В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Штогрин, депутат Госдумы (фракция КПРФ): `Бюджет - стратегии нет, есть предвыборный зуд` Назад
Сергей Штогрин, депутат Госдумы (фракция КПРФ): `Бюджет - стратегии нет, есть предвыборный зуд`
Бюджет на 2007 год сверстан Минфином, одобрен правительством и 22 сентября будет приниматься думскими "единороссами" в первом чтении. Его основные параметры: доходы - 6965,3 млрд. руб., расходы - 5463,5 млрд. руб., профицит - 1501,8 млрд. руб.. Стабилизационный фонд на конец 2007 года составит 4238,6 млрд. руб., в течение года в него уйдет 1690,7 млрд. руб. Все обсуждения в Госдуме, по мнению парламентских наблюдателей, будут носить формальный характер. "Медвежий" хорал в 300 голосов изготовился голосовать без раздумий. "Деньги уже разбросаны и поделены, делить по-другому их никто не будет", - иронично замечает источник из раздробившейся фракции "Родина". "Это бюджет стратегии и социальной направленности", - высокопарно заявляют в СМИ авторитетные представители "Единой России". В частности, Пехтин с Володиным уже успели всем расхвалиться, как они летом в поте лица "работали над финансовыми вопросами". И потому бюджет получился хоть куда. По словам Володина, на его памяти "такого социально ориентированного бюджета еще не было..." - Ну какая тут социальная ориентированность? Наша страна никак не может достичь уровня 1990 года в своем экономическом развитии, в производстве, в поддержке семьи, детства, материнства. И трудно сказать, когда мы достигнем того уровня, который у нас уже был, тех условий, в которых миллионы людей уже жили и знали, что такое государственная забота о человеке, о ребенке, - говорит депутат фракции КПРФ, заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. Не менее скептически он оценивает характеристики бюджета-2007 как "стратегического": - С точки зрения развития страны, ничего стратегического в бюджете нет. И прежде всего потому, что у нас вообще официально не утверждена никакая стратегия развития государства на ближайшую перспективу. Есть среднесрочная программа, одобренная правительством, и все. Консолидированной программы, которая была бы одобрена президентом, правительством, Федеральным собранием, не существует. А без нее выстраивать стратегическую линию невозможно. То, что каждый год возникают всякие определения (нынешний бюджет называли бюджетом "развития", следующий - "стратегии"), так это лишь слова. Сначала нужно достичь хотя бы того, что было до 1991 года, потом - определить вектор движения дальше, и только тогда можно будет говорить о стратегических планах. А пока мы видим только предвыборные трюки. Бюджет на 2007 год продолжает линию бюджетов трех предыдущих лет. Хотя в посланиях президента появляются некоторые новации, касающиеся тех проблем, о которых оппозиция, в первую очередь КПРФ, говорит все годы, сколько существует Госдума. Мы говорили и говорим: надо поддерживать материнство и детство, стыдно стране, скопившей почти 300 млрд. долларов валютных резервов, платить пособие на ребенка 70 руб.; надо по-настоящему платить учителям. Сейчас чуть-чуть сдвинулось: за классное руководство добавили 1 тыс. руб. Но разве это стратегия? Разве это стратегическое преобразование по поддержке педагогов? Всего лишь отдали часть того, что давно должны были заплатить... Не более того. Да и эти шаги со стороны власти - вынужденные, сделаны они под давлением оппозиции и продиктованы жизнью. Однако до сих пор не решается самая главная проблема - увеличение заработной платы. В нашей стране она крайне низкая. И в бюджете на 2007 год для ее роста снова ничего существенного не предусматривается. За исключением меры, на которой КПРФ давно настаивает, а руководство страны растянуло ее на длительный период, - это повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 1400 руб. Но произойдет это аж с 1 сентября 2007 года. Сейчас МРОТ составляет 1100 руб. КПРФ предлагала более радикально повысить МРОТ, по крайней мере до прожиточного минимума. Но правительство не желает раскошелиться для народа. Бюджетникам проиндексируют ставки, опять же с 1 сентября 2007-го, всего в 1,15 