В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление депутата С.И. Штогрина на Парламентских слушаниях Назад
Выступление депутата С.И. Штогрина на Парламентских слушаниях
Выступление депутата С.И. Штогрина на Парламентских слушаниях по теме: " Эколого-экономические проблемы бассейна реки Амур и пути их законодательного решения"

Штогрин Сергей Иванович, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам.

Штогрин С.И. Да, спасибо. Представитель Еврейской автономной области...

Председательствующий. (Не слышно.)

Штогрин С.И. Да, понятное, дело. Спасибо большое.
В такой сложной, я бы сказал, кричащей проблеме, как проблема экологии и сохранения Амура, я бы вообще предложил всякие политические пристрастия, партийные приоритеты отложить в сторону, всем объединиться. Потому что проблема общенародная, общедальневосточная.

И первое, на чем бы я хотел остановить ваше внимание, это вот на парламентской составляющей: а что же мы, депутаты Государственной Думы, должны и можем сделать для того, чтобы всё-таки проблема решалась более активно, более целенаправленно и динамично, чем решается сегодня?

Я бы предложил коллегам всё-таки поддержать идею принятия специального закона по Амуру, о котором мы говорим "Об охране и рациональном использовании реки Амур" по нескольким причинам.

Вот сегодня, казалось бы, высокий уровень - парламентские слушания проводятся в Государственной Думе. А кто представляет сегодня у нас Правительство Российской Федерации и министерства?

Даже на уровне начальника департамента никого нет. Поэтому обсуждение законопроекта выходит на совершенно иной уровень, на уровень палаты Государственной Думы, и тогда уже отношение к нему совершенно иное и уровень обсуждения проблемы иной. Тогда уже заключение правительства подписываться будет не кем иным как заместителем, хотя бы председателя правительства Жуковым Александром Дмитриевичем, а не каким-нибудь там начальником департамента или заместителем начальника департамента, не умаляя, конечно, значимость присутствующих здесь работников министерств. Это первое, то есть, мы серьёзным образом поднимем уровень обсуждения.

Второе: я полагаю, что проект закона, когда он будет подготовлен, надо направить и в Общественную палату, вот эту силу мы пока используем, к сожалению, плохо. И заключение Общественной палаты, оно имеет большую значимость, общеполитическую значимость.

И третье: конечно, принятие такого закона, оно серьёзно поднимет наши позиции в международном плане, прежде всего, в отношении с Китайской Народной Республикой.
И тогда мы можем предъявлять соответствующие предложения и нашим друзьям из Китайской Народной Республики, в том числе парламентариям. У нас есть закон, вы тоже соответствующее принимайте решение о том, чтобы на законодательном уровне были вопросы эти... решались подобающим образом.

Да, конечно, можно сейчас подготовить и он уже практически есть закон, там есть одно "но". Как я проверил, там нет финансово-экономического обоснования. Без финансово-экономического обоснования никто даже рассматривать его не будет, вернут его нам назад. Поэтому я предлагаю, что сделать? Давайте, мы в ближайший, может быть, месяц-два посмотрим это всё, я готов включиться в эту работу и помочь вместе со специалистами подготовить финансово-экономическое обоснование. И тогда будет понятно, а сколько он стоит для федерального бюджета, сколько он стоить будет для региональных бюджетов по тем регионам, где протекает Амур. И тогда будет понятна возможность его прохождения через Государственную Думу, через Совет Федерации и позиция правительства по этому законопроекту.

Но я думаю, что нам важно сейчас вот, готовя к внесению законопроект, всё-таки поизучать опыт озера Байкал, как работает закон по озеру Байкал. Он тоже принимался с трудом, несколько раз корректировался, поэтому я готов буквально завтра - послезавтра направить такой запрос в Иркутскую область с тем, чтобы нам наши коллеги законодатели рассказали, а как он работает, какие проблемы есть, что там, может быть, в нём не учтено, и нам надо учесть в будущем законопроекте. Если будет такая необходимость, может быть, организовать специальную поездку в Иркутскую область депутатов региональных и депутатов Государственной Думы с тем, чтобы мы во всеоружии и подготовили проект закона. И рассматривали его, и были бы у нас доводы, высказать правительству свою позицию более весомую, исходя из опыта, который уже есть.

Второй вопрос, который сегодня обсуждался, я, Евгений Николаевич, с вами согласен, это вот межправительственное соглашение. Да, у нас есть парламентская группа, кстати, я её возглавляю, депутатская парламентская группа по связям с Всекитайским Собранием народных представителей.

