода к пропорциональной системе решалась дилемма, присущая любому федеративному государству, это выбор между регионализацией и федеральной целостностью. У нас этот вопрос, в связи с переходом к пропорциональной системе, решился в пользу федеральной целостности. То есть, мы теперь будем голосовать не за представителей региональных групп, как раньше это происходило в одномандатных округах, а за списки партий, которые представляют общее направление развития государства. Однако при этом в российском законодательстве должны быть учтены интересы регионов.

Сейчас ущемление региональных интересов сглажено разбивкой федерального списка каждой партии на региональные группы. Центральная избирательная комиссия в соответствии с законом установила число региональных групп от 80 до 153. Обязательным условием является то, чтобы каждый субъект Федерации был охвачен региональной группой. Конечно, можно говорить о некоторых шероховатостях действующего законодательства. Но над этим надо работать будущей Госдуме. Надо добиться, чтобы у каждого субъекта был представитель в высшем законодательном органе государства.

В новом выборном законодательстве мы отказались от графы "Против всех" в избирательных бюллетенях. Прежде всего, это связано с рекомендациями ОБСЕ по результатам предыдущего цикла федеральных выборов. Представители этой организации впрямую рекомендовали отказаться от данной графы, так как невнятность в бюллетене порождает невнятность выбора избирателем определенного политического курса. Отказом от графы "Против всех" мы, фактически, подталкиваем избирателей к осознанному выбору, который необходимо сделать, ставя галочку, перед тем как опустить бюллетень в урну.

По новому закону отсутствует порог явки избирателей. Мы исходим из политических обязательств Российской Федерации, к которым она присоединилась, подписав ряд международных правовых документов. Речь идет о проведении на территории страны свободных выборов, без какого-либо принуждения, понукания и обязательной явки. У нас некоторые органы власти, имея установленный законом порог явки, давили на избирателей, требовали, чтобы они обязательно пришли и проголосовали. Где-то это давление было слабым, практически незаметным. А в некоторых субъектах оно осуществлялось достаточно сильно, как через административные органы власти, так и через руководство коммерческих и некоммерческих предприятий.

Особенностью предстоящих выборов является тенденция, которая присуща выборным кампаниям и других стран - это удорожание выборов. Электоральные процедуры становятся все дороже и дороже. Если в 2003 году выборы для бюджета обошлись в 2,8 миллиарда рублей, то на текущие выборы бюджетом выделено 4,3 миллиарда рублей. Эти деньги выделены организаторам выборов. Политические партии в 2003 году тратили на выборы, например, 250 миллионов рублей, а сегодня избирательный фонд составляет 400 миллионов рублей. Но в любом случае перечислены все шаги, направленные на усиление процесса демократизации Российской Федерации и электоральных процедур, которые происходят в период выборов.

Игорь Борисов, член ЦИК РФ, председатель Совета Российского общественного института избирательного права

6 Сентябрь 2007
"Кремль.ORG".
www.kreml.org



Док. 367491
Опублик.: 09.09.07
Число обращений: 415

  • Борисов Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``