раза, что будет для них очень слабым утешением. Поскольку тарифная ставка первого разряда будет установлена в 1400 руб., то многие работники низовых звеньев в культуре, образовании, медицине так и будут получать 3-5 тыс. руб. в месяц. Обещают проиндексировать денежное довольство военнослужащим и приравненным к ним лицам на 10% с 1 января 2007 года и на 15% - с 1 декабря 2007 года. Но тут же лишат компенсаций за продовольственный паек тех, кто стоит на "котловом" довольствии, а также военных пенсионеров. И возникает вопрос: где же здесь, господа из "Единой России", социальная направленность бюджета-2007? Где в нем хоть одно решение, которое могло бы остановить социально-экономическую деградацию нашей страны? Отчетливо видно лишь то, что прежний тупиковый курс продолжится, но с учетом предвыборной ситуации: чуть увеличат МРОТ, чуть добавят пенсионерам, чуть подбросят регионам. Хотя звучит громко: в полтора раза увеличиваются трансферты субъектам РФ. Но дело в том, что федеральный центр добавил регионам расходных обязательств, передав им часть своих... Например, по ЗАГСам, по военкоматам, по борьбе с пожарами и еще целый ряд полномочий, которые не обеспечены деньгами. В итоге расходные обязательства между федеральным центром и регионами поделены в пропорции 40% и 60%, а доходы - 59% и 41% соответственно. К тому же правительство применило новую хитрую методику расчета трансфертов. Ее разработали Минфин с Минэкономразвития (министры А. Кудрин и Г. Греф). "Методика" урезает размеры трансфертов 18 субъектам РФ, добившимся увеличения собственных доходов. В правительстве это названо "совершенствованием" межбюджетных отношений. Но суть его в том, что регионы, которым удалось чего-то добиться в своем развитии (за что их следовало бы поощрять), теряют в пополнении бюджета через трансферты, а заодно и охоту к экономической активности, к расширению своей налоговой базы. Их понять можно: чем больше они соберут налогов, тем существеннее федеральное правительство урежет полагающуюся им дотацию. Тогда зачем стараться, считают на местах. КПРФ предостерегает правительство от применения такой "методики" и будет настаивать на сохранении трансфертов на прежнем уровне. Но прислушается ли к нам правительство? Оно по-прежнему своей первоочередной задачей считает борьбу с инфляцией, сдерживание расходов на развитие страны и скапливание средств в Стабфонде. Как и прежде, бюджет рассчитан на основе макроэкономических показателей, предложенных Министерством экономического развития и торговли, значительно отличающихся от жизненных реалий. Об этом свидетельствует и складывающаяся ситуация в стране в текущем году. В расчетах бюджета на 2006 год бралась цена нефти Юралс 40 долл. за баррель, а реальная стоимость - 65. Прогнозные планы правительства в разы отличаются от того, что получается по факту. Уже сейчас очевидно, что тот же профицит бюджета вырастет почти в 2,3 раза больше, чем рассчитывало правительство. Безуспешны действия правительства и Центрального банка по сдерживанию инфляции монетарным способом путем стерилизации денежной массы. Нам обещали, что инфляция не превысит 7,5-8,5%, но к концу года она составит не менее 10%. А экономика между тем остается без денег, бизнес - без внутренних источников финансирования. В настоящее время монетизация экономики страны не превышает 30% (в обороте находится денег в объеме не более 30% от ВВП). Этого явно недостаточно. И в будущем году перемен не предвидится. В Стабфонд будет отсекаться 27 долл. за баррель, производственная сфера останется на голодном пайке и в том же разваливающемся состоянии. Не в этом ли и состоит стратегическая задача рыночного руководства страны? Депутаты фракции КПРФ не скрывают своего разочарования проектом бюджета на 2007 год. Многие уже высказывают свои выводы: такой финансовый план утверждать нельзя, с такой "стратегией" невозможно согласиться.

Подготовила Галина Платова, "Советская Россия", 07.09.2006
http://www.shtogrin.ru/position_stat32/

Док. 367447
Перв. публик.: 07.09.06
Последн. ред.: 09.09.07
Число обращений: 481

  • Штогрин Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``