И всегда, когда мы встречаемся с нашими коллегами из Всекитайского Собрания народных представителей, мы вопросы экологии, вопросы Амура ставим на самом высоком уровне.

И в прошлом году был у нас Председатель Всекитайского постоянного комитета Всекитайского Собрания народных представителей Вбанго. Вот в этом году был с визитов Ху Дзиньтао - Председатель КНР. Мы эти вопросы ставим, но я вижу, что этого мало, поэтому мы запланировали на 20 июня собрание нашей группы, где мы пригласим представителей МИД и представителей Министерства природных ресурсов, чтобы они нас проинформировали. И с пристрастием поговорим с ними по проблеме: как идёт подготовка соглашения, какие проблемы возникают, где тут, может быть, нужно парламентское участие, переговорить с нашими коллегами из Всекитайского Собрания с тем, чтобы это двигалось более динамично, и принят он был не пустым, а действительно содержательным. Чтобы он работал в интересах обоих стран.

И ещё одна идея есть. Я думаю, что вот то, что у нас по текущему проходит: парламентское участие, контроль, выступление, не достаточно. Поэтому, наверное, было бы рационально для обсуждения, может быть, и в рекомендации включить, выйти с предложением от нашей парламентской группы к китайским нашим коллегам из Всекитайского собрания народных представителей и организовать постоянно действующий такой парламентский форум, Вв который бы вошли депутаты Государственной Думы, депутаты Всекитайского собрания народных представителей, депутаты региональных законодательных, представительных органов и раз в год встречаться в Благовещенске, в Хабаровске, в Харбине, в Чите, в других городах и смотреть, а что же происходит? Как власть исполнительная работает с тем, чтобы мы, депутаты, могли держать руку на пульсе реальных дел.

Потому что мы с вами говорим, мы поручения даём, мы принимаем законы, постановления, реализует-то всё власть исполнительная, чтобы она чувствовала, что есть настоящий депутатский, есть настоящий парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти.

И последнее. Сегодня ещё не звучало, но, мне кажется, у нас совершенно потеряли одну вещь, которая играла всегда очень важную роль на реках пограничных, это контроль за браконьерством, борьба с браконьерством. Вот те реорганизации, которые прошли последние годы в Комитете по рыболовству, передаче части полномочий Россельхознадзору, где создали и собрали в одну организацию ветеринарные, фито и контроль рыбоохраны, на мой взгляд, нанесло серьёзный удар по организации охраны биоресурсов на пограничных реках.

Мало того, что там неразбериха и до сих пор со структурой не разобрались, 3 года эта реорганизация идёт, так ещё и денег нет. В бюджете 2008 года в проекте Хабаровскому краю, Амурской области, Читинской, выделяется где-то там всего несколько сот тысяч рублей биоресурсов, Еврейской автономной области вообще ноль.

Я подготовил соответствующий запрос в министерство финансов. Что это за дела такие? Если мы не будем финансировать это дело, а вообще, я думаю, что рыбоохрану на пограничных реках надо ставить в отдельный, более высокий уровень, нежели внутри у нас страны и не финансировать её из федерального бюджета и тогда надо вообще закрыть наши парламентские слушания и этими делами не заниматься.

И последнее. Я думаю, что надо ввести наши рекомендации парламентских слушаний. Если мы действительно займёмся и действительно добьёмся положительных результатов в экологическом состоянии вообще реки Амур, притоков и всего бассейна Амура, то сразу возникает вопрос. Надо заниматься воспроизводством рыбных запасов.

А что мы имеем сегодня на Амуре? Анюйский рыборазводный завод, 2 небольших завода: Теплоозёрский и Биджанский в Еврейской автономной области и вот строим, никак не можем достроить Владимирский рыборазводный завод и всё. Поэтому и в программах наших и, наверное, в ФАИПе надо предусматривать на будущие годы строительство рыборазводных заводов и не только чёрной икры, таких пород как осетровые и как лососевые породы, а надо восстанавливать частиковых рыб. Того же сазана, белого амура, толстолобика, которые вообще являются уникальными видами и, по сути дела, только рыборазведение в европейской части, они существуют.

А Амур, с этой точки зрения, просто богатейшая река, которую наши предки, в общем-то, и жили здесь, питались. Наполовину их рацион состоял из рыбы, что серьёзно потеряно. Поэтому вот в части рыборазведения, я думаю, тоже мы должны принять соответствующее решение и совместно работать.

Спасибо, за внимание.


01.06.2007
http://www.shtogrin.ru/positiontext/position/id/725796.html

Док. 367454
Перв. публик.: 01.06.07
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 437

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``